Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:11, контрольная работа
Период 90-х годов ХХ века в России ознаменовался началом подготовки специалистов в области социальной работы, которая давно уже стала неотъемлемым элементом жизни большинства стран мира. Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Период 90-х годов
ХХ века в России ознаменовался началом
подготовки специалистов в области
социальной работы, которая давно
уже стала неотъемлемым элементом
жизни большинства стран мира.
Социальная работа - это специфический
вид профессиональной деятельности,
оказание государственного и негосударственного
содействия человеку с целью обеспечения
культурного, социального и материального
уровня его жизни, предоставление индивидуальной
помощи человеку, семье или группе
лиц.
Эффективность социальной
работы в современных рыночных условиях
в России во многом определяется качеством
ее управления. Именно этим во многом обусловлено
включение в Государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования
по специальности 350500 «Социальная работа»
ряда управленческих дисциплин. Среди
них центральное место
Цель изучения дисциплины
«Организация, управление и администрирование
в социальной работе» состоит
в формировании у студентов теоретических
знаний о системе управления социальной
работой, месте и роли в ней
организации и
Задачи изучения
дисциплины «Организация, управление
и администрирование в
Способствовать пониманию слушателями сущности и социальной значимости управления социальной работой, его места и роли как в системе социальных и управленческих знаний, так и в формировании профессиональных качеств специалиста социальной работы, а также овладению ими понятийным аппаратом науки управления.
Прививать и развивать способности студентов в части, касающейся определения целей и задач социальных служб и других организаций социальной сферы, разработки их планов и структуры управления, эффективного формирования и использования персонала, его мотивации, принятия оптимальных управленческих решений, осуществления контроля за их исполнением.
Содействовать студентам в овладении ими знаниями принципов, структуры, функций и методов управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях, основ администрирования в социальных службах, прав социальных работников, правил их этического поведения и навыками современных технологий руководства и лидерства, работы в команде, разрешения конфликтов, самоменеджмента и организации труда специалистов социальной работы.
Обеспечить понимание
студентами сущности, основных факторов
и путей повышения
Научить студентов
адаптировать позитивный отечественный
и зарубежный опыт УСР к условиям
конкретной организации социальной
сферы.
В результате изучения
дисциплины «Организация, управление
и администрирование в
знать:
понятие и виды социального управления, его основные законы, принципы и методы;
системный и другие методологические подходы к УСР;
основные элементы системы УСР;
определение и общие характеристики социальной организации, подходы к определению ее целей, задач и стратегии;
структуру персонала социальной службы, аксиомы и принципы управления им в организации, типологию кадровой политики;
понятие, типы и роли менеджеров в ОСС, основы их взаимоотношений с подчиненными, способы формирования эффективной управленческой команды;
методологию разработки, принятия и реализации управленческого решения;
сущность основных функций УСР, связующих процессов в нем;
правила поведения индивида и коллектива в организации, методы и стили разрешения возникающих в ней конфликтных ситуаций;
источники, типы и особенности власти и лидерства в ОСС;
сущность эффективности и технологизации УСР;
общие подходы к управлению нововведениями в социальной работе;
принципы профессиональной этики менеджеров и меры повышения этичности поведения в ОСС;
сущность и виды культуры УСР;
отечественный и
зарубежный опыт УСР;
уметь:
осуществлять на профессиональной основе управленческую, организационно-методическую, социально-диагностическую и инновационную деятельность;
формулировать цели ОСС и эффективно использовать человеческие ресурсы для их достижения;
разрабатывать стратегические и тактические планы социальной службы;
проектировать организационную структуру управления социальной службой;
классифицировать и разрабатывать основные регламенты УСР;
вырабатывать и обосновывать кадровую политику социальной службы;
анализировать систему мотивации персонала социальной службы и предлагать меры по ее совершенствованию;
обеспечивать контроль за выполнением поставленных целей и задач социальной службы и (или) ее структурного подразделения;
готовить проекты управленческих решений и осуществлять соответствующие меры по их выполнению;
предупреждать конфликты в социальных службах и определять пути их разрешения;
соблюдать этические нормы и проявлять готовность к сотрудничеству с коллегами и партнерами, к работе в команде, к разрешению конфликтов и компромиссам;
ставить диагноз
социального самочувствия ОСС и
преодолевать психологические барьеры
при внедрении инноваций, создавать
оптимальную организационную
адаптировать позитивный
опыт отечественного и зарубежного УСР
к условиям конкретной социальной службы;
иметь навыки:
планирования индивидуальной и совместной деятельности в сфере УСР;
УСР на основе системного подхода и по ситуации, используя разные способы управленческого воздействия на персонал ОСС;
соблюдения законов и принципов управления, использования на практике основных методов управления ОСС;
исследования управленческих проблем социальной службы и выработки альтернативных вариантов их решения;
определения и классификации функций конкретной социальной службы, их распределения между ее отдельными структурными подразделениями;
анализа и проектирования структуры социальной службы;
профессиональной работы с регламентами социальной службы;
управления поведением сотрудников социальной службы,
принятия творческих и нестандартных управленческих решений;
организации коммуникационного процесса в ОСС;
руководства малой рабочей группой (коллективом) социальной службы и координации деятельности в ее внешней среде;
проведения социального
мониторинга, управления инновациями,
работы с социальными проектами
и программами.
Управление есть
необходимое условие для
Управление социальной
работой является одним из видов
социального управления, где главным
субъектом и объектом является человек.
Социальное управление может рассматриваться
в широком и узком смыслах.
Социальное управление в широком
смысле представляет собой органически
присущее общественной системе явление,
обеспечивающее сохранение ее целостности,
качественной специфики, воспроизводство
и развитие. Социальное управление
в узком смысле – осознанное,
систематическое, специально организованное
воздействие на общество по упорядочению
и совершенствованию его
Управление социальной
работой как вид социального
управления представляет собой сознательное
воздействие на процессы организации
и развития социальной помощи и поддержки
населения через
УСР обусловлено:
наличием субъекта УСР (того, кто управляет) и объекта УСР (того, кем управляют);
существованием между
субъектом и объектом УСР прямой
(отдание субъектом УСР команд,
распоряжений объекту УСР) и обратной
связи (информирование о выполнении
и невыполнении команд субъекта УСР).
Субъектами управления
в системе социальной работы являются
руководители всех уровней, специалисты,
которым делегированы определенные
полномочия, а также органы управления
социальных служб и других ОСС (прежде
всего учреждений социальной защиты,
труда и занятости населения),
наделенные управленческими функциями
в области социальной работы.
Объектами управления
в системе социальной работы являются
социальные работники, сотрудники социальных
служб, других организаций, организации
социальной защиты, их структурные
подразделения, а также система
взаимоотношений, складывающихся между
людьми при оказании социальной поддержки
и помощи населению (клиентам).
В УСР выделяют три
уровня: федеральный, региональный (республика,
край, область), муниципальный (район, город).
На каждом из них управление социальной
работой осуществляется органами власти
трех ветвей: законодательной, исполнительной
и судебной.
Основным государственным
органом в области социальной
защиты населения в России является
Министерство труда и социального
развития Российской Федерации. Оно
является федеральным органом