Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:05, лекция

Описание работы

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и изучении следующих взаимосвязанных компонентов:
1)органов управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем, включая изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми при выполне-нии ими управленческих функций.

Содержание

1. Особенности социологического подхода к анализу управления
2.Субъект и объект социального управления

Работа содержит 1 файл

по соц управлению.docx

— 17.54 Кб (Скачать)

1. Особенности социологического подхода к анализу управления

Сущность социологического подхода к управлению заключается  в выделении и изучении следующих  взаимосвязанных компонентов:

1)органов управления с  точки зрения функционирования  их в качестве социальных систем, включая изучение комплекса подбора,  расстановки, воспитания управленческих  кадров, отношений, складывающихся  между людьми при выполне-нии ими управленческих функций;

2)группы проблем, связанных  с постановкой и реализацией  социальных целей управления  с точки зрения социальных  критериев, анализом социальных  последствий принимаемых управленческих  решений, исследованием и разработкой  системы учёта интересов, мнений  и предложений людей;

3)целенаправленного воздействия  на управляемые подсистемы и  связанные с этим вопросы дисциплины, ответственно-сти, исполнительности, рассматриваемые не просто как социальные качества личности, а как выражение определённых отношений, возникающих в процессе управления;

4)внутригруппового регулирования  и социальной самоорганизации  в отдельных группах и на  предприятии в целом.

Социология управления рассматривает  такие актуальные проблемы, как:

¾ организационная культура;

¾ система власти и отношения руководства-подчинения;

¾ социальная структура организации;

¾ взаимосвязь формальной и неформальной структур;

¾ социальные группы, статусы и роли;

¾ формирование групп в системе управления по социологическим признакам;

¾ соединение личных, групповых и общеорганизационных целей;

¾ участие исполнителей в выработке общих решений;

¾ оценка руководителей;

¾ организационные конфликты;

¾ адаптация персонала;

¾ управленческое консультирование;

¾ социальное планирование;

¾ сокращение персонала;

¾ дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т.д.;

¾ удовлетворённость трудом и отчуждение от работы;

¾ социальная ответственность и др.

Социология рассматривает  управление как постоянно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учёте социального фактора.

2.Субъект и объект социального  управления

Социальное управление обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь  деятельности людей в интересах  общества и личности.

Социальное управление-процесс  воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Объектом социального управления выступает социальное управление, т.е. управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

Объект социального управления включает: реальные процессы социального управления; методы и механизмы, достижения целей и задач; социальную информацию о процессах социального управления, с помощью метода эмпирического социального исследования.

2. Субъект и объект социального  управления.

В социальном управлении объект одновременно выступает и его  субъектом, так как и в том  и в другом случае речь идет о  людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет  определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит  отражение и в характеристиках  соответствующих социальных систем. Например, исследования, проведенные  голландским ученым Г.Хофстеде, показали, что европейские страны отличаются друг от друга по этно-психологическим параметрам.

Так, дистанция власти (уровень  неравенства между людьми, который  воспринимается населением страны как  нормальный) оказалась слишком большой  у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом  в Португалии и  Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия - преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды - “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.

Все эти особенности оказывают  влияние на менеджмент в отдельных  странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровнями социального  управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск  личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и  элитаризму, “женственность” стимулирует  развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.

Социальное управление основано на добровольном или принудительном  подчинении людей определенной власти. Поэтому естественным является выделение  из социальной  среды множества  людей и социальных субъектов (социальных общностей и социальных организаций),испытывающих на себе воздействие этой власти. Однако, воздействие со стороны власти испытывает на себе любой сознательный человек, любой социальный субъект. Поэтому относить все общество к объекту управления нецелесообразно.Нас будут интересовать в дальнейшем в качестве объекта управления не все члены общества,а исполнители (люди и социальные субъекты) управленческих решений, административно подчиняющиеся своему непосредственному руководству. Таким образом,под объектом управления áóäåì ïîíèìàòü ñîâîêóïíîñòü людей и ñîöèàëüíûõ ñóáúåêòîâ (социальных общностей и социальных организаций),административно подчиняющихся субъекту управлению, в качестве которого будем рассматривать отдельное лицо или группу лиц (управляющий орган).

     Объект управления  и субъект управления вместе  составляют организационную систему.  Примерами организационных систем  являются промышленные предприятия  и объединения, фирмы, транснациональные  компании, министерства и ведомства,  различные комиссии и проблемные  группы, программно-целевые комплексы  и др.

3.

 


Информация о работе Социальное управление