- Основные
положения Стратегии
социальной сплоченности,
принятой Советом
Европы в 2001 году и
пересмотренной в 2004
году.
Соц.Сплоч. –способность
общества обеспечивать
благополучие всех своих
членов, сводить к минимуму
неравенство и избегать
поляризации общества. Определение:
субъективно-объективная
оценка личностью своей
индивидуальной социальной
безопасности и условий,
приемлемых для реализации
её потенциальных способностей
и возможностей сообразно
самоидентификации
личности с той или иной
социальной группой,
общностью в процессе
социального развития. Социальное
развитие – совокупность
экономических, социальных,
политических, духовных
процессов, развертывающихся
в обществе.
Признавая значимость
для всех стран членов
Совета Европы, был создан
межправительственный
орган – Европейский
Комитет по вопросам
социальной сплоченности. Соц.Сплоч.
– это стратегия, которая
развивается вместе
с обществом, аккумулируя
в себе специфику отдельных
государств и общемировые
тенденции.
Важно, чтобы граждане
имели доступ к социальным
правам. В этом контексте
определяются мера социальной
ответственности и роль
всех участников процесса:
государства, бизнеса,
гражданского общества,
отдельного гражданина.
Сплоченное общество (отмечается
в стратегии- это такая
солидарная община,
которая состоит из
свободных граждан,
выполняя общие задачи
демократическим путем. В
первой части стратегии
Соц. Сплочен. -это идеал,
его нужно постоянно
поддерживать, совершенствовать,
адаптировать, обеспечивая
определенный баланс
сил и различных групп. Социал.Сплоч.
касается возможности
общества обеспечить
благосостояние всех
своих членов, свести
к минимуму неравенство
и избежать поляризации
общества. Благосостояние
людей включает в себя
не только равенство
и отсутствие дискриминации
в доступе к правам человека
но также: –достоинство
людей и признание их
способностей, уважение
многообразия культуры,
мыслей и религиозных
верований; - свободу
личного развития на
протяжении всей жизни; -возможность
активного участия каждого
человека равноправного
гражданина. Особое
внимание уделяется
на практике прав и потребностей
тех лиц, которые могут
оказаться в уязвимой
ситуации: -дети; -молодые
люди; -семьи находящиеся
в трудной жизненной
ситуации; -мигранты,
этнические меньшинства; -инвалиды; -пожилые
люди, которые в частности
находятся в изоляции,
не имеют поддержки
семьи. Совет Европы
исходит из того, что
доступ к социальным
правам должны основываться
на следующих принципах:
-равенства для всех,
без дискриминации; -доступ
к услугам высокого
качества; -особое внимание
к потребителям уязвимых
членов общества; -отказ
от дискриминации лиц,
имеющих особые потребности; -поддержание
справедливой и последовательной
политики в области
налогообложения. Социал.сплоч.
рассматривается как
общая ответственность.
Способность общества
обеспечить всеобщее
благосостояние должна
рассматриваться как
ответственность всех
компонентов общества.
До 21века за всеобщее
благосостояние отвечала
госуд-во, но кризис
эконом., глоболиз. показали,
что модель не работает,
необходимо участие
гос-ва, бизнеса, граждан.
Направления для обеспечения
социал.сплоч: новые
концепции партнерства
между гражданами и
гос-вом; -более плотное
сплочение экономической
и социальной политики; -разработка
новых этических признаков
социал. ответств.; -поддержка
семьи и поощрение семейной
солидарности; -соде5йствие
участию гражд. общества
в активной работе по
укреплению Соц.Сплочен.
- Базовые
правовые основы формирования
и реализации принципов:
Конституция РФ; Федеральные
законы № 119-ФЗ и
№ 95-ФЗ. Конституция
РФ и федеральные законы
несут нормы, которые
не могут быть минимизированы
в региональном законодательстве.
Право граждан РФ на
социальную защиту закреплено
в Конституции РФ, которая
провозгласила, что
Российская Федерация
является социальным
государством, политика
которого направлена
на создание условий,
обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие
человека (ст. 7). Конкретизация
этого положения содержится
в ст. 39 Конституции,
в соответствии с которой
каждому гарантируется
социальное обеспечение
в случае нетрудоспособности,
для воспитания детей
и иных случаях, установленных
законом. Важнейшим
направлением современной
социальной политики
государства является
поддержка на федеральном
уровне различных субъектов
Российской Федерации
в области развития
системы социального
обслуживания населения.
В ведении органов социальной
защиты населения субъектов
Российской Федерации
действуют стационарные
учреждения социального
обслуживания различных
типов, в том числе дома-интернаты (пансионаты)
для ветеранов войны
и труда, психоневрологические
интернаты, специальные
дома-интернаты и отделения
для лиц с асоциальным
поведением, отбывших
наказания за совершенные
ими преступления, реабилитационные
центры, детские дома-интернаты
для умственно отсталых
детей, детские дома-интернаты
для детей с тяжелыми
физическими недостатками.
Особое значение приобретает
развитие геронтологии
в ее практической социальной
и медицинской направленности.
Особо острой остается
проблема лиц без определенного
места жительства и
занятий, не имеющих
средств к существованию.
Для них создается сеть
социальных учреждений
– специальных домов-интернатов,
домов ночного пребывания.
-территориальные центры
помощи семье и детям; -социально-реабилитационные
центры для несовершеннолетних; -центры
помощи детям, оставшимся
без попечения родителей; -реабилитационные
центры для детей и подростков
с ограниченными возможностями; -социальные
приюты для детей и подростков; -центры
психолого-педагогической
помощи населению; -центры
экстренной психологической
помощи по телефону.
В субъектах Российской
Федерации работают
учреждения, которые
оказывают социальные
услуги молодым людям
по более чем 20 направлениям
деятельности – от организации
досуга и культурно-спортивной
работы до психологического
консультирования, наркологической
помощи и консультирования
по планированию семьи.
Жесточайшего дефицита
финансовых средств
во многих субъектах
Российской Федерации
пытаются решить сложнейшие
проблемы семьи и детства,
открывая малопрофильные
центры социальной помощи
семье и детям и отделения
(нередко маломощные)
помощи семье и детям.
В ряде регионов типичным
явлением становится
процесс объединения
различных видов учреждений
социального обслуживания. Принципы
согласования и делегирования
полномочий -
согласования интересов
Российской Федерации
и ее субъектов; -делегирования
полномочий по исполнению
социальных мандатов;
-добровольности заключения
договоров и соглашений. Принцип
позитивного обязывания:
-за органами государственной
власти субъектов РФ
закреплен исчерпывающий
перечень из 58 групп
полномочий, которые
они обязаны выполнять
за счет своих доходных
источников; остальные
полномочия перешли
к федеральному центром
и могут быть переданы
субъектам РФ только
с субвенциями на их
исполнение.
Принцип бюджетного
детерминизма: -для исполнения
закрепленных полномочий
за субъектами РФ на
постоянной основе закреплены
собственные доходы,
а сами полномочия сведены
к расходным обязательствам. Принцип
субсидиарности: -максимально
возможный объем полномочий
сосредоточивается
на региональном уровне;
за федеральным уровнем
закрепляются лишь те
части совместного правового
поля, которые не могут
быть успешно решены
субъектами Федерации. субъекты
Федерации устанавливают
за счет своих средств
дополнительные меры
социальной защиты:
надбавки к пенсиям
и пособиям, бесплатный
проезд на местном транспорте
и т.д.
- К
полномочиям Российской
Федерации в области
оказания государственной
социальной помощи в
виде набора социальных
услуг, переданным для
осуществления органам
государственной власти
субъектов Российской
Федерации, относятся
следующие полномочия
по организации обеспечения
граждан, включенных
в Федеральный регистр
лиц, имеющих право на
получение государственной
социальной помощи,
и не отказавшихся от
получения социальной
услуги, предусмотренной
пунктом 1 части 1 статьи 6.2
настоящего Федерального
закона, лекарственными
препаратами, изделиями
медицинского назначения,
а также специализированными
продуктами лечебного
питания для детей-инвалидов:
- Органы
государственной власти
субъектов Российской
Федерации принимают
законы и иные нормативные
правовые акты, определяющие
размеры, условия и порядок
назначения и выплаты
государственной социальной
помощи малоимущим семьям,
малоимущим одиноко
проживающим гражданам,
реабилитированным
лицам и лицам, признанным
пострадавшими от политических
репрессий, в соответствии
с целями, установленными
настоящим Федеральным
законом, а также разрабатывают
и реализуют государственные
региональные программы
оказания гражданам,
проживающим на территории
субъекта Российской
Федерации, государственной
социальной помощи в
виде набора социальных
услуг, социальных пособий
и субсидий.
- Оказание (предоставление)
государственной социальной
помощи в соответствии
с нормативными правовыми
актами и региональными
программами субъектов
Российской Федерации,
в том числе предусматривающими
предоставление гражданам
социальных пособий
в виде набора социальных
услуг и субсидий, является
расходным обязательством
субъектов Российской
Федерации.
- Получателями
государственной социальной
помощи могут быть малоимущие
семьи и малоимущие
одиноко проживающие
граждане, которые по
независящим от них
причинам имеют среднедушевой
доход ниже величины
прожиточного минимума,
установленного в соответствующем
субъекте Российской
Федерации.
Органы
государственной власти
субъектов Российской
Федерации принимают
законы и иные нормативные
правовые акты, определяющие
размеры, условия и порядок
назначения и выплаты
государственной социальной
помощи малоимущим семьям,
малоимущим одиноко
проживающим гражданам,
реабилитированным
лицам и лицам, признанным
пострадавшими от политических
репрессий, и иным категориям
граждан, предусмотренным
настоящим Федеральным
законом, в соответствии
с целями, установленными
настоящим Федеральным
законом, а также разрабатывают
и реализуют государственные
региональные программы
оказания гражданам,
проживающим на территории
субъекта Российской
Федерации, государственной
социальной помощи в
виде набора социальных
услуг, социальных пособий
и субсидий.
Оказание
(предоставление) государственной
социальной помощи в
соответствии с нормативными
правовыми актами
и региональными
программами субъектов
Российской Федерации,
в том числе предусматривающими
предоставление гражданам
социальных пособий
в виде набора социальных
услуг и субсидий, является
расходным обязательством
субъектов Российской
Федерации.