Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 19:50, статья

Описание работы

В статье анализируются социально-экономическое положение и жизненные стратегии молодых семей Республики Коми. Исследуются взаимосвязи и взаимоотношения данного микросоциума с социальной инфраструктурой.

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДОЙ  СЕМЬИ 

В. В. ТИХОМИРОВА

ТИХОМИРОВА Валентина  Валентиновна - научный сотрудник  лаборатории проблем регионального 

воспроизводства Института социально-экономических  и энергетических проблем Севера Коми научного

центра Уральского отделения Российской академии наук (г. Сыктывкар). E-mail: -

Tikhomirova@iespn.komise.ru

Аннотация. В  статье анализируются социально-экономическое  положение и жизненные стратегии 

молодых семей  Республики Коми. Исследуются взаимосвязи и взаимоотношения данного микросоциума с

социальной инфраструктурой.

Ключевые слова: молодая семья, дети, профессиональные группы молодых семей, денежный доход,

социально-психологическое  самочувствие семьи 

Важнейшая роль в социальном переустройстве общества отводится молодой семье. Она вступает в

общество, для  которого характерны как социально-экономическая  нестабильность, так и радикальная 

переоценка ценностей, что сопровождается перестройкой социально-психологических  основ семейного 

образа жизни и жизненных ориентиров, целей, отсутствием ясных способов реализации индивидуальных

жизненных стратегий [1]. Поэтому именно в ней, как в  зеркале, видны все противоречия и проблемы

общества, вырисовываются контуры будущего, прогнозируется эволюция института семьи в целом. Чем

тщательнее мы изучим современную молодую семью  и происходящие в ней перемены, тем более точно 

сможем прогнозировать вероятные сценарии будущего развитии семьи в России.

В российском законодательстве к молодым отнесены семьи первых трех лет после заключения брака (в

случае рождения детей - без ограничения продолжительности  брака), при условии, что один из супругов не

достиг 30-летнего  возраста, а также неполные семьи  с детьми, в которых мать или  отец не достигли 30-

летнего возраста [2].

В своем развитии молодая семья осваивает множество  новых социальных ролей: самостоятельно

содержать семью, вести семейный бюджет и домашнее хозяйство, осуществлять уход за детьми и их

воспитание. Муж  и жена выступают в роли агентов  социализации по отношению друг к другу, решая

вопросы о распределении  прав и обязанностей, о лидерстве  в семье, отношениях к новой родне  и т.д.

Формирование  социального самочувствия и ценностных ориентации молодой семьи являются составной 

частью процесса ее социализации в современном обществе. Само понятие "ориентация" возникло в

физиологии, которая  изучает ориентировочную деятельность людей в качестве основного средства

человеческого выживания в социокультурных  условиях. Понятие "ориентировочный  рефлекс" впервые

был введен И. П. Павловым, который охарактеризовал  данное явление как совокупность действий

индивида, направленных на ориентацию в ситуации. При помощи ориентации индивид производит выбор 

социально значимых объектов, которые в результате оценки их полезности, важности для него получают

статус "ценности". Выделяя индивидуальные ценности в  социокультурной среде, социологи  используют

для их характеристики

стр. 118

 

 

 понятие "ценностные  ориентации". Именно ценностные  ориентации, выступающие в качестве целей жизни

и основных средств  их достижения, приобретают функцию  важнейших регуляторов социального 

поведения индивидов. Причем цель выступает как "идеальное  предвосхищение в сознании результата, на

достижение которого направлены действия" [3, с. 496]. Следовательно, ценностные ориентации являются

связующим звеном между мотивом (побудительной силой) и целью (ориентиром) деятельности.

"Мотивация  выступает ключевым аспектом  личности, поскольку она придает  поведению направление" [4,

с. 48].

Мотивы и цели тесно связаны между собой. Отношение "мотив - цель" является своего рода "вектором",

задающим направленность и интенсивность деятельности. При  этом цель формирует содержание этой

деятельности (Б. Ф. Ломов, 1991). Цель является необходимым  источником развития. Определение

характера целей  осуществляется на основе выбора тех  или иных общественных, жизненных  и 

человеческих  ценностей.

Значимость молодого поколения определяется тем, что  оно олицетворяет собой будущее. Любая ценность

может характеризоваться как вечная, абсолютная и общечеловеческая лишь тогда, когда она связана с

будущим, наполнена  его потенциями.

Э. Шпрангер выделяет шесть типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема

истинности); эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к

самовыражению); экономические (материальные блага, полезность); социальные (общественная

деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в  другом); политические (власть как ценность);

религиозные (смысл  жизни) [5].

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов  ценностей, но с разной силой; руководящие,

определяющие  жизнь, образуют психическую структуру  человека. В основу нашего исследования

положена именно эта классификация и данный теоретический подход. При разработке собственной

типологии ценностей  мы исходили, прежде всего, из психологического понимания ценностей как некоего 

многомерного  и иерархического их понимания.

Основная цель исследования - выяснение того, как  молодые супруги оценивают свое экономическое

положение, на что  надеются, какими средствами собираются обеспечить себя и свою семью. Выборочная

совокупность  составила 380 семей, в которых насчитывается 1153 чел. Из них проживают в городских 

округах 547 чел., в сельской местности 606. В них воспитываются 399 детей, при этом по массиву 209

семей имеют  по одному ребенку (52,4%), 83 семьи - двое детей (20,8%), восемь - три ребенка (2%). Не

имеют детей 80 (21,8%) молодых семей.

Молодые люди трудятся на производстве, заняты в бюджетных сферах и предпринимательстве, учатся в

вузах. Распределение  их по профгруппам представлено в  табл. 1. Основную долю среди респондентов

занимают служащие (306 чел.) и рабочие (204 чел.).

Особым объектом нашего социологического исследования является сельская семья, так как существует ряд

объективных и  субъективных факторов, которые отличаются характером производства; оплатой труда;

собственности; расселения. Все это накладывает  отпечаток и на духовный мир сельского  жителя, и на его 

образ и стиль  жизни, и на формирование потребностей.

В качестве критериев  социальной дифференциации молодых  семей выделены: тип семьи, состав, возраст 

членов семьи, место проживания, профессиональная принадлежность. Введены также уровень  дохода,

престижность  профессии, так как в современных условиях данные показатели выступают детерминантами

различных стилей поведения, в значительной степени  формируют жизненные ориентации. Определены

следующие профессиональные группы молодых семей: супруги-рабочие, супруги-рабочие и служащие,

супруги-служащие, супруги-студенты, супруги-безработные, супруги-предприниматели. Учитывался и 

смешанный по профессиональной принадлежности тип семей.

стр. 119 Таблица 1

Профессиональные  группы молодых людей (количество человек)

Городские округа  Районные центры

Вид деятельности

Супруг  Супруга  Супруг  Супруга 

Производство  96  23  71  14

Бюджетная сфера  37  96  60  113

Сфера предпринимательства  18  20  15  12

Учеба в вузе  8  19  1  15

Зарегистрирован(а) в качестве

безработного  в службе занятости

2  7  3  8

Безработный (нигде  не зарегистрирован)  1  5  4  5

В ходе исследования получена информация о социальном самочувствии молодых семей в контексте 

осуществляемых  социальных трансформаций и кризисных  явлений. Жизненные установки и ценностные

ориентации молодой  семьи рассматривались через  призму двух стратегий жизнедеятельности -

саморазвития  и выживания. Выявлены средства, пути выживания и развития, на которые  рассчитывают

различные категории  семей. Проанализированы способы социальной адаптации, выявлены характерные

для молодой  семьи типы ценностных систем. Данные исследования позволяют составить  достаточно

полную картину  об уровне самочувствия, поведении  молодых семей. В проекте участвовали  научные 

сотрудники Института  социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН,

специалисты Министерства образования Республики Коми, специалисты  отдела культуры и молодежной

политики МО г. Сыктывкара и 20 муниципальных образований  республики.

Социально-психологическое самочувствие молодых семей. Большинство молодых семей

определяющим  в своем социальном и психологическом  самочувствии назвали уровень экономического и 

материального благополучия. Для них деньги являются основным содержанием представления  о 

благосостоянии. Отсюда важнейшая проблема стабилизации и укрепления современной молодой семьи -

это ее материальное обеспечение на достойном уровне. 63,4% семей беспокоят материальные проблемы,

практически каждая вторая семья озабочена экономической  нестабильностью, каждая шестая -

безработицей, каждая третья - социальной незащищенностью. Далее в ранжированном ряду значимых

проблем выделены: высокий уровень преступности (23,9%); бытовые проблемы (20,3%); наркомания

(15,8%); СПИД (10,3%); межнациональные конфликты (5,5%); психологическая несовместимость (3,7%);

межрелигиозные  конфликты (2,6%). Молодые семьи Ижемского  района беспокоит отсутствие на селе мест

отдыха, детских  кафе. Родителей Усть-Цилемского района волнует проблема пьянства, а Сысольского -

духовное и нравственное состояние общества.

Одно из важнейших  условий социализации молодежи - занятость. От решения этого вопроса зависят 

уровень жизни, жилищные условия, реализация творческого  и профессионального потенциала. Наиболее

высокий уровень  тревоги отмечается в семьях с низкими доходами, в которых муж или жена являются

безработными, служащими, где профессия остается единственным источником дохода. Таких семей 

большинство. Поисками работы занимается 31,5% молодых семей  Вуктыла, 26% респондентов

Княжпогостского района, 25% - г. Печоры и 20% - Ижемского района. Данной проблемы не отметили в

своих анкетах  жители г. Усинска, Прилузского, Троицко-Печорского, Удорского и Усть-Вымского

Информация о работе Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи