Автор: m*********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:32, доклад
Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.
Социальное пространство
и время
Возникновение социально
организованной материи связано
с формированием новых, качественно
специфических пространственно-
Пространственные
структуры, характеризующие общественную
жизнь, не сводятся ни к пространству
неживой природы, ни к биологическому
пространству. Здесь возникает и
исторически развивается особый
тип пространственных отношений, в
котором развивается человек
как общественное существо. Социальное
пространство, вписанное в пространство
биосферы и космоса, обладает особым
человеческим смыслом. Оно функционально
расчленено на ряд подпространств,
характер которых и и взаимосвязь
исторически меняются по мере развития
обществ.
Уже на ранних стадиях
человеческой истории формируются
особые пространственные сферы жизнедеятельности,
значимые для человека. Функционально
выделены из окружающей среды пространство
непосредственного обитания (жилище
и поселения), территория вокруг него,
включающая особые зоны хозяйственных
циклов. У племен, ведущих охотничье-
Освоенное человеком,
«очеловеченное», и неосвоенное
пространство природы с точки
зрения природных свойств не различаются.
Но в социальном плане их различие
существенно. Оно определено отношениями
человека к миру, исторически складывающимися
особенностями воспроизводства
способов человеческой деятельности и
поведения.
Специфические черты
и характеристики социального пространства
отражаются, хотя и не всегда адекватно,
в мировоззрении человека соответствующей
исторической эпохи. Например, в древних
мифах ясно прослеживается представление
о качественном различии частей пространства,
противопоставление упорядоченного пространства
человеческого бытия остальному
пространству, в котором действуют
недобрые и непонятные человеку силы.
В этих представлениях в фантастической
форме отражалось реальное различие
между «очеловеченным»
Привычные нашему здравому
смыслу представления о пространстве,
где все точки и направления
одинаковы (физика эти свойства определяет
как однородность и изотропность
пространства), возникли в качестве доминирующих
мировоззренческих образов на относительно
поздних этапах человеческой истории.
Их становление в качестве мировоззренческих
ориентиров в европейской культуре происходило
в эпоху формирования ранних буржуазных
отношений и было связано с ломкой мировоззренческих
ориентации, возникших в эпоху средневековья.
Средневековому мышлению было свойственно
рассматривать пространство как некоторую
систему разнокачественных мест. Каждое
из них наделялось определенным символическим
значением. Различался земной греховный
мир и мир небесный — мир «чистых сущностей».
Чтобы понять особую
природу социального
Специфика социального
пространства тесно связана со спецификой
социального времени, которое является
внутренним временем общественной жизни
и как бы вписано во внешнее
по отношению к нему время природных
процессов.
Социальное время
является мерой изменчивости общественных
процессов, исторически возникающих
преобразований в жизни людей. На
ранних стадиях общественного развития
ритмы социальных процессов были
замедленными. Родо-племенные общества
и пришедшие им на смену первые цивилизации
древнего мира воспроизводили на протяжении
многих столетий существующие социальные
отношения. Социальное время в этих обществах
носило квазициклический характер. Ориентиром
общественной практики было повторение
уже накопленного опыта, воспроизводство
действий и поступков прошлого, которые
выступали в форме священных традиций.
Отсюда особая ценность прошлого времени
в жизнедеятельности традиционных обществ.
Человек древнейших цивилизаций жил, как
бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось
ему золотым веком. Не случайно в традиционных
обществах понятия «древний» и «хороший»,
«добрый» были почти синонимами.
Идея направленности
времени и ориентация на будущее
возникли в культуре значительно
позднее. Линейно направленное историческое
время проявляется наиболее отчетливо
в обществе эпохи формирования капиталистических
отношений. Капиталистическая система
производства по сравнению с предшествующими
ей формациями привела к резкому
ускорению развития производительных
сил и всей системы социальных
процессов. Еще в большей мере
это ускорение свойственно
Таким образом, социально-историческое
время течет неравномерно. Оно
как бы уплотняется и ускоряется
по мере общественного прогресса. Причем
само ускорение социально-
Социальное время,
как и социальное пространство, имеет
сложную структуру. Оно возникает
как наложение друг на друга различных
временных структур. В рамках исторического
времени, в котором происходят события,
характеризующие историю
Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизмов ее изменения и развития как важного аспекта динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизни людей.