Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:28, курсовая работа
При проведении исследования я поставила перед собой такую цель, как выявить основные особенности планирования социального развития, которые нужно учитывать при разработке плана.
В процессе исследования, для достижения поставленной цели, я выполняла следующие задачи:
1)изучить теоретические основы социального планирования;
2)провести сравнительный анализ показателей эффективности и реального состояния;
4)изучить структуру социального паспорта организации;
5)проведение практического исследования на примере существующей конкретной организации (составить план социального развития коллектива).
Введение…………………………………………………………………………………………5
1.Теоретические основы социального планирования
1.1. Сущность социального планирования…………………………………………………….7
1.1.1. Уровни социального планирования ………………………………………….…………...7
1.1.2. Формы социального планирования…………………………….……………………….9
1.1.3. Методы социального планирования……………………………………………………11
1.1.4.Показатели и критерии социального развития…………….………………………...14
1.2. Структура плана социального развития коллектива …………………………………….....16
1.3. Социологическая служба как субъект планирования …………………..…………………..24
1.3.1. Задачи и структура управления социальным развитием организации ……………..24
1.3.2. Основные функции социальной службы …………………………………………….….33
1.4. Ресурсы и резервы социального планирования……………………………………….….41
2.Практическая часть
2.1.Технико-экономическая характеристика предприятия……………………………………………45
2.2.Кадровое обеспечение предприятия………………………………………………………………..49
2.3.Структура плана социального развития……………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………………………………61
Таблица 2 - Прибыль по ПВД ведомственной охраны за 2002 - 2004 гг.
Наименованиепоказателя |
Ед.измер. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Прогноз2005 г. |
Доходы ПВД |
тыс. руб. |
2061 |
2629 |
3115 |
3500 |
Расходы ПВД |
тыс. руб. |
1448 |
1920 |
2294 |
2650 |
Прибыль |
тыс. руб. |
613 |
709 |
821 |
850 |
По подсобно-вспомогательной деятельности в ведомственной охране Красноярской железной дороги получена прибыль в сумме 821 тыс. руб. при задании 570 тыс. руб. Перевыполнение составило 251 тыс. руб. или 144 % к плану и 134 % к соответствующему периоду прошлого года. Анализ финансово-экономической деятельности ведомственной охраны Красноярской железной дороги показал, что организация работает рентабельно, стабильно и добивается неплохих результатов. Это достигается результатами эффективного управления, правильно выбранного направления кадровой политики, создание боеспособной продуктивной команды руководителей всех уровней, сплочённости коллектива, поддержание и улучшение социально- психологического климата в подразделениях для достижения поставленных задач.
2.2.Кадровое обеспечение
2.2.1,2.2.2,2.2.4. Штатная численность персонала ведомственной охраны на 01 января 2004 г. составляет 2068 чел, фактическая численность - 2038 чел. Некомплект работников составляет 30 чел - это объясняется естественным оттоком сотрудников, и запретом приёма на работу.
Штатная численность работников ведомственной охраны на 1 января 2005 г. составляет 2082 чел, фактическая численность - 2022 чел. Некомплект работников составляет 60 чел. (причина такая же, как и в прошлом году - естественный отток сотрудников и запрет приёма на работу).
Таблица 3 - Анализ персонала ведомственной охраны по возрасту
Возраст
персонала |
до 30
лет |
30 - 40
лет |
40 - 50
лет |
50 - 55
лет |
55 - 60
лет |
Свыше
60 лет |
Количество человек | 610 | 720 | 506 | 117 | 64 | 21 |
Процент персонала по возрасту | 29,9 | 35,3 | 24,8 | 5,7 | 3,1 | 1,03 |
Как видно из таблицы, 35,3 % работников ведомственной охраны находятся в возрасте от 30 до 40 лет - это наиболее значительная группа, примерно равны и группы в возрасте до 30 лет и от 40 до 50 лет.
Проанализируем структуру персонала по стажу работы (таблица 4)
Таблица 4 - Анализ персонала ведомственной охраны по стажу работы
Стаж работы |
до 2-х
лет |
2 - 5
лет |
5 - 10
лет |
10 - 15
лет |
15 - 20
лет |
Свыше
20 лет |
Количество человек | 338 | 484 | 592 | 335 | 151 | 138 |
Процент персонала по стажу | 16,6 | 23,7 | 29,0 | 16,4 | 7,4 | 6,8 |
Большая часть персонала ведомственной охраны имеет стаж работы 10 лет, лишь 138 чел, имеет стаж работы свыше 20 лет.
Рассмотрим среднесписочную численность работников ведомственной охраны Красноярской железной дороги за 2002 - 2004 гг. (таблица 5).
Таблица 5 - Среднесписочная численность персонала ведомственной охраны
Численность работников, чел. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Среднесписочная численность работников | 2039 | 2051 | 2063 |
В том числе: по эксплуатации | 1948 | 1931 | 1941 |
ПВД | 91 | 120 | 122 |
В связи с уменьшением количества уволенных работников, увеличения числа персонала по ПВД - растёт среднесписочная численность сотрудников ведомственной охраны.
2.2.3. Анализ укомплектованности кадров ведомственной охраны Красноярской железной дороги показан в таблице 6:
Таблица 6 - Анализ укомплектованности кадров ведомственной охраны.
Наимено-
вание должности |
План 2002г. |
Нали-
чие на 01.01. 2003 г. |
«+» к плану |
План 2003г. |
Нали-
чие на 01.01. 2004 г. |
«+» к плану |
План 2004г. |
Нали-
чие на 01.01. 2005 г. |
«+» к плану |
Всего: | 2042 | 2020 | -22 | 2056 | 2032 | -24 | 2068 | 2038 | -30 |
Руководи-
тели |
242 | 240 | -2 | 246 | 243 | -3 | 273 | 268 | -5 |
Специали-
сты |
124 | 120 | -4 | 128 | 125 | -3 | 134 | 132 | -2 |
Служащие | 100 | 98 | -2 | 102 | 99 | -3 | 104 | 100 | -4 |
Рабочие | 1576 | 1562 | -14 | 1580 | 1565 | -15 | 1557 | 1538 | -19 |
2.2.5. По данным таблицы 3 можно выявить, что процент кадров предпенсионного возраста небольшой (около 8.8%). Поэтому в ближайшие 10 лет не планируется дополнительный набор кадров либо его обновление.
2.2.6. Проанализируем соотношение принятых на работу и уволенных работников ведомственной охраны Красноярской железной дороги (таблица 7 ).
Таблица 7 - Анализ принятых и уволенных работников ведомственной охраны
Наименование | Ед. изм. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Принято | чел. | 190 | 130 | 101 |
Уволено | чел. | 84 | 79 | 67 |
Процент текучести кадров | % | 3,8 | 3,4 | 2,9 |
Количество принятых и уволенных работников ведомственной охраны сокращается. В 2004 г. принято 101 чел, -это на 29 чел, меньше, чем в 2003 г. или на 3,5 %. Уменьшение количества принятых на работу человек объясняется тем, что ограничен фонд заработной платы и запрещён приём на работу со стороны (кроме переводов с других предприятий дороги в связи с сокращением численности и из Сибирского управления внутренних дел на транспорте).
2.3.План социального развития
2.3.1. Данные из пунктов 2.2.1-2.2.4.
2.3.2,2.3.4.Мотивация работников ведомственной охраны проявляется и в уверенности людей в завтрашнем дне, ощущении социальной защищённости в разделах Коллективного договора, в Положении об оказании материальной помощи, выделении путёвок на оздоровление и санаторно-курортное лечение работающего персонала организации и членов их семей.
Страхование всех работников ведомственной охраны от несчастного случая на производстве в «Страховом обществе ЖАСО» тоже влияет на мотивацию трудовой деятельности в организации.
В процессе исследования было выявлено:
- уровень социальной защищённости особенно не повысится в связи с реформированием железнодорожного транспорта;
- социальная защищённость высвобождаемых работников находится на должном уровне;
- вообщем в организации созданы нормальные условия для работы, хотя некоторые работники считают, что эти условия необходимо улучшить, а 2 чел. ответили отрицательно и условия для работы недостаточны;
- повышение зарплаты необходимо и при этом будет больше заинтересованности в работе, но резкого и быстрого повышения производительности труда не произойдёт;
- повышение зарплаты должно быть увеличено в 2 раза и тогда есть возможность повысить производительность труда и эффективность в работе организации;
- большинство работников не против пользоваться услугами Красноярских железнодорожных профилакторий, но хотели бы повышения эффективности в работе этих предприятий;
- необходимо пересмотреть организационные мероприятия по улучшению работы железнодорожной поликлиники и дорожной больницы;
- повышение квалификации и изучение социальных вопросов лучше проводить до 40 лет, тем самым, предоставляя возможность карьерного роста, заинтересованности в работе, достижении намеченных целей в жизни;
- участие в решении социальных проблем в организации должно принимать максимальное число работников;
- взаимоотношения по социальной защищённости в коллективе сложились нормальные, хотя решение некоторых проблем нужно рассматривать вместе на общих собраниях и приходить к единому мнению;
- условия культурно-просветительной, оздоровительной и спортивной работы в коллективе созданы не достаточные, нет целенаправленных мероприятий по решению этих проблем, всё происходит стихийно
- недостаточность суммы оказания материальной помощи на погребение работника, близкого родственника или неработающего пенсионера;
- необходимы повышение активности руководства организации и профсоюзной организации в решении проблемы социальной защищённости работников и подъёма этих вопросов на должный уровень.
2.3.3. В филиале ведомственной охраны Красноярской железной дороги действует тарифная система оплаты труда на основании утверждённого «Положения об оплате труда работников ФГП ведомственной охраны МПС России», представляющая собой совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется регулирование заработной платы различных категорий персонала. Составными элементами тарифной системы являются тарифные ставки, квалификационные разряды, должностные оклады, квалификационные категории.