Социальное партнерство в Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:21, реферат

Описание работы

Модель социального партнерства в Швеции представляет значительный интерес для стран, ориентированных в своем развитии на построение социально-рыночной экономики. В шведской экономике, основанной на рыночных отношениях, с преобладающей частной собственностью и обобществлением потребления, активно используется государственное регулирование.
В плане формирования системы социального партнерства и механизма реализации, шведы находятся в авангарде этого процесса. Становление шведской модели социального партнерства связывают с деятельностью первого социал-демократического правительства, образованного в 1920 г. лидером Социал-демократической рабочей партии Швеции К.Я. Брантингом.

Работа содержит 1 файл

социальное партнерство Швеция основа.docx

— 18.10 Кб (Скачать)

Модель социального партнерства  в Швеции представляет значительный интерес для стран, ориентированных в своем развитии на построение социально-рыночной экономики. В шведской экономике, основанной на рыночных отношениях, с преобладающей частной собственностью и обобществлением потребления, активно используется государственное регулирование.

В плане формирования системы социального партнерства и механизма реализации, шведы находятся в авангарде этого процесса. Становление шведской модели социального партнерства связывают с деятельностью первого социал-демократического правительства, образованного в 1920 г. лидером Социал-демократической рабочей партии Швеции К.Я. Брантингом. В 1928 году здесь принимается Закон о коллективных договорах, с 1930 года значительно расширяются права профсоюзов.  В 30-е гг. были проведены значимые социальные реформы, включающие страхование по безработице, повышение пенсий по старости, пособия на детей, оплаченный отпуск, стимулирование жилищного строительства и другие. В 1938 году было заключено Основное «Сальтшебаденское соглашение» между Центральным объединением профессиональных союзов Швеции и Шведским объединением предпринимателей, принципы которого до сих пор используются при регламентации отношений государства, предпринимателей и профсоюзов. Этот договор открыл новую страницу в социальной политике Швеции и ознаменовал собой официальный переход к политике «социального партнерства». Отныне регулирование социально-трудовых отношений между профсоюзом и объединением предпринимателей осуществляется при посредничестве государства. Этот договор выработал политику компромисса между хозяевами предприятий и наемными работниками (так называемый мир в промышленности) и затруднил возможность открытого противостояния труда и капитала. Для регулирования трудовых отношений был создан Комитет рынка труда, в рамках которого заключались отдельные соглашения между профсоюзами и предпринимателями по таким конкретным вопросам, как охрана труда, профессиональное обучение, хронометраж рабочего времени, промышленная санитария. Создание в 1946 году фабрично-заводских комитетов способствовало реализации на практике идей производственной демократии, т. е. достижению влияния трудящихся на управление и развитие предприятий. В Швеции существует закон, по которому предприниматели обязаны делиться необходимой информацией с профсоюзами. Это, безусловно, способствует тому, что представители наемного труда ведут переговоры со знанием дела. Кроме того, в Швеции механизм ведения переговоров носит централизованный характер, т. е. национальное профсоюзное объединение имеет право заключать коллективное соглашение, которое обладает обязательной силой для всех профсоюзных организаций Швеции. Особенностью шведской модели социального партнерства являются ее социальная направленность. За счет перераспределения общественных благ устранены бедность и массовая безработица (менее 2 %), эффективно функционирует всеобщая система социальной защищенности граждан. Швецию считают самой льготонасыщенной страной в мире, не имеющей ни нефти, ни газа, ни плодородных земель. Трудолюбивым шведам удалось усилиями многих поколений создать в своей стране своего рода «социализированный рай». Этому в немалой степени содействовало то, что во главе правительства здесь многие десятилетия находились социал-демократы, которые, опираясь на профсоюзы, перенимали и переносили на шведскую почву все лучшее из социального опыта других стран, в том числе и из бывшего Советского Союза. И этот «льготный рай» создан для простого народа, для тех, кто трудится или трудился в прошлом, приумножая национальное богатство страны.

С конца 60-х гг. ключевым направлением, поддерживаемым социал-демократической партией Швеции, являлось направленность на полную занятость и выравнивание доходов, для чего использовалась централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием организаций профсоюзов и предпринимателей. При этом обеспечивался высокий уровень социальной защиты безработных. Активный прирост занятости происходил за счет расширения государственного сектора.

Швеция раньше всех пришла к необходимости  и начала осуществлять активную политику на рынке труда; ввела запрет на строительство  АЭС; выработала курс на построение общества всеобщего благоденствия, перераспределяя  через государственный бюджет огромные средства.

Система «нового социального партнерства» получила свое развитие как система функционального представительства, в которой интересы трудящихся представляют «новые социальные движения».

В Швеции социальное партнерство является двусторонним. Как правило, такой  социальный диалог устанавливается  между двумя сторонами: работодателями и организациями, представляющими  интересы рабочих. В результате социального  диалога принимаются так называемые пакетные договоренности, т. е. обсуждаются  не только размер заработной платы, но и размер налогообложения, а также  инвестиционная и экономическая  политика. Успешность социального диалога  возможна только в результате проведения честных переговоров на трех уровнях (уровень компании, отраслевой и  национальный уровни). В Швеции действует  так называемое отраслевое соглашение, которое было подписано в 1997 г. Благодаря  этому значительно улучшилась экономическая  обстановка в стране и на рынке  труда, в частности. Отраслевое соглашение основывается на двух принципах: рост заработной платы должен быть адекватен  экономическому росту и международной  конкурентоспособности шведских предприятий; взаимное уважение к партнерам, взаимная ответственность. С момента подписания отраслевого соглашения в стране не было зафиксировано ни одного трудового конфликта. Кроме того, в Швеции работает институт Трудового суда, основанный еще в 1928 г. Он решает споры, касающиеся трудового законодательства, коллективных соглашений и индивиду.

Модель социального партнерства  Швеции характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения  и их регулирование. Кроме того, в  этой модели считается важным трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень предприятия. Роль государства сводится к урегулированию не согласий, проявляющихся между организациями работодателей и профсоюзов, которые проводят переговоры.

Таким образом, в процессе трехстороннего взаимодействия верховенство имеет  правительство, а каждой стороне  переговоров отвечает альтернативная сторона представителям национальных объединений работодателей –  национальные профсоюзы, региональным союзам работодателей – отраслевые профсоюзы, предприятию и каждому  работодателю – профсоюзы предприятия  или представители трудового  коллектива. Социальное партнерство  строится на принципах равноправия  сторон, соблюдения норм законодательства, добровольности принятия обязательств, обязательности исполнения договоренностей  и ответственности за принятые обязательства, взаимного информирования сторон переговоров  об изменении ситуации и т.д.


Информация о работе Социальное партнерство в Швеции