Социальное партнерство как форма профилактики конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Социальные конфликты играют в жизни людей, народов и стран большую роль. Эта проблема стала предметом анализа еще древних историков и мыслителей. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1. Понятие и принципы социального партнерства..................................................4
2. Понятие конфликта.................................................................................................9

2.1. Основные виды и типы конфликтов.................................................................11
3. Социальное партнерство как форма профилактики разрешения социальных конфликтов................................................................................................................17
Заключение................................................................................................................23
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Теория соц. конфликтов.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение......................................................................................................................3 
1. Понятие и принципы социального партнерства..................................................4 
2. Понятие конфликта.................................................................................................9

2.1. Основные  виды и типы конфликтов.................................................................11 
3. Социальное партнерство как форма профилактики разрешения социальных конфликтов................................................................................................................17 
Заключение................................................................................................................23 
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Социальные  конфликты играют в жизни людей, народов и стран большую роль. Эта проблема стала предметом  анализа еще древних историков  и мыслителей. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

    В качестве одной из главнейших проблем, стоящих перед обществом, сторонники теории социального рыночного хозяйства рассматривают массовую безработицу. Она, по их мнению, оказывает негативное влияние на экономику, общество и политику. В индивидуальном плане безработица представляет собой грубое нарушение человеческого достоинства.

    Особенно  опасна она среди молодежи, ибо  чаще приводит к негативным последствиям (алкоголь, наркотики, преступность). В  экономическом плане безработица  есть худший вариант растраты ресурсов - рабочей силы, что мешает народному хозяйству достичь оптимальных результатов.

  
 
 
 
 
 
 
 
 

          1. Понятие и принципы социального  партнерства.
 

Социальное  партнерство - система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы  государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами  социального партнерства в тех  случаях, когда они выступают  в качестве работодателей или  их представителей, уполномоченных на представительство законодательством  или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Основными принципами социального партнерства  являются:

1) равноправие  сторон;

2) уважение  и учет интересов сторон;

3) заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях;

4) содействие  государства в укреплении и  развитии социального партнерства  на демократической основе;

5) соблюдение  сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6) полномочность  представителей сторон;

7) свобода  выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность  принятия сторонами на себя  обязательств;

9) реальность  обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность  выполнения коллективных договоров,  соглашений;

11) контроль  за выполнением принятых коллективных  договоров, соглашений;

  1. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система социального партнерства включает следующие уровни:

1) федеральный  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере  труда в Российской Федерации;

2) региональный  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

3) отраслевой  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере  труда в отрасли (отраслях);

4) территориальный  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере  труда в муниципальном образовании;

5) уровень  организации, устанавливающий конкретные  взаимные обязательства в сфере  труда между работниками и  работодателем.

Социальное  партнерство осуществляется в формах:

1) коллективных  переговоров по подготовке проектов  коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2) взаимных  консультаций (переговоров) по вопросам  регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников  и совершенствования трудового  законодательства;

3) участия  работников, их представителей в  управлении организацией;

  1. участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют  право уполномочить орган первичной  профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с  работодателем. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями. Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом. Представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие конфликта 

В научной  литературе нет единого общепризнанного  определения понятия "конфликт". В основе определений этого понятия достаточно часто используется понимание конфликта как столкновения, вызванного противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Рассматривая  конфликт как сложное взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов, исходной причиной конфликта необходимо признать всё же объективные предпосылки, которые создают потенциальную возможность его возникновения.

Иногда  конфликтную ситуацию представляют через её элементы: участников с  их несовпадающими целями и объект конфликта. При этом анализ конфликтной ситуации - это анализ потенциального конфликта, когда противоборство ещё не началось. Представление о существующем конфликте, о самом себе и своём оппоненте называется "ситуацией конфликта". Введение в анализ конфликтов понятия "ситуация конфликта" необходимо прежде всего потому, что достаточное количество фактов указывает на многовариантность понимания одних и тех же явлений, поступков и действий человека. Понятие "ситуация конфликта" акцентирует внимание на необходимости овладения способами адекватного понимания партнёра по общению по внешне наблюдаемым признакам. При этом можно выделить три группы факторов, обусловливающих этот процесс: факторы, относящиеся к личности человека; факторы, относящиеся к оппоненту; факторы, относящиеся к ситуации. Особую значимость проблема приобретает при конфликтном взаимодействии в случае маскировки противодействующей стороной своих действительных целей.

Конфликт - это всегда сложный и многоплановый  социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конф-ликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов.

Всякий  конфликт это определенное качество взаимодействия между людьми, которое  выражается в противоборстве между  его различными сторонами. Такими сторонами  взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. В любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями.

Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или  внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. Они могут быть объективными, не зависящими от сознания людей, субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, а также мнимыми. Часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве.

Всякий  конфликт - это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи. Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт - это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, еще недостаточно. Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в мире животных. Конфликт носит временный характер. Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Объектом конфликта является ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. Это могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея и т.д.

Информация о работе Социальное партнерство как форма профилактики конфликта