Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:36, контрольная работа
В своей работе я хочу рассмотреть молодежь как социальную группу. Попробую разобраться в ценностях современной молодежи, рассмотрю причины расслоения молодёжи на отдельные социальные группы. Нельзя забывать про самые актуальные вопросы на сегодняшний день такие, как здоровье современной молодежи и образование, а также проблему социального неравенства.
Введение
Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Социологическое исследование молодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.[1]
Среди факторов социологического определения "молодежь" исследователи устойчиво выделяют:
- возрастные границы и социально-психологические особенности.
- специфику социального статуса, социально-культурное поведение.
- процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.
Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи.
Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций.
За годы реформ значительно усилилось влияние территориального неравенства на духовное здоровье и социальное самочувствие молодых россиян: в различных регионах и типах населенных пунктов вырастает молодежь с разной ментальностью, что представляет опасность для целостности российского общества. В пореформенной России базовыми ценностями нового поколения, объединяющими его как общность, являются семья и материальное благополучие, которое не у всех подкрепляется стремлением к активному труду. Здоровье как ценность выделяет половина молодых людей, но воспринимает его как данность.
Также наблюдаются тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи.
Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.
В своей работе я хочу рассмотреть молодежь как социальную группу. Попробую разобраться в ценностях современной молодежи, рассмотрю причины расслоения молодёжи на отдельные социальные группы. Нельзя забывать про самые актуальные вопросы на сегодняшний день такие, как здоровье современной молодежи и образование, а также проблему социального неравенства.
2.10.Молодежь и социальное неравенство
На основе сложившейся в российском обществе модели социального неравенства выделились типы молодых россиян, имеющих не только разный уровень здоровья, но и разный запас социальных ресурсов его поддержания (развития). К таким ресурсам относятся: уровень и качество жизни семьи, наличие квалифицированной медицинской помощи, рациональная организация жизнедеятельности, отказ от вредных привычек, занятие спортом, ценностно-смысловые ориентации, ответственность за свою жизнь. Мы выделили три типа молодых людей, у которых схожи ресурсы сохранения здоровья -«благополучные», «группа риска», «неблагополучные».
Исследование здоровья нового поколения россиян гипотезу о неоднозначном, противоречивом характере влияния социального неравенства на здоровье молодых россиян и позволило получить следующие результаты.
Совершенно очевидно, что другая проблема, а именно проблема бедной и богатой молодежи появилась не сейчас. Она существовала давно, но не приобретала столь выраженного очертания, которое имеет место на стыке тысячелетий. Каждая из этих групп (назовем их «бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда трудностей, возникающих внутри самой группы, вступает в конфликт между собой, выставляя положение, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.
В условиях социально-экономического кризиса современной России в исключительно сложной ситуации оказались многие юноши и девушки.
Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно. Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую власть.[2]
По такой же схеме происходит усиление различий жизненных позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус.
Определенное поведение, диктуемое занимаемым социальным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные вопросы. Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и стремления — вот то, что отличает «бедную» и «богатую» молодежь.
Факт быстрорастущего расслоения в молодежной сфере неоспорим. Он выведен не из суммы исследований, а в каждом из них. Неопределенна в молодежной среде фиксация показателя по субъективным оценкам самоотнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.: молодой человек часто не в полном объеме представляет себе реальные доходы и расходы родительской семьи.
Особую сложность составляет усугубление социальных различий по территориям. Молодежные проблемы по-разному проявляются в столице, областном центре, малом городе и на селе, в разных регионах России.
Отсутствие связи между уровнем образования и размером доходов молодежи уже давно и четко усвоилось. Высшее образование дает более широкий выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни.
Как неизбежное следствие этих процессов, происходит духовная и профессионально-
Быстро растет такая группа молодежи, как маргиналы. Как правило, это юноши и девушки, ведущие асоциальный образ жизни, не участвующие в материальном и духовном производственном труде, эгоистически и потребительски относящиеся к другим людям, к обществу. Знание причин кризиса процесса социализации и социального статуса сегодняшней молодежи позволяет определить направления и механизм осуществления молодежной политики, способы и методы разрешения социальных проблем молодежи.
Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.
И все же молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без надежды даже в условиях глубокого кризиса общества и социально-экономической нестабильности. Поэтому успешность выхода из кризиса во многом зависит от инновационных способностей России, от умения так сформировать политический и экономический потенциал общества, чтобы новое поколение не чувствовало превосходства или, наоборот, низости друг перед другом.
Заключение
Трансформация российского общества в 90-х годах XX века привела к значительным изменениям в обществе. Исторический опыт свидетельствует: полное равенство недостижимо. Неравенство есть в любом обществе, но на каждом этапе социального развития оно принимает новые формы. Демократическая реформация России в 90-е годы через радикальное изменение социально-экономических институтов, стихийное становление рыночных отношений, массовую приватизацию государственной собственности привела к беспрецендентному росту неравенства. Социальное неравенство, сложившееся в российском обществе к моменту окончания реформ, можно назвать избыточным по видам и масштабам.
Каковы же причины тяжелого положения молодежи и их социального неравенства?
Основные причины связаны с проблемами „жизненного старта“ - с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности и т.д.
Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных, идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых общественных отношений и перехода к новым. Отказ от многих устоявшихся стереотипов, этических норм, дезориентация затрагивают наименее интегрированные группы общества, в частности, молодежь.
Кризис социализации молодежи связан и с таким важным каналом ее формирования, как семья. Значительно уменьшается в современном обществе роль семьи и родства. Изменились социальные функции семьи: на первом месте у молодых не продолжение рода, не экономическая стабильность, а реализация потребности в духовной близости, эмоциональном комфорте. В ранговой шкале системы жизненных ценностей молодежи на первом месте - здоровье, на втором - счастливая семейная жизнь, на третьем - любовь.
В городах выделяются два типа культуры: традиционная городская и культура мигрантов. Последних часто отличает демонстративный, вызывающий характер поступков из-за внутреннего дискомфорта. Мигранты из села заимствуют прежде всего внешние образцы поведения. Такое поведение хорошо прослеживается у учащихся ПТУ, СПТУ, мигрирующих из сельской местности с целью получения образования.
Молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений, утрата надежных мировоззренческих, нравственных ориентиров, превращение товарно-денежных отношений в приоритетный критерий человеческих интересов - все это приводит к росту бездуховности, к углублению процесса маргинализации молодежи. А отсюда - один шаг к аномии (нарушению культурного единства), девиантному поведению, а затем и делинквентному (противоправному) образу жизни. Фиксируются увеличивающиеся масштабы криминализации подрастающего поколения, типичные проявления тотальной фрустрации молодежи - скука, апатия, иждивенческие настроения, утрата смысла жизни, нарастающая агрессивность.
В каждом новом поколении неразрешимые противоречия не исчезали, а накапливались, предопределяя тем самым характерные черты сегодняшней молодежи.
Список использованной литературы
1. В. Дж. Браун, Н. Л. Русинова. Социальные неравенства и здоровье / Браун В.Дж., Русинова Н.Л. // Журнал социологии и социальной антропологии., 1999.-№ 1.-е. 101-115.
2. Голенк.
3. Сергеев С. А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 1996.
4. Иваненков С. П. Молодежь и брак.// «Credo» № 2 1997
5. Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001
6. Меренков А. В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 1998 № 12.
[1] Большая Российская энциклопедия. М. 2001
[2] Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 1998. № 10