Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:28, реферат
В современном обществе важное значение придается оценке тех или иных действий индивидов. Каждый из нас ежедневно совершает множество поступков, давая при этом внутреннюю оценку своим действиям. В то же время, любой из нас, volens-nolens сравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностей цивилизованного общества. Если критерии отнесения поступков к моральным/аморальным изучаются этикой, то взаимооценка действий и поступков людей входит в предмет социологии. Что же такое действие и что такое социальное действие?
1)Введение
2)Социальное действие
3)Социальное взаимодействие
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
ФГОУ СПО Государственный колледж технологии и управления
«КОЛЛЕДЖНЫЙ КОМПЛЕКС»
Московской
области
Реферат
по
дисциплине «Социология»
на тему:
«
Социальное действие
и социальное взаимодействие
»
Выполнил (а):
студент ка группы 2-М-1
Рыбцова Наталия
Проверила:
Соловьева
О.Т.. _______________
Оценка:
_____________________________
г. Железнодорожный
2011 г.
Содержание:
1)Введение
2)Социальное действие
3)Социальное взаимодействие
Введение:
В
современном обществе важное значение
придается оценке тех или иных
действий индивидов. Каждый из нас ежедневно
совершает множество поступков,
давая при этом внутреннюю оценку
своим действиям. В то же время, любой из
нас, volens-nolens сравнивает свои поступки
со шкалой моральных ценностей цивилизованного
общества. Если критерии отнесения поступков
к моральным/аморальным изучаются этикой,
то взаимооценка действий и поступков
людей входит в предмет социологии. Что
же такое действие и что такое социальное
действие?
Социальное
действие:
Социальное
действие – любое проявление социальной
активности (деятельность, поведение,
реакция, позиция и пр.), ориентированное
на других людей. Это простейшая единица
(единичный акт) социальной деятельности,
предполагающая (учитывающая) определенные
ожидания и реакцию других людей.
Некоторые
исследователи отождествляют
В
классической социологии исследователи
выделяют два основных подхода, две
точки зрения на мотивацию социального
действия. Первый подход содержится в
работах Э. Дюркгейма, второй – М.
Вебера.
По
мнению Э. Дюркгейма, деятельность и
поведение человека жестко детерминированы
внешними объективными факторами (социальной
структурой, социальными отношениями,
культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал
субъективный смысл социальному действию.
Он считал, что в любых социальных условиях
человек имеет определенную возможность
для проявления своей индивидуальности.
Понятие
«социальное действие» было введено
в социологию М. Вебером для обозначения
действия индивида (отдельных обособленных
индивидов), направленного на разрешение
жизненных проблем и
1) целерациональное
– это осознанное действие, направленное
на достижение определенной цели. В
этом действии цель является основным
мотивом;
2) ценностно-рациональное
– это действие, основанное на
вере в то, что совершаемый
поступок имеет определенную
ценность. Следовательно, в этом
типе социального действия
3) традиционное
– это действие, совершаемое в
силу привычки, традиции, как бы
автоматически, например, мы идем
по улице и не задумываемся
о том, как необходимо
4) аффективное
– действие, детерминированное эмоциями
и по этой причине также
не осознаваемое, т. е. не подлежащее
социологическому анализу.
Т.
Парсонс предложил свою «общую систему
человеческого действия», которая
включает в себя «социальную систему»,
«систему личности», «систему культуры».
Каждая из перечисленных подсистем имеет
в общей системе социального действия
свое функциональное значение. Социальная
система решает проблемы социального
взаимодействия и интеграции общества;
культурная система – сохранения и воспроизводства
образов: личностная система – исполнение
целедостиженческих функций[1].
Дальнейшее развитие теория социального действия получила в трудах таких социологов как А. Турен, Ф. Знанецкий, Ю. Хабермас, Дж. Александер, П.Л. Бергер и др. Современные исследователи в своих концепциях стремятся учитывать одновременно объективные факты и субъективные мотивы социального действия, а так же новейшие научно-технические достижения и реальные изменения произошедшие в последние годы в гражданском обществе, в мировых культурах и цивилизациях. При этом приоритет отдается мотивационно-деятельностной компоненте социального действия.
17. В чем суть
социального взаимодействия?
Социальное
взаимодействие:
Социальное
взаимодействие – процесс непосредственного
или опосредованного
Сущность
социального взаимодействия заключается
в том, что лишь во взаимодействии с другими
людьми человек может удовлетворить подавляющее
большинство своих потребностей, интересов,
ценностей. Да и само по себе взаимодействие
является основной жизненной потребностью
человека.
В
процессе взаимодействия происходит обмен
информацией, знаниями, опытом, материальными,
духовными и иными ценностями; индивид
(группа) определяет свою позицию относительно
других, свое место (статус) в социальной
структуре, свои социальные роли. Роль,
в свою очередь, предписывает индивиду
определенные образцы поведения и делает
взаимодействие предсказуемым. Сама социальная
структура, социальные отношения и социальные
институты являются результатом различных
видов и форм социального взаимодействия.
Важнейшим
компонентом социального взаимодействия
является предсказуемость взаимных ожиданий
или, иначе говоря, взаимопонимание между
акторами. Если акторы «говорят на разных
языках» и преследуют взаимоисключающие
цели и интересы, то результаты такого
взаимодействия вряд ли будут положительными.
Исследование
проблем социального
М.
Вебер считает, что источником социального
действия и взаимодействия людей (индивидов,
групп) являются их потребности, интересы
и ценности. В ходе взаимодействия
люди стремятся максимально
По
мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие
– это взаимный обмен коллективным опытом,
знаниями, понятиями, высшим результатом
которого является возникновение «культуры».
На социетальном уровне социальное взаимодействие
можно представить в виде социокультурного
процесса, в ходе которого коллективный
опыт передается от поколения к поколению.
При этом «каждое поколение к полученной
по наследству сумме знания (опыта) прибавляет
свою часть, приобретенную им в течение
жизни, и сумма коллективного опыта (знания)
таким образом постоянно растет»[2].
Дж.
Хоманс рассматривает социальное взаимодействие
в рамках созданной им в начале 60-х годов
XX в. концепции социального обмена. Он
считает, что в процессе взаимодействия
каждая из сторон стремится получить максимально
возможные вознаграждения за свои действия
и минимизировать затраты. К числу важнейших
вознаграждений Хоманс относит социальное
одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие
имеет тенденцию к регулярности и перерастает
во взаимоотношения на основе системы
взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются,
то мотивация к взаимодействию и обмену
будет снижаться. Но между вознаграждением
и затратами нет прямой пропорциональной
зависимости, так как кроме экономической
и иной выгоды действия людей детерминированы
(обусловлены) множеством других факторов.
Например, желанием получить максимально
возможное вознаграждение без должных
затрат; или напротив – желанием сделать
добро, не рассчитывая на вознаграждение[3].
Дальнейшее
развитие теория социального взаимодействия
и интерпретация через
Заключение:
Таким образом,
социальное взаимодействие можно охарактеризовать
как процесс, в котором люди действуют
и испытывают взаимодействие друг на друга.
Механизм социального взаимодействия
включает индивидов, совершающих те или
иные действия, изменения в социальной
общности или обществе в целом, вызываемых
этими действиями, влияние этих перемен
на других индивидов, составляющих социальную
общность, и, наконец, обратную реакцию
индивидов. Взаимодействие приводит к
становлению новых социальных отношений.
Список
использованной литературы:
1.
Агеев В.С. Межгрупповое
2.
Белдикс Р. Современное
3.
Вебер М. Избранные
4.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А.
"Западная социология" Санкт Петербург.
1997.
5.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет,
метод, предназначение. М., 1995.
6.
Капитонов Э.А. Социология ХХ
века. История и технология. Ростов-на-Дону,
1996.
7.
Парсонс Т. Система координат действия
и общая теория систем действия: культура,
личность и место социальных систем. Электронная
версия на сайте библиотеки кафедры философии
и методологии науки Киевского нацуниверситета
им. Т.Шевченко. http://www.philsci.univ.kiev.
Информация о работе Социальное действие и социальное взаимодействие