Социально-демократический портрет молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:05, реферат

Описание работы

Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
В своем реферате я хочу рассмотреть молодежь нашей страны как социальную группу. Попробую разобраться в ценностях современной молодежи, рассмотрю с какими проблемами она сталкивается .

Содержание

Введение
1. Социально – демократический портрет молодежи
2. Молодежные субкультуры
3. Вредные привычки
4. Ценностные ориентации современной молодежи
4.1 Культурные ценности современной российской молодежи
4.2 Молодежь и образование
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 461.38 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание

Введение

1. Социально –  демократический портрет молодежи

2. Молодежные субкультуры

3. Вредные привычки

4. Ценностные ориентации  современной молодежи

4.1 Культурные ценности  современной российской молодежи

4.2 Молодежь и образование

Заключение

Список литературы 

ВВЕДЕНИЕ

Молодёжь, социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  тем и другим социально-психологических  свойств.

В своем  реферате я хочу рассмотреть молодежь нашей страны как социальную группу. Попробую разобраться в ценностях современной молодежи, рассмотрю с какими проблемами она сталкивается . 

1. Социально –  демократический портрет молодежи 

Молодежь – это  социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его  обновления. 

Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к  молодежи относят население в  возрасте между 14-ю и 30-ю годами. 
 

Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом  и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы.

Современная молодежь как социальная группа характеризуется  некоторыми особенностями и общими чертами.

Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей  численности населения страны составляет около 22-25 %. Изменения в масштабах  рождаемости в РФ привели к  «постарению» молодежи, т.е. возрастанию  доли 25-29 летних.

Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, как правило, обусловлено жизненной  неустроенностью, неопределенностью  будущего, наличием различных социальных рисков

По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа  населения, низкий уровень рождаемости  наряду со значительным ухудшением состояния  здоровья молодежи приводит к ухудшению  генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. В этой связи  поднимается вопрос о необходимости  выработки специальной государственной 

Падает количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. Численность  молодежи на селе сократилась, т.к. молодые  люди предпочитают работать не в сфере  сельскохозяйственного производства, а на городских предприятиях и  в организациях.

Экономическая реформа  обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых  рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики.

Решение многообразных  и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. 
 

2. Молодежные субкультуры 

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Молодежная  субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не ценности национальной культуры. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.  

Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями.

Особенность отечественных  молодежных субкультур состоит и  в том, что большинство из них  ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение  информации.

Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур в России.  

Молодежной субкультурой, относимой к числу романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов.

Толкинистское субкультурное -движение стало частью и продолжением российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении.

С определенными  оговорками можно отнести к субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности.  

Хакеры (компьютерные фанаты) - молодежная субкультура, находящаяся  в процессе формирования. Численность  хакеров пока незначительна, хотя установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они  преимущественно посредством компьютерных сетей.

Из  развлекательных субкультур, можно отнести рэйверов и роллеров.

Обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров - к спортивным субкультурам, однако общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде.

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они  предпочитают спортивную одежду ярких  расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. В основном роллеры - школьники старших  классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что  роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей.

воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных  безынициативных исполнителей в  ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в  русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации. 

 Вредные привычки 

Угрожающий характер приобретает употребление подростками  и молодежью алкоголя, токсических  и наркотических веществ.

По данным различных  исследований, подавляющее большинство  старшеклассников в той или иной мере употребляют алкогольные напитки, от 2 до 25 % старшеклассников так или иначе знакомы с употреблением наркотиков.

3.1 Употребление спиртного

3.2 Курение

3.3 Наркотики 

Молодежь и образование 

На данный момент существует серьезная опасность, что  молодые люди (в особенности подростки), занимающиеся перепродажей различных  товаров на улицах, видя в этом один из основных источников быстрого обогащения, при наступлении нормальных рыночных отношений могут оказаться без  образования и без профессии, что приведет к серьезным социальным последствиям в будущем.  

Исследования, проведенные  петербургским социологом С, А. Ежовым в четырех городах России (Санкт-Петербург, Ростов на Дону, Братск и Нефтекамск) в 1993-1995 гг., позволили выявить ряд профессий, которыми учащиеся II классов сейчас отдают предпочтение. В первую очередь - это профессии экономического, рекламного и юридического профилей: менеджер, маркетинг-директор, юрист, адвокат - в этом едины как юноши, так и девушки. Не уступают им профессии, связанные с проектированием и вычислительной техникой, программного обеспечения. По-прежнему престижной считают респонденты и профессию архитектора. Девушки отдают предпочтение преимущественно следующим профессиям: модельер, парикмахер, секретарь-референт, переводчики, традиционно, педагогические работники и врачи.

Значительно снизился интерес к техническим профессиям и увеличился к профессиям гуманитарного  направления.

Однако наряду с  указанными тенденциями отмечаются и некоторые позитивные перемены. К ним можно отнести появление  гибкости в системе государственного образования, которая прежде всего сказалась в изменении содержания дисциплин, появлении новой парадигмы в отношениях вуз - преподаватель - студент, возникновении новых педагогических технологий, спектра методов и приемов обучения.

Следует отметить и  появление совершенно новых для  нашей социальной жизни феноменов - альтернативных, негосударственных  форм образования, уже сегодня охвативших все виды образования от самых  низких (дошкольных) до вузовского и  поствузовского обучения. Это явление уже реально создало рынок образовательных услуг, который включает, по сути, самые разнообразные формы образования, создавая между ними реальные конкурентные отношения, особенно по наиболее популярным специальностям (экономика, юриспруденция, менеджмент и т.п.). Эти явления, разумеется, носят не только позитивный характер. Их существование, очевидно, породило новые черты в системе образования, они побуждают его к саморазвитию, освобождению от тех окостеневших черт, которые сдерживали развитие образования ранее. 

Изменение системы  образования повлекло за собой, с  одной стороны позитивные, а с  другой негативные результаты. К позитивным результатам относится появление  новых методов в образовании, новых материалов, доступность актуальной и правдивой информации, для тех кто учится. Негативные черты – это недоступность высшего образования большинству молодых людей, так как образование сейчас стоит больших денег, а бесплатных мест с каждым годом остается все меньше и меньше. В связи с невыплатой заработной платы начался отток кадров из сферы образования, что, безусловно, скажется на качестве образования получаемого учащимися и студентами. 

Проблема образования  особенно важна на данный момент, так  как России необходимы квалифицированные  кадры для выхода из сложившегося положения.  
 

Заключение 

В условиях социально-экономических  и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся  мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский  нигилизм. Бездуховность и ее результат – потребительско – эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. 

Молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической  общественной группы, ее роли и места  в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической  адаптации молодых людей в  коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений. 

В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам  должно быть резко усилено. Определение  средств, форм и методов работы с  молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем  и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.

Основными целями социальной работы с молодежью являются:

-     создание  системы социального обслуживания  молодежи как государственно-общественной  целостной системы социально-психологического  сопровождения человека; 

-     выявление  факторов, обусловливающих развитие  асоциального поведения несовершеннолетних  и молодежи; 

-     оказание  экстренной помощи несовершеннолетним  и молодежи, оказавшимся в тяжелой  жизненной ситуации; 

-     увеличение  степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать  свою жизнь и более эффективно  разрешать возникающие проблемы; 

-     достижение  такого результата, когда у клиента  отпадает необходимость в помощи  социального работника (конечная  цель).

Информация о работе Социально-демократический портрет молодежи