Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:25, контрольная работа
Под педагогической культурой человека понимается усвоенный и повседневно проявляемый уровень искусства педагога (педагогической деятельности) в отношении к себе, к другим людям, к детям. Учитывая, что педагогические качества человека имеют довольно широкую сферу проявления, следует выделять социально-педагогическую культуру.
БИЛЕТ 1 Социально педагогическая культура специалиста, сущность содержание, основные структурные компоненты.
Под педагогической культурой человека
понимается усвоенный и повседневно проявляемый
уровень искусства педагога (педагогической
деятельности) в отношении к себе, к другим
людям, к детям. Учитывая, что педагогические
качества человека имеют довольно широкую
сферу проявления, следует выделять социально-педагогическую
культуру. В этом плане она представляет
собой усвоенный и повседневно проявляемый
человеком социальный опыт педагогической
деятельности в соответствии с возрастом
и сферой жизнедеятельности.
Специалист социальной сферы должен владеть профессиональной культурой, составной частью которой является педагогическая культура. Она характеризуется уровнем усвоения специалистом педагогического опыта и его реализации в процессе профессиональной деятельности. Для специалиста социальной сферы педагогическая культура имеет особое значение, так как он работает с людьми, имеющими особые потребности, социальные проблемы. Эта категория людей особенно нуждается в человеческом участии и непосредственной помощи. Выделяют внутреннюю и внешнюю составляющие педагогической культуры специалиста. Внутреннюю составляющую педагогической культуры часто приравнивают к уровню тех знаний и умений в области педагогики, которые имеет человек. С таким подходом нельзя согласиться. Дело в том, что человек может иметь достаточно большой объем знаний и умений, но далеко не всегда может проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области. Внутренняя культура человека — это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста - это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает: а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогическую сторону личности как специалиста; б) собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) специалиста — поведенческий уровень педагогической культуры; в) проявление уровня
владения педагогическими технологиями,
методами и методиками, средствами
и приемами — практико-педагогический
уровень специалиста как г) отношение
специалиста к объекту Специалист может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу, эффективно реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и ее результативность часто зависят от его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — объекту его социальной работы, — особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня - внутренней педагогической культуры. По
своей сути внутренняя педагогическая
культура специалиста - это накопленный
им социально-педагогический опыт как
составная часть социальной работы и эмоционально-чувственное
отношение к ней; внешняя культура — индивидуальный
стиль профессиональной деятельности
этого же специалиста, включающий социально-педагогический
компонент и отношение к ней. Анализ
сущности и уровней педагогической культуры
позволяет выделить две группы ее компонентов. Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, составляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы. Прежде всего - это сам специалист как личность, как носитель реальной педагогической культуры. При оценке педагогической культуры специалиста видят прежде всего проявление в профессиональной деятельности конкретного человека - социального работника. Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень педагогической культуры включает такие составляющие, как личность самого социального работника, его теоретический и практический опыт, личностные социально-педагогические качества. Личность специалиста — это тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социально-педагогического опыта специалиста. Именно через призму личности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практического опыта. Теоретический социально-педагогический опыт - это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, профессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогической, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания — необходимый компонент — предрасположения и предостережения, которые надо учитывать специалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятельности специалиста социальной сферы. Практический опыт представляет собой усвоенные умения и навыки - это получившая закрепление на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию на практике специалиста и может быть им использован в типичных ситуациях. Педагогический опыт по содержанию включает в себя: - уровень владения специалистом искусством педагогической деятельности (педагогическое мастерство); - развитие профессионально-важных (с позиции педагогики) личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социальной работы в интересах эффективности профессиональной деятельности. Профессионально важные качества выделяют то индивидуальное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся: Педагогическая направленность - это особенности развития и воспитания личности, характеризующие ее предрасположенность к педагогической деятельности, в том числе и в отношении людей — объектов социальной работы. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах. Нравственные качества — это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагогической деятельности; нравственные чувства — удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворенность от добросовестного выполнения социальной работы, социально-педагогической деятельности, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути. Моральным является чувство неудовлетворенности в результате нерешенности социальных проблем человека, несоблюдение моральных норм как самим педагогом, так и другими участниками воспитательного процесса. Нравственные качества проявляются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравственных привычек. Коммуникативные качества - способность быстро и правильно строить общение. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом - тем человеком, кому нужна его помощь. Действенность его деятельности зависит от искусства его общения с клиентом.
Важнейшей характеристикой |