Социальная защита труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе формирует новую политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей.

Работа содержит 1 файл

Социальная защита труда.docx

— 17.49 Кб (Скачать)

Социальная  защита труда

Рыночная система  хозяйствования меняет не только экономическую  политику управления хозяйством, но и  требования к рабочей силе формирует  новую политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям  в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать  острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической  политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности  социальной защиты людей.

Социальная защита — необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в. и в широком общесоциологическом смысле соответствующий термин впервые появился в США в 30-х годах и постепенно распространился в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.

Сама система  социальной защиты в широком смысле — это система правовых, социально-экономических  и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

    ·     трудоспособным гражданам — за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

  ·     социально уязвим слоем — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума

1. Гарантии при  заключении коллективного договора

Согласно Закону коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые социально-экономические  и профессиональные отношения между  работодателем и работником в  учреждении. Коллективный договор имеет  определенный срок действия, устанавливаемый  по соглашению сторон, который может  составлять от одного до трех лет . Избежать возникновения коллективных трудовых споров в учреждениях можно, если при принятии правовых решений обеспечиваются учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений.

Наилучшим образом  выявление интересов и потребностей сторон, поиск и выработка взаимоприемлемых решений достигаются путем переговоров  между ними и заключения договоров  и соглашений. В современных условиях заключение коллективных договоров становится жизненной необходимостью, так как законы по вопросам трудового законодательства и охраны труда, принимаемые на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, предусматривают лишь социально необходимый (минимальный) уровень прав и гарантий работников, а более детальное регулирование трудовых отношений переносится на уровень учреждений и осуществляется с помощью коллективных договоров.

2. Гарантии при  заключении трудового договора

Трудовой договор  есть соглашение между трудящимся и  предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять  работу, по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (ст. 15 КЗоТ)

При приеме на работу стороны могут договориться о  совмещении профессий (должностей), то есть о выполнении работником наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой профессии (должности). Тогда в трудовой договор вносится соответствующая запись о работе по совмещаемой профессии (должности), а также о порядке и условиях совмещения.

В трудовом договоре (контракте) целесообразно конкретизировать обязанности работника в соответствии с той профессией (должностью), на которую он принят.

В отношении  должностных лиц фиксируется  круг их функций, прав и обязанностей. Четкое определение и закрепление  в трудовом договоре (контракте) обязанностей работника вносит необходимую определенность в отношения сторон, позволяет  предотвратить многие конфликтные  ситуации.

В учреждениях  здравоохранения разрешается работа до 12 часов в смену. Назначение работника  на работу в течение двух смен подряд запрещается. Графики сменности  доводятся до сведения работника, как  правило, не позднее, чем за один месяц  до введения их в действие. По решению  трудового коллектива разрешается  устанавливать продолжительность  рабочей смены до 24 часов (кроме водителей санитарного автотранспорта). В каждом конкретном случае вопрос об установлении тому или иному работнику продолжительность рабочей смены до 24 часов должен решаться только с согласия работника и профкома учреждения здравоохранения. Работники чередуются по сменам равномерно.

Специфика выполняемых  трудовых функций некоторыми категориями  работников (административный, управленческий, технический, хозяйственный и другой персонал) не всегда позволяет ограничить их деятельность рамками рабочего времени. Для таких работников вводится ненормированный  рабочий день. Однако это не означает, что рабочее время этих работников вовсе не нормируется. По продолжительности  их рабочий день не может быть меньше, чем он предусмотрен для данной должности, профессии. Эти работники обязаны  соблюдать режим рабочего времени, установленный в учреждении, вовремя  приходить на работу, соблюдать трудовую дисциплину, на общих основаниях пользоваться выходными и праздничными днями.

Проводимая в  России модернизация экономики вызывает изменение всей системы социально-экономических  отношений и, прежде всего, отношений  собственности и условий  найма  рабочей силы. Если государство в  прошлом фактически монопольный  собственник средств производства и монопольный работодатель по логике вещей было обязано брать на себя все функции социальной защиты трудящихся, то перераспределение  собственности и отказ от монополии на статус работодателя требует соответственного перераспределения этих функций между новыми функциями и работодателями.

В настоящее  время механизм соизмерения финансовых возможностей государства с потребностями  в социальной помощи различным категориям граждан не отработан. Сокращение государственных  расходов на социальные нужды, ограничение  числа выплат и льгот, отказ от принципов всеобщности поддержки  обусловлены кризисным характером экономики, не имеющей достаточной  бюджетной базы.

Информация о работе Социальная защита труда