Социальная защита безработных

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных.
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………2
§1. Безработица и государственная политика занятости…………………4
§2. Социальная защита безработных……………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, можно сказать, что бич современного общества, в том числе и Российского – это безработица, вызываемая как развитием технологий, так и экономическим спадом. И большую роль в регулирование сокращения безработицы в наше время отводится государству.

    Политика  занятости осуществляется государством на основе ежегодно принимаемой (соответственно развиваемой, дополняемой и корректируемой) «Федеральной программы содействия занятости населения в Российской Федерации».  В центре программы — защита от безработицы. Она охватывает как работающих, но находящихся под угрозой увольнения, так и безработных, зарегистрированных в органах федеральной государственной службы занятости.

    Основная  задача политики занятости заключается  не в том, чтобы способствовать восстановлению на работе всех уволенных, вне зависимости от потребности в них производства и причин увольнения. Такая политика означала бы торможение или остановку естественного процесса высвобождения «излишней» рабочей силы и тем самым противоречила бы императивам перехода к рынку, в том числе необходимости повышения экономической эффективности. Политика занятости осуществляется на основе сочетания трудоустройства со структурной перестройкой экономики и улучшением показателей общественного производства.

    Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда:

    Во-первых, достижение такого соотношения между  спросом и предложением труда, а  также его активной и резервной  частями, при котором, с одной  стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду.

    Во-вторых,  формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной  и географической мобильности трудовых ресурсов,  что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики.

    В-третьих, необходимость интеграции России в  международную систему разделения труда, что предполагает активную международную  конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

    Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на количественные и  качественные аспекты развития и  потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

    Согласно  российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

    Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

    В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

    В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной  занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и  обеспечения необходимых условий  для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г.  утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.

    Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Реализация  Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического      развития отдельных     регионов, иных программных   решений,  

принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

    Анализ  ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

    Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы  создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в  сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

    Целями  Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости  населения Российской Федерации  на основе создания экономически эффективных  рабочих мест в перспективных  отраслях экономики.

    Основными задачами Программы являются11:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
  • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

    Реализацию  Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 гг.

    В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

    1. Определение потребности в создании  рабочих мест 

    2. Выявление отраслевых и региональных  приоритетов в развитии и сохранении  перспективных рабочих мест 

    3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ

    4. Разработка нормативной правовой  базы, ориентированной на формирование  общих условий для создания  и сохранения рабочих мест.

    5. Создание механизма, обеспечивающего  развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы

    6. Повышение эффективности использования  имеющихся производственных мощностей 

    7. Формирование системы организации  временных рабочих мест на  базе общественных работ 

    8. Разработка механизма развития  социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест

    9. Целевая поддержка создания и  сохранения рабочих мест для  неконкурентоспособных граждан 

    На  втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным  органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

    1. Разработка и реализация пакета  целевых программ, направленных  на создание рабочих мест в  отраслях экономики и регионах  Российской Федерации 

    2. Создание условий для повышения  качества рабочих мест 

    3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения

    В “Федеральной целевой программе  содействия занятости населения РФ на 1998-2000 год” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

    Политика  на рынке труда в ближайшем  периоде будет направлена на:

  • обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
  • переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
  • достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
  • предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
  • создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
  • развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • рост мобильности трудовых ресурсов.

    К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

  • преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
  • экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  • оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
  • разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  • развитие гибких форм занятости;
  • последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
  • дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
  • улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;
  • сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
  • развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

    Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в  виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

    На  макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

Информация о работе Социальная защита безработных