БЕЛОРУССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
технологий управления и гуманитаризации
Кафедра
"Политология, социология и социальное
управление"
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине
«Социология»
Тема:
«Социальная структура
общества»
Выполнила
___________
Левданская Е.В.
(подпись)
(ФИО)
Студент
3 курса 308519-11 группы
Проверил
______________
Седнина М.А.
(подпись)
(ФИО)
Минск 2012
Содержание
Содержание………………………………………………………………………..2
1.Понятие социальной
структуры общества…………………………………….3
2.Основные элементы
социальной структуры общества……………………….6
3.Место
и роль инженерно-технических работников
в социальной
структуре
Республики Беларусь…………………………………………………11
Список использованной
литературы……………………………………...…….12
1.
Понятие социальной
структуры общества
Понятие
социальной структуры в обществе обычно
употребляют в следующих основных
смыслах. В широком смысле социальная
структура – это строение общества в
целом, система связей между всеми
его основными элементами. При
таком подходе социальная структура
характеризует все многочисленные
виды социальных общностей и отношения
между ними.
В
узком смысле термин «социальная
структура общества» чаще всего
применяется к социально-классовым
и социально-групповым общностям.
Социальная структура в этом смысле
– это совокупность взаимосвязанных
и взаимодействующих друг с другом классов,
социальных слоев и групп.
В
социологии существует большое
множество концепций социальной
структуры общества, исторически
одной из первых является
марксистское учение. В марксистской
социологии ведущее место отводится
социально- классовой структуре
общества. Социально-классовая
структура общества, согласно этому
направлению, представляет собой взаимодействие
трех основных элементов: классов,
общественных прослоек и социальных
групп. Ядром социальной структуры
являются классы. Наличие классов в обществе
отмечалось в науке и до Маркса
в начале XIX в. Это понятие
широко использовали французские
историки Ф. Гизо, О. Тьери
и английские и французские
политэкономы А. Смит и Д. Рикардо.
Однако наибольшее развитие
учение о классах получило в марксизме.
К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические
причины возникновения классов. Они
утверждали, что деление общества
на классы есть результат общественного
разделения труда и формирование
частнособственнических отношений.
Процесс образования классов
происходил двумя путями: путем выделения
в родовой общине эксплуататорской
верхушки, которая первоначально состояла
из родовой знати, и путем
обращения в рабство военнопленных,
а также обнищавших соплеменников,
попадавших в долговую кабалу.
Этот
экономический подход к классам
зафиксирован в знаменитом
определении классов, которое сформулировал
В. И. Ленин в работе «Великий
почин» и которое стало хрестоматийным
в марксизме на протяжении 70 лет.
«Классами
называются большие группы людей, различающиеся
по их месту в исторически определенной
системе общественного производства,
по их отношению (большей
частью закрепленному и оформленному
в законах) к средствам производства,
по их роли в общественной
организации труда, а следовательно,
по способам получения и размерам
той доли общественного богатства,
которой они располагают. Классы –
это такие группы людей, из
которых одна может присваивать труд другой,
благодаря различию их места
в определенном укладе общественного
хозяйства». Таким образом, по
Ленину, главный признак класса – отношение
к средствам производства (владение
или не владение) определяют роль
классов в общественной организации
труда (управляющие и управляемые),
в системе власти (господствующие
и управляемые), их благосостояние (богатые
и бедные). Борьба классов служит
движущей силой общественного развития.
Марксизм
делит классы на основные и неосновные.
Основными
классами являются такие, чье существование
непосредственно вытекает из господствующих
в данной общественно-экономической
формации экономических отношений,
прежде всего, отношений собственности:
рабы и рабовладельцы, крестьяне и
феодалы, пролетарии и буржуазия.
Неосновные
– это остатки прежних классов
в новой общественно- экономической
формации или зарождающиеся классы, которые
придут на смену основными и составят
основу классового деления в
новой формации. Помимо основных
и неосновных классов структурным
элементом общества являются общественные
слои (или прослойки).
Социальные
слои – это промежуточные или
переходные группы, не имеющие ярко
выраженного специфического отношения
к средствам производства и,
следовательно, не обладающие всеми признаками
класса. Социальные слои могут быть
внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми.
К первым можно отнести крупную,
среднюю, мелкую, городскую и
сельскую монополистическую
и немонополистическую буржуазию, промышленный
и сельский пролетариат, рабочую аристократию
и т.д. Историческим примером
межклассовых слоев является «третье
сословье», в период вызревания первых
буржуазных революций в Египте –
городское мещанство, ремесленничество.
В современном обществе
– интеллигенция. В свою очередь, межклассовые
элементы современной структуры
могут иметь свое внутреннее членение.
Так, интеллигенция подразделяется
на пролетарскую, мелкобуржуазную
и буржуазную. Таким образом,
социально- слоевая структура не вполне
совпадает с классовой. Использование
понятия социального строя
по мысли марксистских
социологов, позволяет конкретизировать
социальную структуру общества, указать
на ее многообразие и динамизм.
Несмотря
на то, что в условиях идеологического
диктата и процветания догматизма
в марксистской социологии абсолютное
господство имело ленинское определение
классов, основанное не сугубо
экономическом подходе, часть марксистских
социологов осознавала, что
классы – это более
широкое образование. Следовательно,
концепция социально-классовой
структуры общества должна включить
в себя политические, духовные
и иные связи отношения. При более
широком подходе в интерпретации
социальной структуры общества значительное
место отводится понятию «социальные
интересы».
Интересы
– это реальные жизненные стремления
индивидов, групп и иных общностей,
которыми они осознанно или неосознанно
руководствуются в своих действиях
и которые обуславливают их объективное
положение в социальной системе.
В социальных интересах находят
наиболее обобщенное выражение
актуальные потребности представителей
тех или иных социальных
общностей.
Осознание
интересов осуществляется в
ходе непрерывно происходящего
в обществе процесса социального сравнения,
то есть сопоставления жизненного
положением сопоставлением других социальных
групп. Для понимания классов
существенное значение имеет термин
«коренные социальные интересы», который
отражает наличие у крупных социальных
интересов, которые определяют
его существование и общественное
положение. На основе всего
вышеизложенного можно предложить такое
определение классов: классы – это большие
социальные группы, различающиеся по их
роли во всех сферах жизнедеятельности
общества, которые формируются на основе
коренных социальных интересов.
Классы имеют общие социально-психологические
характеристики, ценностные ориентации,
свой «кодекс» поведения.
Каждая
социальная общность является субъектом
деятельности и отношений.
Классы
как социально-политическая общность
имеют общую для всех своих
членов программу деятельности.
Эту программу, соответствующую
коренным интересам этого или иного класса,
вырабатывают его идеологии.
Социальные слои при таком
подходе представляют собой
социальные общности, объединяющие людей
на основе каких-то частных интересов.
2.
Основные элементы социальной
структуры общества
Главным
признаком, на основе которого выделяется
эта сфера, являются общности людей.
Сюда не входят, к примеру, средства
производства, технологии и т.п.; они
выступают, скорее, основанием для трудового
коллектива, взаимодействующего с ними,
являются условием проявления его активной
деятельности и т.п. В таком аспекте трудовые
коллективы оказываются предметом внимания
социальной политики государства. Здесь
слово "социальный" берется лишь
в узком смысле, а не в широком, как это
бывает.
Принято
считать основными элементами социальной
структуры: индивидов с их статусом
и социальными ролями (функциями),
объединения этих индивидов в
социальные группы (например, классы),
социально-территориальные, этнические
и другие общности; социальная структура
выражает существенные и устойчивые функциональные
связи между этими элементами, специфичными
для различных общественно-исторических
условий.
Социальные
общности различаются между собой
по ряду черт, среди которых наиболее
значимыми (для их выделения в самостоятельные
общности) будут потребности и интересы,
ценности и нормы, место в общественном
разделении труда и связанные с ними социальные
роли; различие между ними усматривают
также в степени их социальной однородности
и устойчивости.
Различия
между социальными общностями имеются
и в так называемом количественном их
составе. Самыми крупными (или большими)
оказываются расы, нации, классы; к малым
относятся социальные группы - трудовые
коллективы в цехах заводского предприятия,
в средних школах, больницах и т.п.; среди
малых социальных групп существует такой
важнейший институт общества, как семья.
Генетически
первой малой группой, из которой
формировалась крупная общность,
была семья. Она имела ряд форм,
одна из которых - нуклеарная семья, состоящая
из мужа, жены и детей, - преобладает
в нашу эпоху. Отношения в современной
семье характеризуются неформальностью
межличностных взаимоотношений, совместным
трудом, единым бытом и связанными с ними
имущественными отношениями, регулируемыми
правом; одной из важнейших целей семьи
является продолжение рода и воспитание
детей. В данном случае имеется в виду
и фамильный род, и род человеческий. Но
в первобытном обществе из семей складывался
род как первая этническая общность. Род,
понимаемый в качестве кровнородственного
объединения людей, являлся основной социальной
и производительной ячейкой первобытного
общества. Объединение же двух и более
родов (иногда оно насчитывало несколько
тысяч человек) составляло племя. Объединение
не означает механического сложения родов.
Как отмечают исследователи, племя есть
объединение вышедших из одного корня,
но впоследствии отделившихся друг от
друга родов. Как и род, племя продолжает
оставаться этнической категорией, так
как в основе его продолжают находиться
кровнородственные связи. Но формирование
племени уже кладет начало разделению
функций внутри общности: хозяйственная
функция остается за родом, другие общественные
функции закрепляются за племенной организацией.
Позднее появляется тенденция к обособлению
кровнородственных связей.
С.
Э. Крапивенский указывает на дальнейшую
эволюцию общности и появление народности.
В ее основу легли уже на кровнородственные,
а территориальные, соседские связи между
людьми (характерно длительное совместное
проживание на одной территории). Возникновению
народностей предшествуют распад родоплеменных
связей и образование на этой основе новой
общности - уже не сугубо этнической, а
социально-этнической. Немало народностей
образовалось не только из различных этнических
групп (болгарская, венгерская), но и из
различных рас (например, итальянцы). Ввиду
своей большей численности и рассеянности
по территории возникает потребность
в новом уровне хозяйственных связей по
сравнению с племенем, и вместе с тем здесь
нет еще той целостности экономической
жизни, которая возникает у нации. Это
относительно неустойчивая общность.
В первобытных общностях (в том числе у
народностей) господствовало натуральное
хозяйство, для наций же характерна экономическая
целостность на базе сравнительно развитой
специализации и разделения труда между
отдельными районами страны. Народность
определяется как исторически сложившаяся
общность людей, имеющая свой язык, территорию,
известную общность культуры, зачатки
экономических связей. Эти черты народности
можно обнаружить при феодализме. В недрах
феодализма по мере углубления и укрепления
экономических связей происходит процесс
становления нации.