Социальная структура общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

Определение основного понятия социальной структуры общества. Рассмотрение мест классов в социальной структуре общества. Рассмотрение социальной мобильности.

Содержание

Введение 3
§ 1. Понятие социальной структуры общества 4
§ 2. Место классов в социальной структуре общества 8
§ 3. Социальная мобильность 15
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Соц стр-ра об-ва_контр_раб.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     С количественной точки зрения следует  разграничить интенсивность и всеобщность  вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев — экономических, профессиональных или политических, — проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.

     Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.

     Соединив  интенсивность и относительную  всеобщность вертикальной мобильности  в определенной социальной сфере  можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

     Групповая мобильность.

     Групповая мобильность вносит в стратификационную  структуру большие изменения, нередко  влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии.

     Например: к середине ХХ столетия такой группой  стали менеджеры крупных предприятий. Неслучайно на базе обобщения изменившейся роли управляющих в западной социологии складывается концепция «революции управляющих», согласно которой административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и даже где-то вытесняя класс собственников.

     Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых  профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит «размывание» социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

     В периоды острых  социальных катаклизмов, коренного изменения социально-политических структур может произойти почти  полное обновление высших эшелонов общества.

     Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением  разрыва в доходах, становятся первопричиной  численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы. Падение социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы «выправляется», она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором – нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации к новому месту в социальной иерархии.

     Итак, массовые групповые перемещения  по вертикали связаны, во- первых, с  глубокими  серьезными изменениями  в социально-экономической структуре  общества, обусловливающими появление  новых классов, социальных групп, стремящихся  к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение «наверх» тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.

     Индивидуальная  социальная мобильность.

     В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят  не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной лестницы не экономические, политические или профессиональные группы, а их отдельные представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь «наверх», идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и поменяет социальную профессиональную группу. Круг профессий, имеющих вертикальную структуру, как например, в артистическом мире – звезды, имеющие миллионные состояния,  и артисты, перебивающиеся случайными заработками; ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший карьеру, дослужившись до министерского портфеля, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель падает «вниз», теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

     В обществе социальные институты регулируют движение по вертикали, своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, позволяют проверять  каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он попадает. Так, система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль  своеобразного «социального лифта», который  позволяет наиболее способным и одаренным подняться на «высшие этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

     Однако  использования движущей силы какого-либо социального института для подъема  «наверх» не всегда бывает достаточно. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить  свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть всю свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато потерей связи со своим прежним социальным окружением. Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился, или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

     Маргинальность.

     Феномен нахождения человека как бы между  двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в  социологии маргинальностью.

     Маргинал, маргинальная личность – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычной деятельностью,  и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой  он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами.

     В представлении многих людей жизненный  успех связывается с достижением  высот социальной иерархии.

     Можно выделить следующие разновидности  маргинальности:

     1) собственно социальная маргинальность, например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою;

     2) биологическая маргинальность, связанная с нарушением здоровья;

     3) политическая маргинальность, при которой людей не устраивают существующие формы политической жизни и управляющие ею законы;

     4) экономическая маргинальностъ, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государством или иными структурами, либо за счет других людей);

     5) этническая маргинальностъ, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств;

     6) возрастная маргинальностъ;

     7) криминальная маргинальностъ, то есть принадлежность к криминальным кругам, склонным жить по законам, отличающимся от законов общества;

     8) религиозная маргинальностъ, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в-пользу одной из них.

     Маргинальность обычно связана с болезненными психологическими переживаниями. Ее можно рассматривать как негативное явление. И действительно, находиться за пределами общества — это далеко не самое приятное из того, что есть в жизни. Такое положение опасно, поскольку человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным.

     С другой стороны, именно это положение может стать толчком который заставит человека прилагать усилия и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо изменять общественную структуру. Маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.). Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами.

     На  основании вышесказанного просто заметить, что социальная стратификация одной  и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь  разную внутреннюю структуру, вызванную  различиями в интенсивности и  всеобщности горизонтальной и вертикальной мобиль­ности. Теоретически может существовать стратифицированное общество, в котором вертикальная социальная мобильность равна нулю. Это означает, что внутри такового общества отсутствуют восхождения и нисхождения, не существует никакого перемещения членов этого общества, каждый индивидум навсегда прикреплен к тому социальному слою, в котором он рожден. В таком обществе оболочки, отделяющие один слой от другого, полностью непроницаемы, в них нет никаких "отверстий" и нет никаких ступенек, через которые и по которым жильцы разных слоев могли бы переходить с одного этажа на другой. Таковой тип стратификации можно найти как полностью закрытый, устойчивый, непроницаемый либо как неподвижный. Теоретически противоположный тип внутренней структуры стратификации одной и той же высоты, а также одного и того же профиля — тот, в котором вертикальная мобильность очень интенсивна и носит всеобщий характер. Тут перепонка меж слоями совсем узкая, с большими отверстиями для перехода с одного этажа на другой. Поэтому, хотя социальное здание также стратифицировано, как и социальное здание неподвижного типа, жильцы разных слоев постоянно изменяются; они не остаются длительно на одном и том же "социальном этаже", а при помощи огромнейших лестниц они в целом передвигаются "вверх и вниз". таковой тип социальной стратификации может быть определен как открытый, пластичный, проницаемый либо мобильный. Меж этими основными типами может существовать множество средних либо промежуточных типов.

 

Заключение

     В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Социальная структура представляет собой устойчивую связь элементов в социальной системе. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
  2. Социальными классами являются общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.
  3. В этих стратификационных моделях выделяются три уровня: высший слой (высший класс), средний слой (средний класс) и низший слой (низший класс). Высший слой – это элитарное меньшинство населения. Средний слой является основным слоем, который стабилизирует все общество. Низший слой занимают люди, опустившиеся на социальное «дно».
  4. Социальная мобильность представляет собой механизм социальной стратификации, который связан с изменением положения человека в системе социальных статусов. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: в вертикальном и в горизонтальном.
  5. Социальная мобильность подразделяется на групповую (групповые перемещения по вертикали связаны), индивидуальную (поднимаются и опускаются по ступеням социальной лестницы отдельные представители) и маргинальностъ (нахождение человека как бы между двумя культурами).

 

Список литературы

1. Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс. М. Академия, 2001.

2. Павленок П.Д.. Социология. – М.: Дашков и Ко, 2004.

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. — М.· Политиздат, 1992.

4. Социология / Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003.

5. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Юнити-Дана, 2007.

6. Яковлев А.М. Социальная структура общества. – М.: Экзамен, 2002.

Информация о работе Социальная структура общества