Социальная структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

Работа содержит 1 файл

Социальная структура личности.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

      Завершая  рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой  они находят отражение. Как и  всякое графическое изображение, она  условна, но ее преимущество в том, что  с помощью схемы можно получить наглядное представление о поднятых выше вопросах.

ТЕОРИЯ  ЛИЧНОСТИ

 

      Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и используемые и различных контекстах, образуют единую систему.

      Теории  обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить основой объяснения и интерпретации этих явлении.

      Теория  обладает большим значением в  практической деятельности, придаст  ей большую эффективность. Теория - это носитель знаний, рассуждений и система определенных выводов, что крайне необходимо в жизни личности и общества.

      Нередко различают историю теории и методически  разработанную теорию. Первая выявляет самостоятельную мысль об обществе, принадлежащую отдельным лицам (Гоббс, Кант), школам или периодам. Вторая, как правило, представляет собой современное направление мысли об обществе. Многие мыслители, которых нередко принимали за историков мысли, имея в виду значение их творчества, на самом деле были по-настоящему оригинальными учеными, как по своему стремлению, так и по образу мыслей. К тому же, многое в современной мысли, называемое теорией, недостаточно методически приработано для общественной науки; зачастую они свидятся к общим рассуждениям, подходам и пропаганде идеологических предпочтений. В конечном счете, многие направления, уходящие корнями в историю мысли, уцелели в качестве составных частей современных теорий, которые и являются их последователями. Поэтому можно сказать, чти "история" и "теория" в социологии растворяются друг в друге,

      Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым  в свете более действительного  или точного знания. Скорее, это  результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества

      Личность  представляет собой как бы соединение гражданских, политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей, социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения проблемы стадо формирование различных социальных концепций (теорий) личности (со второй половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули, ролевая теория Р. Липтона, Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная ( поведенческая ) теория Дж. Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда, теория референтной группы, теория установок и др.

      Для всех этих теорий характерно то, что  все они признают человеческую личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в человеке).

      В этой работе будут рассмотрены 3 социологические  теории личности: ролевая, статусная  и поведенческая.

Ролевая теория личности

 

      В научной литературе утвердилось  мнение, что специальной социологической  теорией личности является ролевая  концепция личности. Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Хорошо описываются данными  понятиями  факты приспособления человека к определенным условиям.

      Исследуя  поведение человека, последователи  ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":

Весь  мир - театр

В нем  женщины, мужчины - все актеры.

У них  есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь  действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

      Каждая  роль требует от актера определенного  поведения, стало быть, это поведение  может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно  сказать, что социальная роль - это  маска, в которую обличается человек, попадая в люди.

      Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные Конвендиальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется  от человека в данной ситуации.

      Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

      Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат непонимания  ролей друг друга. Для их преодоления  необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению  друг к другу, или соединение своей  роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности.

      В соответствии с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия: "играние роли" и "принятие роли". Играние роли - это организация поведения в  соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей и юношества.

      Некоторые роли, а их большинство, являются личностно  незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия.

      В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

  1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли.
  2. Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение.
  3. Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.
  4. Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

      Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл санкции - побудить человека к определенному типу поведения.

      Т. Парсонсом была впервые предпринята  попытка систематизации ролей Любая  из ролей описывается 5-ю основными  характеристиками:

  1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;
  2. способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются;
  3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;
  4. формализацией - одни роли представляют собой действие в строго установленных правилах, другие - произвольное;
  5. мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и т.д.

      И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в  обыденном сознании, где «быть  в роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для «описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию.

      Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только актером, но и зрителем собственных  поступков. Это вносит в его поведение  элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли.

      И.С. Кон приходит к выводу, что процесс  формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и  составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними - личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет, то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.

Статусная теория личности

 

      При анализе личности и ее места в  обществе часто используют понятие  «социальное положение». Если это  понятие соотносится с социальной ролью, то последнюю можно рассматривать как функцию социального положения.

      Однако. «Социальная роль» личности в  единстве с ее «социальным положением»  с наибольшей полнотой и объемностью  выражает понятие «социальный статус личности». Оно удачно объединяет в  себе и функциональную и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими людьми, обществом.

      Социальный  статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно, «предписанный» и «достигаемый» статусы.

      Понятие социального статуса характеризует  место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и  качественных показателях (заработная плата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

      Социальный  статус в значении нормы и общественного  идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач  социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

      Социально определенная деятельность человека; занимаемые им социальные статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и ролей, норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система законов, которые он использует; совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности, активность и степень самостоятельности в принятии решения - все это образует социальные качества личности.

Информация о работе Социальная структура личности