Социальная структура и теория социальной стратификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Содержание

Введение_____________________________________________________3стр.
Глава I. Социальные статусы и роли______________________________4стр.
1. Разнообразие статусов __________________________________4стр.
2. Социальная роль _______________________________________7стр.
3. Виды социальных ролей_________________________________9стр.
4. Основные характеристики социальных ролей_______________10стр.
5. Влияние социальной роли на развитие личности ____________12стр.
Глава II. Социальные институты_________________________________14стр.
Глава III. Социальные группы¬-___________________________________18стр.
1. Классификация социальных групп _______________________18стр.
Глава IV. Социальная стратификация_____________________________22стр.
Заключение___________________________________________________25стр.
Библиографический список _____________________________________26стр.

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Классификация социальных групп

 

      Различают реальные и номинальные социальные группы.  Реальные группы - критерием выделения которых служат реально существующие признаки (пол, возраст, доход, профессия и пр.)  Номинальные группы  - которые выделяют по искусственно сконструированным признакам для статистического учета (пассажиры пригородных поездов, холостяки, малодетные и многодетные семьи и пр). Сведения о них необходимы, например, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, чтобы знать с какими квартирами строить дома - для мало или многодетных семей.     

      Малые и большие социальные группы. Малые - небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, а также постоянным взаимодействием. В каждой такой группе складываются свои специфические групповые нормы поведения, своя субкультура, оказывающая сильное влияние на поведение человека в группе.  Большие группы - тоже выделяются по своим специфическим характеристикам, целям, интересам, условиям жизнедеятельности. Но в них уже нет постоянного взаимодействия членов групп. Меньше контроль со стороны группы за поведением человека. Следовательно,  и влияние этих групп на своих членов будет другим.  

      Социальная  общность - это тоже искусственно выделяемые для тех или иных целей, совокупности людей, с более или менее одинаковыми чертами образа жизни. У людей, принадлежащих к той или  иной общности,  будут и примерно одинаковые социальные нормы, ценностные ориентации, интересы.  

      В широком смысле общности понимают как  синонимы социальных групп. В узком смысле под социальными общностями понимают территориальные группы. 

      Например: этнические общности  (их еще называют кровнородственными). К ним относят  такие общности, как:

- семья,  кровнородственная группа людей,  связанных единством происхождения

(2-3 поколения). Несколько семей, вступивших в  союз, образуют род, роды могут  объединиться в кланы;

- клан, группа кровных родственников,  носящих имя предполагаемого  предка, имеющих общую собственность  на землю. Для кланов характерны  такие явления, как  круговая порука, кровная месть.

- племя,  охватывает большое число родов  и кланов.  Для племени характерны  уже собственный язык или диалект,  территория, общие церемонии, формальная  организация (вождь, племенной  совет);

- народность, переходная к нации этническая общность. Для народности также характерны языковая, территориальная, экономическая и культурная общность, но кровнородственные связи уже не покрывают всю народность. Численность народностей намного большая, чем в племени. 

      Нация - это уже не этническая, а политическая автономная группировка, члены которой имеют общие ценности, институты, но у них уже нет общих предков, общего происхождения, не обязательны общий язык и религия. Нации более многочисленны, чем народности. Объединяющая их национальность (со своим национальным характером и психическим складом) формируется  благодаря общей истории и культуре. 

      Толпа и публика. Сущностные характеристики этих специфических социальных групп  великолепно показали французские  социологи конца 19 - начала 20в.  Г.Лебон и Г. Тард.   

      Толпа - любое кратковременное скопление  людей, которых собрал в одном  месте общий интерес. У толпы  нет структуры в виде статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего  опыта взаимодействия.  Как только исчезает собравший людей интерес, толпа рассеивается. Но о толпе и ее специфических качествах нужно знать, потому что толпа может оказывать на людей, в ней оказавшихся, колоссальное воздействие, толпа может моментально превратиться в страшную разрушительную силу.  

      Как показал Лебон, в толпе из-за физической скученности людей резко усиливаются  процессы психического эмоционального заражения и  люди теряют способность  соображать, рационально контролировать свое поведение. У людей в толпе  появляются эйфория всемогущества и безнаказанности. Толпа очень легко внушаема и может быстро превращаться в человеческое стадо, движимое самыми низменными инстинктами. При умелом управлении, толпа способна и на кратковременные героические поступки, но, как правило, это  разрушительная сила. Лебон сформулировал правила манипулирования толпой, а так же обратил внимание на то, что поведение, характерное для толпы,  могут иметь и небольшие по численности группы, такие,  как парламент, присяжные заседатели и др.  Когда Лебон опубликовал свою знаменитую книгу “Пихология толпы”, его критиковали, обвиняли в циничности, оскорблении  нравственности, но его рекомендации по управлению толпой власть имущие с успехом использовали и используют.  

      Тард  ввел понятие “публика” - люди, потребляющие одну и ту же информацию (например, читатели газеты), и в силу этого, обладающие коллективным самосознанием.  

      В отличие от толпы, где психическое  единство создается физическим контактом, публика - это духовная общность. Технические  средства массовой информации, превращают публику в самую многочисленную форму объединения людей.  Воздействие этой информации на психику человека будет не таким жестким, как в толпе, но вскоре  окажется,  что и здесь, в силу законов “стремления к подражанию” тем образцам, что транслируются, пропагандируются через СМИ, люди будут примерно одинаково думать, чувствовать и пр.  

 

ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

 

      Существует  несколько теорий социальной стратификации. Родоначальником этих теорий является П.А. Сорокин. Ныне стратификация - одна из центральных тем социологии, поскольку объясняет одно из наиболее острых и болезненных явлений общества - расслоение на бедных и богатых, управляющих и управляемых. 

      Социальная  стратификация - дифференциация населения  в иерархически расположенных слоях. Страта - слой. Оснований для социального расслоения можно искусственно выделить множество, но обычно выделяют 4 основных типа:

- доход  (экономическое измерение по шкале:  бедный - богатый)

- власть (измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение)

- образование  (измеряется числом лет обучения - от начального до докторантуры)

- престиж  (уважение статуса, сложившееся  в данном обществе и в данное  время) 

      Четыре типа людей выделяют потому что, именно они являются основными каналами доступа к всевозможным социальным благам, к которым стремятся люди в обществе.  Между этими типами есть взаимосвязь - кто выдвинулся (или провалился) в высшую или низшую страту в одном отношении, тот,  скорее всего, будет занимать аналогичные места и в других. 

      Стратификация - это постоянная характеристика любой  организованной группы и всего общества. Она носит естественный характер, т.к. связана с тремя фундаментальными функциями:

1. Совместная  жизнь всегда требует организации поведения, то есть отношений управления (подчинения) между членами общества.  Отсюда неминуемо расслоение на управляющих и управляемых;

2. Окружающая  среда изначально объективно  ставит индивидов в неравное  положение (у одного земля плодороднее, у другого нет, один родился в богатой семье, другой в бедной и т.п.)

3. Внутренние  био-психические различия людей  (один здоровый, другой болезненный,  один умнее, другой...) 

      Следовательно - социальное неравенство обусловлено  объективными причинами и потому вечно. Но оно воспринимается как несправедливость.

      Анализируя, в частности, уроки социалистической революции 1917г. в России П.Сорокин  пришел в выводу, что в любом  обществе имеются  "постоянные дефекты", заключающиеся в том, что, во-первых, общество всегда “отстает” в справедливом распределении благ в соответствии с личными качествами и способностями людей (с точки зрения представителей низших страт).  Во-вторых, со временем в верхних и нижних стратах увеличивается количество людей, занимающих положение, не соответствующее их способностям. В элитарных слоях накапливается количество бездарных и деградирующих, в нижних слоях - сильных и талантливых. Это приводит к социальным напряжениям в верхних и нижних слоях общества.

      Если  в обществе нет механизма социальной мобильности (социальных лифтов и механизмов, позволяющих сильным и талантливым подниматься по социальным ступеням и, соответственно, освобождаться от “бездарей” в верхних слоях) и позволяющего безболезненно снимать это напряжение, то вероятно наступление социальной революции - динамического взрыва, стихийно снимающего напряжение в стратах. 

      Как происходит социальная революция? На первой фазе "талантливые и энергичные" люди из низших страт переходят в  высшие. Но вместе с ними «в верх» попадает и много неспособных. Из высших же страт многие таланты сбрасываются вниз.  Вторая фаза - период реакции - таланты вновь возвращаются вверх, выдавливая неспособных вниз. Постепенно, на какое-то время, образуется стабильная стратификация. 

      Чтобы уберечь общество от кровавых революций нужно совершенствовать механизмы социальной мобильности. П.Сорокин вводит ключевые понятия:

вертикальная  и горизонтальная социальная мобильность - предоставляемая гражданам обществом  возможность изменять их социальный статус. Вертикальная мобильность - перемещение из одной страты в другую, т.е. с изменением социального статуса (был рабочий, стал мастер, руководитель). Горизонтальная мобильность - социальное перемещение без изменения статуса (был токарь, стал пекарь, переехал из одного города в другой и пр.).  

      Можно назвать шесть основных социальных институтов (социальных лифтов), обеспечивающих социальную мобильность в обществе: армия,  школа,  церковь, политические партии,  семья, экономические организации.  Но нужно понимать, что любой из этих социальных институтов, может и препятствовать социальной мобильности. Все зависит от политики правительства и организации работы этих институтов.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Судьба  общества, в котором господствует одномерная перспектива оценки, печальна. Чем более распределение богатства совпадает с распределением социального престижа, тем больше вероятность взаимного отторжения слоев низших, средних и высших, тем ближе и острее опасность дезинтеграции с ее разновидностями от революции до гражданской войны. 

     Конечно, в мире нет страны, где бедные не испытывали бы неприязни к богатым. Но эта естественная неприязнь может быть усилена или ослаблена - в зависимости от факторов скорее социокультурного, нежели экономического порядка. Если представители малоимущих слоев усвоят, что они не имеют никаких шансов на поощрение обществом своих "нетоварных" достоинств, это приведет не только к устрашающей моральной деградации, но и к взрывоопасному обострению классовой ненависти. Не имея шансов разбогатеть, он может добиться признания и почета совсем на другом поприще. Этой проблему должна решать социальная политика. 

     Социальная  политика - это политика регулирования  социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости. Тем самым регулируя отношения между разными социальными стратами.

 

     

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 

  1. Барбер, Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности . Американская социология. Перспективы, проблемы, методы: кн./Б. Барбер. -  М.: Прогресс, 1972.-378с.
  2. Брум, Л. Социальная дифференциация и стратификация: учебник/ Л. Брум. - М.: Прогресс, 1965.-283с.
  3. Ионин, Л. Социология культуры: Учебное пособие/ Л. Ионин. – М.: Издательская корпорация “Логос”, 1996.-189с.
  4. Комаров, М. Социальная стратификация и социальная структура: учебник/М. Комаров.- М: СоцИс, 1992.-280с.
  5. Радаев В.В., Социальная стратификация: Учебное пособие/В.В.Радаев, О.И.Шкаратан. -  М.: Наука, 1996.- 340с.
  6. Смелзер, Н.Дж. Социология: учебник/Н.Дж. Смелзер. - М.: Феникс, 1994.- 300с.
  7. Сорокин, П.А. Социальная стратификация и мобильность:  сб. тр./ П.А.Сорокин. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1992.-267с.

Информация о работе Социальная структура и теория социальной стратификации