Социальная стратификация и неравенство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:36, реферат

Описание работы

С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социальном взаимодействии они не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и организации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Одни индивиды, группы, классы и общества располагаются выше или ниже других.

Содержание

1. Социальная стратификация и социальное неравенство…………………2
1.1 Понятие социальной стратификации……………………………………2
1.2 Концепции социальной стратификации……………………………….4
1.3 Понятие социальной мобильности…………………………………….6
2. Проведение социологического исследования с использования
метода опроса……………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………..10
Приложение………………………………………………………………..10

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 34.73 Кб (Скачать)

  2. Проведение социологического исследования с использования метода опроса

    Для того, чтобы изучить представления людей о классовой структуре белорусского общества, основных критериях деления классы, а также определить самоидентификацию опрошенных нами было проведено исследование с использованием метода опроса. Текст опросника, использованного нами в ходе исследования представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1. В исследовании приняли участие 25 человек. Из них 9 мужчин и 16 женщин.

     Если говорить о результатах проведенного опросника, то следует отметить следующие аспекты:

    Отвечая на вопрос о том, люди каких профессий относятся к определенным слоям общества, испытуемые отнесли к высшему слою общества бизнесменов, правящую элиту; к среднему - рабочих, учителей, врачей (то есть интеллигенцию); к низшему классу в свою очередь были отнесены лица без определенного места жительства, криминальные элементы.

    На вопрос о самоидентификации опрошенных («К какому из вышеперечисленным классам Вы, по тем или иным причинам отнесли бы себя?») были получены следующие ответы: к высшему классу общества не отнес себя ни один из испытуемых; 23 человека отнесли себя к среднему классу общества (что составляет 92% от всех испытуемых); 2 человека (8%) отнесли себя к низшему классу общества.

100% участвующих  в опросе подтвердили мнение  о том, что принадлежность людей  к тому или иному классу  в обществе напрямую зависит  от уровня их благосостояния.

Ответы  испытуемых на вопрос о причинах бедности и богатства целесообразно представить  в виде таблиц:

     Таблица 1. Мнение испытуемых о причинах бедности

 
Причина бедности Ответы испытуемых (%)  
Семейные  неурядицы, несчастья 8%  
Болезнь, инвалидность 16%  
Алкоголизм, наркомания 20%  
Низкий  уровень жизни их родителей 13%  
Недостаточность государственных пособий по социальному  обеспечению; 8%  
Лень, неприспособленность к жизни 24%  
Плохое  образование, низкая квалификация 13%  
     

Таким образом, из таблицы видно, что большинство  испытуемых основной причиной бедности считает лень и неприспособленность  к жизни некоторых людей. Менее  всего, по мнению испытуемых, в качестве причины бедности могут выступать  такие причины: семейные неурядицы  и несчастья, недостаточный уровень  государственного пособия

       Таблица 2. Мнение испытуемых о причинах богатства

 
Причина богатства Ответы испытуемых, %  
Деловая хватка; 12%  
Умение  использовать шанс 8%  
Готовность  работать без ограничений 16%  
Возможность брать взятки 24%  
Высокая квалификация 0%  
Связь с криминалом 40%  
     

     Таким образом, можно заметить, что большинство испытуемых связывают получение богатства с негативными моментами (связь с криминалом и получение взяток). В то же самое время практически не рассматриваются в качестве причин повышения благосостояния высокая квалификация человека и умение использовать свой шанс.

                               Список литературы

1. Кравченко  А.И. Социология: Общий курс: Учебное  пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ;  Логос, 2002.- 271 с

2. Социологическая  энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. -- Мн.: 2003, - 642 с.

3. Социология. Учебное пособие. Под редакцией  В.И.Игнатьева, М.В.Ромма, - М, - 2001.- 268 с.

4. Социология. Наука об обществе. / Под ред.  Проф. В.П. Андрущенко -- Харьков, 1996, - 369 с.

5. Социальное  расслоение и социальная мобильность, - Уч-к под редакцией З.Т. Голенкова, - М, - 1999, - 447 с.

                                     Приложение 1

Опросник  для выявления  представлений людей  о классовой структуре  общества

1. Ваш пол: М/Ж

2. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст:

3. Укажите Ваш род  деятельности

4. Назовите профессии  или род деятельности  людей, относящихся  к:

А) Высшему  классу общества

Б) Среднему классу общества

В) Низшему  классу общества

5. К какому из вышеперечисленным классам Вы, по тем или иным причинам отнесли бы себя?

6. Считаете ли Вы, что причисление  людей к определенному  классу общества  напрямую зависит  от уровня их  благосостояния?

7. Как Вы считаете, что является главными  причинами бедности  в нашей республике?

А) Семейные неурядицы, несчастья;

Б) Болезнь, инвалидность;

В) Алкоголизм, наркомания;

Г) Низкий уровень жизни их родителей;

Д) Недостаточность  государственных пособий по социальному  обеспечению;

Е) Лень, неприспособленность к жизни;

Ж) Плохое образование, низкая квалификация.

8) Каково Ваше мнение о причинах благополучия богатых слоев населения?

А) Деловая  хватка;

Б) Умение использовать шансы;

В) Готовность работать без ограничений;

Г) Возможность  брать взятки;

Д) Высокая  квалификация;

Е) Связь  с криминалом. 

Информация о работе Социальная стратификация и неравенство