Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:58, реферат
Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка. Социальная статика - это социальная анатомия, изучающая строение социального организма. Объект первой из них - общества «в состоянии покоя». Сравнительная оценка важности двух разделов социологии у Конта менялась: если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии - социальная динамика, то в «Системе» - что это социальная статика.
Социальная
статика
Для социальной статики
высшая цель - обнаружение законов
социального порядка. Социальная статика
- это социальная анатомия, изучающая
строение социального организма. Объект
первой из них - общества «в состоянии
покоя». Сравнительная оценка важности
двух разделов социологии у Конта менялась:
если в «Курсе» он утверждал, что наиболее
важная часть социологии - социальная
динамика, то в «Системе» - что это социальная
статика.
Социальная статика
выделяет «структуру коллективного
существа» и исследует условия
существования, присущие всем человеческим
обществам, и соответствующие законы
гармонии. Эти условия касаются индивида,
семьи, общества (человечества).
Индивид, по Конту, естественным
и необходимым образом
Семья - это школа
социальной жизни, в которой индивид
учится повиноваться и управлять, жить
в гармонии с другими и для
других. Она прививает чувство
социальной преемственности и понимание
зависимости от прошлых поколений,
связывая прошлое с будущим. Будучи
микросоциальной системой, семья
предполагает иерархию и субординацию:
женщина в ней должна повиноваться
мужчине, а младшие - старшим. Семья
- основной элемент, из которого и по
образцу которого строится общество.
Общество образуется
из совокупности семей; в нем стадия
семейного существования
Разделение труда,
по Конту, не только экономический, но
фундаментальный социальный факт, «самое
главное условие нашей
Солидарность, присущая
всем живым объектам, в обществе
достигает наивысшей степени. Для
обозначения этой степени и специфики
социальной солидарности в человеческом
обществе Конт со временем начинает использовать
понятие социального консенсуса
(согласия). Консенсус в его теории
- «основная идея социальной статики».
Вместе с тем
разделение труда содержит в себе
определенные изъяны и опасности
для социального организма. Оно
грозит обществу разложением на множество
изолированных групп. Оно делает
человека умелым в одном отношении
и «чудовищно неспособным» во всех
других. Сосредоточиваясь на выполнении
своей частной задачи, человек
думает лишь о своем частном интересе
и смутно воспринимает социальный интерес.
Преодоление этих опасностей
разделения труда возможно благодаря
постоянной дисциплине, функции управления
и соответствующей ей исполнительской
функции. Управление - это социальная
функция, назначение которой состоит
в сдерживании и предупреждении
«фатальной склонности к основательному
рассеиванию идей, чувств и интересов...».
В противовес Гоббсу, Локку и Руссо
Конт видит в управлении не некую
добавочную, искусственную силу, призванную
следить за соблюдением людьми общественного
договора и порядка, а естественную,
необходимую функцию, развившуюся
самопроизвольно, вместе с самим
обществом. Материальная, интеллектуальная
и моральная субординация неразрывно
связана с разделением труда;
она требует, помимо подчинения, веры
либо в способности, либо в честность
управляющих. «Нормальное» правительство
- то, которое, обеспечивая социальную
сплоченность, в минимальной степени
опирается на материальную силу и
в максимальной - на убеждение, согласие,
общественное мнение. Субординация подчиняется
закону, согласно которому частные
виды деятельности осуществляются под
руководством более общих видов
деятельности. Управление - самая общая
из функций, и, таким образом, все
остальные социальные функции подчиняются
ей.
Конт утверждает
естественный, вечный и неустранимый
характер социальной иерархии и, соответственно,
противоестественный характер идеи
социального равенства. Деление
общества на классы вытекает из основного
и необходимого разделения управленческой
и исполнительской функций. Конт
обозначает классы по-разному, но суть
их сводится прежде всего к тому,
что они составляют две наиболее
общие категории: руководителей
и исполнителей. В современном
обществе две наиболее значительные
категории - это патрициат и пролетариат.
Внутри них в свою очередь различаются
более мелкие социальные группы. Так,
патрициат делится на банкиров, управляющих
капиталами, и предпринимателей, непосредственно
управляющих работами. Предприниматели
в свою очередь делятся на промышленных
и сельскохозяйственных. Пролетариат
также внутренне
Конт чрезвычайно
озабочен «печальной судьбой трудящегося
класса», которого угнетают и грабят
высшие слои. Его произведения полны
теплых и проникновенных слов о пролетариате,
о его «возвышенных взглядах и
благородных чувствах». Пролетариев
и женщин он считает естественными
союзниками позитивизма (как и позитивистские
философы, они стоят на «общей точке
зрения») и стремится практически
осуществить этот союз. В проектируемом
обществе будущего пролетариат почитает
патриция; он уже не раб, а служащий,
и его зарплата становится жалованьем.
Будучи противником
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, Конт вместе
с тем резко разделяет власть
на духовную и мирскую. Это разделение
реально и благотворно для
общества, при условии безоговорочного
превосходства духовной власти над
мирской. В средневековой Европе
духовная власть принадлежала священникам,
а мирская -военным. После Французской
революции произошло полное поглощение
духовной власти властью мирской, которая
перешла к политикам и юристам.
В современную эпоху вместе с
торжеством позитивизма мирская
власть переходит к «индустриалам»,
а духовная - к «ученым» («философам»,
«социологам»), которых Конт считал
новыми «духовными владыками», новым
«жречеством», вначале в фигуральном,
а затем в буквальном смысле. Функции
этой категории, становящейся своего рода
кастой, в обществе, где восторжествует
позитивизм, чрезвычайно сложны и
многообразны. Они не только советуют,
освящают, регулируют, распределяют по
классам, судят, но и, будучи священниками
нового культа, следят за мыслями, поступками,
чтением и даже за воспроизводством
потомства.
Среди различных
систем социальных институтов или сфер
социальной жизни Конт особое значение
придает религии и морали. Эти
две социальные сферы окрашивают
и пронизывают все остальные:
науку, экономику, политику, право и
т. д. Социальный вопрос для него прежде
всего не экономический и не политический
по своей сути, а морально-религиозный.
Движущая сила деятельности - не интеллект,
а чувство; чувство же в свою очередь
приводится в движение моралью и
религией. Вот почему в «Системе
позитивной политики» социология растворяется
в этих двух сферах. С помощью
«субъективного» метода разработка
морали сливается с построением
социологии; все науки служат лишь
подготовительной ступенью для морали,
которая трактуется как своего рода
седьмая наука, находящаяся на вершине
иерархии наук. Характерное отождествление
фаталистски толкуемого социального
закона и повелительной моральной
нормы хорошо видно в любопытном
тезисе Конта, согласно которому социология
должна стремиться «постоянно представлять
как неизбежное то, что проявляется
сначала как обязательное, и наоборот».
Одновременно социология
становится средством учреждения Религии
Человечества. По Конту, в противовес
протестантам и деистам, которые
атаковали религию именем Бога, позитивисты
«должны окончательно упразднить Бога
именем религии».
Религиозно-нравственное
начало пронизывает у Конта и
такой институт, как собственность.
Он был сторонником частной
В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие порядка».