Социальная работа во франции на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

Система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами; сама социальная катастрофа революции и гражданской войны являлась единственным фактором прогресса. Трансформация, которую претерпели развитые страны в Новейшее время, позволила значительно снизить уровень интенсивности классового конфликта и открыла – хотя бы гипотетически – возможность ненасильственной эволюции общества

Содержание

Ведение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………….7
Список использованной литературы………………………………………8

Работа содержит 1 файл

Социальная работа во франции на современном этапе.docx

— 30.66 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Теоретические основы социальной работы»

(История социальной работы)

 

На тему: «Социальная работа во франции на современном этапе»

 

 

 

 

 

 

,

Студент 26 гр. ЗФО

Факультета Социальной Педагогики и Психологии 

Специальность: Социальная работа

(социально-психологическая 

Проверил:

Шабашева Инна Викторовна

 

 

 

 

 

Витебск 2013

Содержание

Ведение………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………….7

Список использованной литературы………………………………………8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами; сама социальная катастрофа революции и гражданской войны являлась единственным фактором прогресса. Трансформация, которую претерпели развитые страны в Новейшее время, позволила значительно снизить уровень интенсивности классового конфликта и открыла – хотя бы гипотетически – возможность ненасильственной эволюции общества. Снижение уровня классовой напряженности во многом стало возможным благодаря развитию системы социальной работы и социального обеспечения, которые наряду с общими тенденциями общественно-экономического развития способствовали нивелированию контрастов социальной стратификации.

 

В Западной Европе институт социальной работы как государственное  явление начал функционировать  с конца XIX века. Социальная сфера  западноевропейских стран уже давно  оформилась в стройную систему, механизмы  которой действуют как единый отлаженный организм. Педагогизация процесса оказания помощи происходила по мере развития социальной сферы.

Весьма интересным в этом отношении является опыт Франции. Осуществив децентрализацию своей социальной политики (Законом децентрализации 1982-83 гг.), она предоставила своим департаментам и территориям возможность самостоятельно решать свои социальные проблемы и строить свою собственную модель социальной защиты. Социальная работа во Франции, на наш взгляд, изобилует интересными и эффективными педагогическими технологиями.

Франции имеет значительные успехи в организации социальной практики, отвечающей высоким требованиям  социальной политики, научной обоснованности и характеризующейся эффективным  процессом подготовки специалистов социальной сферы.

 

 

 

 

 

Основная часть

Французская система  социальной защиты населения сформировалась в 40-60-ее гг. XX вв. Ее отличительной чертой является сложность классификации  профессий, включенных в спектр социальной работы. По данным Министерства статистики Франции, в январе 1998 года около 800 000 обладателей тридцати семи различных  дипломов можно было объединить под  общим названием «социальный  работник». 

 

Самой многочисленной группой  являются «мамы-воспитатели домашнего  детского сада» (assitante maternelle) (380 000 чел.), которые были приравнены к квалифицированным «социальным работникам» по закону 1992 года. Домашний воспитатель работает на основе официального соглашения с Городским советом. Это соглашение необходимо зарегистрировать в городском Центре по охране материнства и детства, а чтобы заключить его, нужно пройти 60-часовой учебный курс и получить аттестацию. Воспитатель домашнего детского сада может одновременно работать с тремя детьми (максимум), это могут быть как собственные дети (но не младше 3-х лет), так и чужие 
 
Домашние детские сады создаются с учетом строгих санитарных и строительных норм, принятым во Франции. Также дети, поступая в домашний детский сад, должны быть привиты по возрасту, а в течение дня находятся под строгим врачебным надзором. 
 
Во Франции, к социальным работникам также относят социальных педагогов, специалистов по уходу, помощников по хозяйству и посредников в социальной сфере.  
 
Роль «специалистов (помощников) социальной службы» (это около 38 000 чел.) заключается в вовлечении в социальные программы всех категорий населения, в том числе психически больных, инвалидов и пожилых; в обеспечении прав и защите различных категорий семей. Специалист по социальному обслуживанию или социальной помощи работает с отдельными лицами, семьями и группами, которые нуждаются в социальной поддержке, социальной интеграции и независимости. Учитывая запросы и индивидуальные потребности, он выслушивает, консультирует, помогает людям. В связи с тем, что специалист в процессе своей работы сталкивается с очень разными проблемами, его профессиональная подготовка базируется на широком спектре гуманитарных дисциплин, тщательном изучении системы здравоохранения и медицины, права, а не заключается только в изучении различных методик взаимодействия и социального вмешательства. Социальное образование должно быть разнообразным, для того, чтобы и сам специалист по социальному обслуживанию был в процессе постоянного саморазвития. Такая «открытость», динамичность работников социальной сферы позволяет им лучше понимать всё многообразие существующих и появляющихся социальных проблем.  
 
Профессия специалиста по социальному обслуживанию официально зарегистрирована в реестре профессий.  
 
Роль «специализированных педагогов» (55 000 чел.) заключается в проведении профилактической и информационно-пропагандистской работы с семьей и детьми девиантного поведения. 
 
Еще одна, достаточно распространенная специальность в социальной работе – это «семейные консультанты по экономическим вопросам» (7 000 чел.), которые специализируются на решении проблем семей, связанных с решением экономических вопросов. 
 
Кроме выше перечисленных специалистов, можно получить и другую специализацию в области социальной работы: от вспомогательного помощника социального работника до директора социального учреждения. Получить образование можно в высших школах социальной работы по всей стране. Кроме этого в начале девяностых годов, многие учебные центры начали сотрудничать с университетами для того, чтобы повысить статус профессии в обществе. С тех пор университеты создали «центры профессионального лицензирования», чем стерли разделительную линию между университетским образованием и узкой профессиональной подготовкой. Это в свою очередь позволило специалистам в области социальной работы чувствовать себя более комфортно на рынке труда. В тоже время это еще более расширило перечень изучаемых дисциплин. Образование в социальной сфере стало еще более универсальным, шире, чем это было предусмотрено в междисциплинарных моделях 80-х гг.  
 
Теперь, к изучению социологии, психологии и социальной психологии - трех главных предметов большинства учебных центров середины 90-х гг., студентам предлагают изучать такие новые учебные дисциплины как курсы по коммуникации, курсы по информационно-пропагандистской деятельности, правовым и договорным отношениям, основам формирования навыков ведения переговоров. Будущие специалисты в области социальной работы изучают основы стратегического мышления, много занимаются проектной деятельностью: составляют и анализируют различные социальные проекты. Так же как и прежде значительное количество учебных часов отводится практике. 
 
В 2002 году произошло реформирование социальной системы, и в процессе лицензирования профессий многие специальности были приближены к пяти традиционным категориям социальных работников.  
Во Франции социальная работа является женской профессией (до 97 %).  
 
Около половина всех социальных работников являются государственными служащими, а другая половина работает в учреждениях, финансируемых за счет общественных организаций. До 1986 года даже местные учреждения финансировались за счет государства. Лишь в 1986 году эти учреждения были «децентрализованы». В настоящее время все больше социальных работников работает на договорной основе.  
 
В частном секторе спектр функций, которые выполняют специалисты по социальной работе намного шире, чем в государственном: работа с семьями, детьми, решение семейных конфликтов, предупреждение преступности и т.д.  
 
Несмотря на то, что положение социальных работников и их заработная плата регулируется государственными соглашениями, работодатели обладают широкими полномочиями и могут вносить изменения в договора. Это способствует гибкому решению проблем с заработной платой, более широким возможностям для творчества, а также продвижению по службе и модификации самих социальных служб. 
 
Своих собственных социальных педагогов имеет судебная система (приблизительно 3 500 должностей социальных работников в начале XXI в.). Отдельные сотрудники и консультанты работают в тюрьмах; под руководством Министерства юстиции действует отдельный орган специалистов по социальной работе. 

 

Наиболее актуальными  проблемами социальной работы во Франции  на современном этапе являются:

- насилие и жестокое  обращение с детьми;

- уличное насилие и  негражданские поступки;

- интеграция лиц с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностям и;

- экономическая и социальная  интеграция безработных;

- социально-педагогическое  воздействие на делинквентную молодежь;

- социокультурная интеграция  мигрантов, получивших статус  беженцев;

- социокультурная анимация отдаленных от центра периферийных кварталов.

 
Социальные акции реализовываются  во Франции в тесном сотрудничестве различных министерств в их совместных социальных проектах. Соответственно проблемы личности, группы и общества решаются специалистами плюридисциплинарными и междисциплинарными методами.

 

Заключение

 

основы социальной работы были заложены во Франции Ж.Ферри, Ж. Итаром, ,Э.Сэгеном, П. Робином, С, Френе, М.Монтессори, М Манони, Ф.Мерьё, Д.Лепутром. Педагогические течения и школы, возглавленные ими оказались эффективными потому, что имели социальную направленность.

 

1. Ранняя институционализация  социальной работы во Франции  ускорила процесс ее педагогизации.

2. Историческая эволюция  французской социальной работы  сложила ее в стройную систему  и четко разграничила ее секторы,  которые хронологически отражаются  следующим образом:

- специализированное воспитание (1800);

- социальное вспомоществование  (страхование) (1945);

- специализированная превенция  (1972);

- международный солидаритет (1999).

3. Социальные акции реализовываются  во Франции в тесном сотрудничестве  различных министерств в их  совместных социальных проектах. Соответственно проблемы личности, группы и общества решаются специалистами плюридисциплинарными и междисциплинарными методами.

4. Французская система подготовки специалистов для социальной работы соответствует социальной политике государства и отвечает общественным императивам.6. Основное направление французской социальной работы - экономическая, социальная и культурная интеграция лиц, оказавшихся вне социального участия, ее основной принцип - принятие другого.

5. Французская социальная работа имеет тенденцию к европеизации своей деятельности, что связано с переходом Европы на единую экономическую систему.

6. Основными факторами социального развития являются Ассоциации 1901 года «Об учреждениях социальной сферы». Сам социальный работник выступает как технолог и персонифицирует свои социально-педагогические проекты работы с личностью, группой и обществом.

7. Широкий специалитет, развитый во французской системе социальной работы позволяет адресно и эффективно разрешать особые социальные проблемы, имеющиеся в постиндустриальном технологическом обществе.

 

 

 
 
Список использованной литературы: 
Ward, J. Three Decades of Social Work in France: from Security within the Welfare State to a State of «Disembedded Modernity» (Institut Régional de Travail Social, Ile de France (IDF) Montrouge Neuilly sur Marne)//http://www.scie-socialcareonline.org.uk.  
Ion, Jacques B. Cronique des rapports entre travail social et bénévolat//http://www.cairn.info/load_pdf.  
Лукьянова Г. Система социальной защиты во Франции (пути реформирования)//http://www.ieras.ru/journal/journal4.2001/6.htm.

 


Информация о работе Социальная работа во франции на современном этапе