Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:03, контрольная работа
Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе, также как интеграция через трудовую деятельность и образование. Занятие инвалидов физкультурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений.
Введение
1.Актуальность, состояние и проблемы развития физической культуры и спорта инвалидов в России
2.Законодательство в сфере физической культуры и спорта инвалидов в России
3.Основные напрвления в социальной работе спорт с инвалидами
4.Региональный опыт социальной работы спорт с инвалидами
Заключение
Список литературы
Организация соревнований для инвалидов отличается необходимостью предварительного отбора и классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп. Для этого используется специально разработанная спортивно-медицинская классификация. Разделение участников по функциональным классам, с учетом степени поражения, позволяет создавать равные возможности для всех спортсменов на победу в своей категории, а также обеспечивает определенный уровень безопасности для спортсменов-инвалидов. Представляется, что данная спортивно-медицинская классификация может быть использована при диагностике и определении мероприятий индивидуальной программы реабилитации.
Исходя из принципа социальной интеграции, развитие физкультуры и спорта инвалидов должно акцентироваться на развитии адаптированных видах спорта. Адаптированные виды спорта - это метод лечебной физкультуры у больных с длительным и стойким нарушением трудоспособности, использующий элементы соревнования в сочетании с субмаксимальными физическими нагрузками с целью повышения мотивации, физической реадаптации и позволяющий повысить социальную значимость больного уже на ранних этапах реабилитации. Адаптированные виды спорта представляют в этом плане удачное сочетание физических, психологических и социальных воздействий, отвечающих основным принципам реабилитации. Причем в отличие от традиционных методов ЛФК, воздействующих на физическую сферу личности и опосредованно через нее на эмоциональную и интеллектуальную сферы, адаптированные виды спорта прямо и опосредованно влияют на физическую, эмоциональную, интеллектуальную и социальную сферы, то есть охватывают в своем воздействии все структуры личности. В целом целесообразность использования адаптированных видов спорта в реабилитации укладывается в трех основных положениях. Во-первых, психологическое воздействие спортивных игр и соревнований в адаптированном варианте облегчает компенсацию физических, психических н социальных изменений личности больного, нормализуя социальную значимость, повышая психоэмоциальную устойчивость в условиях стресса. Во-вторых, дозированное применение повышенных физических нагрузок при занятиях спортом выявляет резервные возможности организма, ускоряя процессы реадаптации. В-третьих, повышение коммуникативной активности, развитие взаимосодействия больных, а также социальная поддержка в условиях соревновании имеют большое значение как в семейно-бытовой сфере, так и в процессе подготовки к трудовой деятельности в производственном коллективе или на дому. Следует учитывать, что психологическим воздействием обладает именно факт соревнования, поэтому необходимо создавать самые различные соревновательные ситуации, то есть наряду с крупными, многодневными играми, на которых в различных видах спорта выступают наиболее подготовленные спортсмены, надо организовывать периодические соревнования по отдельным видам спорта для групп разной степени подготовленности.
4.Региональный опыт социальной работы спорт с инвалидами
Региональный опыт создания условий для массовых занятий инвалидов физкультурой и спортом достаточно обширен и представлен различными видами и формами. В целом же проводимая работа носит локальный характер. Можно отметить выраженный акцент на лечебном компоненте физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами и, в меньшей степени, ориентацию на социально-интеграционный аспект.
Московский конноспортивный клуб инвалидов (МККИ) – ведущая организация в России, применяющая в реабилитации инвалидов верховую езду и конный спорт. Разработанная в Клубе программа реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов через занятия физической культурой и конным спортом позволяет привлечь детей и взрослых с тяжелейшими формами инвалидности. В 1999 – 2003 гг. Клуб организовал и провел 29 московских, российских и международных турниров по конному спорту, в которых приняли участие 586 инвалидов в возрасте от 8 до 64 лет из 19 регионов России и 8 стран мира. Спортсмены Клуба приняли участие в 11 международных соревнованиях, в том числе чемпионатах Европы и мира, Паралимпийских играх в Сиднее и Специальных Олимпийских играх 2003 г. в Ирландии. В Клубе занимаются более 300 инвалидов в возрасте от 1,5 до 64 лет с такими заболеваниями, как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, синдром Дауна, слепота и др.
Программа комплексной реабилитации МККИ включает иппотерапию, лечебную физкультуру, игровые занятия, обучение уходу за лошадьми и другими животными, организацию, проведение и участие в городских, российских и международных соревнованях по конному спорту среди инвалидов, организацию национальных и международных туристических конных походов инвалидов, психолого-педагогическую поддержку семей с детьми-инвалидами, летние реабилитационные интеграционные семейные лагеря, занятия по обучению инвалидов трудовым и профессиональным навыкам, в том числе в ремесленных мастерских.
Около 15 тысяч людей с ограниченными физическими возможностями принимают участие в различных мероприятиях, проводимых министерством по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области совместно с региональными организациями ВОИ, ВОС и ВОГ. Вся физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с инвалидами проводится на спортивных сооружениях области на безвозмездной основе благодаря активной поддержке глав муниципальных образований области, руководителей областных общественных организаций инвалидов, руководителей территориальных органов управления физической культурой и спортом области, руководителей предприятий и организаций инвалидов. В области работают 24 организации, занимающиеся адаптивной физической культурой и спортом. Среди них:
• государственное образовательное учреждение дополнительного образования спортивной направленности для детей инвалидов – Ростовская областная детско-юношеская спортивная школа инвалидов № 27 министерства спорта, с численностью занимающихся 330 человек;
• Ростовская региональная общественная организация «Физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Скиф» с филиалами в городах: Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Волгодонск, Белая Калитва, Азов, Константиновский район. Открыто и работает 72 секции и 60 групп по видам спорта: настольный теннис, плавание, шахматы, шашки, стрельба пневматическая и пулевая, дартс, гиревой спорт, тяжелая и легкая атлетика и др. В течение многих лет ФСК инвалидов «Скиф» признается одним из лучших в Российской Федерации по итогам смотров-конкурсов на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди инвалидов. В Саратовской области с 1994 года в целях реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры и спорта, достижения высоких спортивных результатов функционирует Государственное учреждение Областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа Реабилитация и физкультура (ДЮСАШ Риф) - структурное подразделение министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области. В течение 11 лет в ДЮСАШ были открыты отделения в 13 городах области. В настоящее время в ДЮСАШ Риф занимается 638 детей-инвалидов - с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха и интеллекта по плаванию, легкой атлетике, настольному теннису, пулевой стрельбе, лыжным гонкам, бадминтону.
В школе разработана программа реабилитации которая определяет сроки и объемы проведения реабилитационных мероприятий (ЛФК, массаж, гидропроцедуры, курсы оздоровления и т. д.) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, без которых невозможна подготовка спортсменов – инвалидов высокого класса.
Учебно-тренировочный и соревновательный процесс проходит под постоянным контролем врачей, психолога школы и реабилитологов федеральной службы медико-социальной экспертизы.
В школе 72 учебные группы, в том числе 3 спортивного совершенствований, 11 учебно-тренировочных, 5 начальной подготовки, 53 спортивно-оздоровительных. Занятия с детьми проводят специалисты высокой квалификации: 44 тренера – преподавателя (с высшей категорией - 11), врачей – 13, массажистов – 11, инструкторов ЛФК–9.
На учебно-тренировочных занятиях, которые проводятся на арендуемых спортивных сооружениях г. Саратова и области (6 плавательных бассейнах, 4 тирах, 10 стадионах и спортивных залах) создаются максимально благоприятные условия для физического развития и совершенствования спортивного мастерства детей - инвалидов.
Оценивая региональный опыт организации физкультурно-спортивной деятельности инвалидов, необходимо отметить приоритет в поддержке детско-юношеских специальных спортивных школ. Физкультурно-спортивная занятость взрослых инвалидов является, как правило, прерогативой самодеятельных объединений инвалидов по виду инвалидизации.
Заключение
Общественный прогресс как процесс гуманизации общественных отношений с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых инвалиды являются одной из наиболее многочисленных групп.
Человек, имеющий инвалидность - часть и член общества. Он хочет должен и может участвовать во всей многогранной жизни. также инвалид может быть способен и талантлив, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Одним
из процессов способных помочь
человеку с ограниченными
Список литературы
1. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.: ил.
2. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.
3. Куничев Л.А. Лечебный массаж. – К.: Вища школа. Головное изд-во, 1981. – 328 с.
4.Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф.
В.А.Епифанова. – М.: Медицина, 2004. – 592 с.
5. Технологии социальной работы / Под редакцией Е.И. Холостовой. - М.: Инфра, 2008. - 357 с.
6. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / В. Т. Мошняга. - М.: Инфра-М., 2008. - 395 с.
7. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная реабилитация с инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова. - СПб: Питер, 2004.
8. Холостова Е.И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова. - М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 295 с.
9. Холостова Е.И., Дементьев Н.Ф. Социальная реабилитация / Учебное пособие. – М., 2009. – 228 с.
10. . Технология социальной работы: Учебник под общей ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: Инфра- М., 2007.- 360 с.