Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:55, реферат
Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности психологического подхода к соц. Работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.
Введение 3
Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика 6
1. Понятие семья 6
2. Социальные проблемы семьи 6
3. Типы семей, семейных взаимоотношений. 7
Глава II. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы 10
Глава III. Социальная работа с семьей. 15
Заключение. 19
Список использованной литературы 20
Приложения.
«ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Гуманитарный
факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента группы №363 Шушковой О.В.
на тему:
«Социальная
работа с семьей»
Руководитель: А.Л. Михеева
Оценка:
Ижевск, 2003 г.
Содержание
Введение 3
Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика 6
Глава II. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы 10
Глава III. Социальная работа с семьей. 15
Заключение. 19
Список использованной литературы 20
Приложения.
Введение
Социальная работа как наука
Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.
Как
специалист в области социальных
отношений, социальный работник должен
знать теоретические и
Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, имеющееся положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом занимается информационной работой. На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз», оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и прочее. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает диагноз своей деятельности: трудно-легко будет ему работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро-долго придется заниматься «пациентом».
Когда заходит речь о психологии социальной работы, нередко можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что соц. Работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что соц. Работа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.
Социальная
работа как специфическая
Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика
1.1. Понятие семьи
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. По данным переписи 1989 года в России насчитывается 40 млн. 256 тыс. Семей, т.е. 88.4 % людей живут в семьях.
Семья осуществляет следующие функции:
1.2. Социальные проблемы семьи
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.
Основные социальные проблемы семьи:
Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:
1.3. Типы семей
Среднестатистическая семья:
Молодая семья:
Вторичная семья:
Неполная семья:
Многодетная семья:
Типы семейных взаимоотношений
Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить четыре типа брака:
В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:
Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем, видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на грани развода.
Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического расторжения. Стадии распада брака: