Социальная работа с разными категориями семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов
человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и
теоретической систематизации объективных знаний об определенной
действительности – социальной сфере и специфической социальной
деятельности.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 21.15 Кб (Скачать)

    Социальная  работа с разными  категориями семей

    Социальная  работа  –  одно  из   древнейших   и   гуманнейших   видов

человеческой  деятельности,  функция   которой   состоит   в   выработке   и

теоретической   систематизации   объективных    знаний    об    определенной

действительности   –   социальной   сфере   и    специфической    социальной

деятельности.

         Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа,  члены которой объединены совместным проживанием и  ведением  домашнего  хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу.  Так  же  семьей называют социальный  институт,  то  есть  устойчивая  форма  взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется  основная  часть  повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение  и  первичная  социализация детей, значительная часть бытового ухода,  образовательного  и  медицинского обслуживания.

Типы  семей

Среднестатистическая  семья:

- семья   нуждается  в  политике  стабилизации  семьи  и,  прежде  всего,  в    эмоциональной разрядке,  проблемы  такой семьи – это взаимоотношения    супругов, воспитание детей, особенно подростков.

Молодая семья:

- здесь   приоритетной  сферой  внимания  социальной  работы  могут   быть  –

   межличностная  адаптация   супругов, распределение ролей и  функций,

   трудности начального воспитания  детей.

Вторичная семья:

- это  семья, созданная повторно обоими  или одним  из  супругов  –  для  нее

   характерны выше перечисленные  проблемы, а  также  типичны   построение    взаимоотношений со  старой  и новой семьей,  адаптация детей к новым    родителям или уходу одного из них из семьи.

Неполная  семья:

- это  семья, где отсутствует один  из родителей; ее проблемы –  это изменение

   статуса в обществе – низкий  материальный  уровень,  наличие   развития  у

   детей девиантности.

Многодетная семья:

- где  три и более детей; ее проблемы  – бедность, нестабильность  статуса   в

   обществе, иждивенческие установки,  условия  для  развития  у   подростков

   девиантности и психологических  отношений.

Социальная  работа с семьей

      Современная семья сосредотачивает  в себе всю  совокупность  социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.

      Среди  них можно выделить  и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами  семейных  ролей  и  борьба  за   лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее  реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры  общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие  познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по  воспитанию  детей и др.)  у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы,  неадекватность  оценок  поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний  мир,  эмоциональное  отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при  наличии  у детей и подростков  различных  акцентуаций  характера  развитию  девиантного поведения  их;  наличие  в  семье   негативной   нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные  материальные  потребности  семьи  и  многие другие.

      Предотвращение и ликвидация  отмеченных негативных явлений  (конфликтных структур)  в  семье  возможны  при  организации системной  целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей  последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение  каждого  из  действий, поскольку  любая  система,  достаточно   долго   находящаяся  в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с  семьей  – это распад ее  как  простейший  вариант  этой  ломки),  и  тогда  применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не  дает  ожидаемого  или желаемого результата. Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

- наличие  у специалиста собственных представлений   о  содержании  поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки,    также о форме ее оказания;

- дифференциация  семей на типы соответственно  деформированности   семейных    структур;

- разработка  программы (соответственно  выделяемым  в  ходе  дифференциации типам семей) социальных  воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

-  вхождение   семьей-системой  в  контакт   с  целью  реализации   программы   социальных действий;

-   отслеживание  результатов коррекционно-воспитательной   деятельности   с семьей и внесение необходимых изменений.

      Диагностирование   межсемейных   отношений   проводится   на    основе

соответствующих анкет и диагностических методик.

      Для определения наличия в  семье конфликтных структур можно  идти  двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

      В литературе приводятся различные  подходы к определению типов  семей. В своей работ на основе полученных в ходе проведенной диагностики  и  широкого изучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на  две  группы:  семьи благополучные и неблагополучные (с   наличием  какой-либо  деформированности семейной структуры).

  - Благополучные семьи на  основе  дальнейшего анализа   делились  на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

    -   Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями   общества    специалисты    подразделили    на    конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

    - Конфликтная  семья с конфронтирующим типом  отношений. По   данным исследований  такие  семьи  составляют  около  60  %  из   общего  числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят  случайный  характер  тем,   что  предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов,  грубости,  взаимных  угроз, оскорблений.

       Разрушается чувство любви,  уважения;  долга,  ответственности друг  за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших   неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают  нормы поведения в школе и общественных местах.

- Педагогически  несостоятельная семья. В этих  семьях низкая  педагогическая культура  сочетается  с  нежеланием  что-либо  исправить  или   изменить.

        Родители  сознательно или непроизвольно настраивают   ребенка   против учителя,  предъявляющего   определенные   требования.   Также   конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия  по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения,  так как родители провоцируют неуважение к общественным  требованиям.  Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи.  Все  это  порождает в личности подростка отрицательные качества, из  которых  самым нежелательным является нравственная  невосприимчивость  к  педагогическим воздействиям.

  -    Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в  противоречия  уже  не только в отношениях друг с другом, но и  с  нормами  морали  и  правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще  в  родительской среде (семье) усваивают стандарты  жестокого  обращения,  не умеющие и не желающие согласовывать свой  образ  жизни  с  общепринятыми, т.е. они  строят  семью, руководствуясь  ранее  усвоенными  стереотипами аморального семейного  взаимодействия.  У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между  потребностью  в  симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников  и  т.д.)  и  неумением  их  завоевать.

   Вместе с тем они часто претендуют  на  бескомпромиссное лидерство   среди сверстников. Дети из таких семей становятся  вожаками  на  улице  и  чаще других пополняют ряды правонарушителей.

     При организации работы с  семьей  важен  следующий  принцип:  любая  система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет  оказание  влияния  на семью  извне,  заставляет  каждого,  кто  стремится  искренне  помочь  ей  в разрешении проблем, делать это не «огнем и  мечом»,  а  очень  осторожно.  В противном  случае  семья  или  не  идет  на  контакт  со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы). 

        
 
 

       

Информация о работе Социальная работа с разными категориями семей