Социальная работа с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:18, доклад

Описание работы

Перестроечные процессы 90-х годов в России затронули все сферы деятельности, включая и социальную политику. Безработица, обнищание, резкое падение уровня жизни, увеличение количества бездомных детей и многое другое стали характерными признаками социального кризиса. В результате высокой поляризации общества, т.е. непропорционального деления на богатых и бедных, с подавляющим количественным превосходством последних, индивидуальное недовольство и неудовлетворенность постепенно сформировали высокую социальную напряженность, которая реально стала проявляться в локальных социальных конфликтах разных уровней и типов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Социально-демократический портрет молодежи.
Глава 2. Сущность и принципы государственной молодежной политики.
Глава 3. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.
Заключение.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

социальная работа с молодежью.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Социальная  работа с молодежью.

Оглавление

    Введение.

    Глава 1. Социально-демократический  портрет молодежи.

    Глава 2. Сущность и принципы государственной  молодежной политики.

    Глава 3. Роль и место  социальных служб  в решении молодежных проблем.

    Заключение.

    Использованная литература. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

      Перестроечные процессы 90-х годов в России затронули  все сферы деятельности, включая  и социальную политику. Безработица, обнищание, резкое падение уровня жизни, увеличение количества бездомных детей и многое другое стали характерными признаками социального кризиса. В результате высокой поляризации общества, т.е. непропорционального деления на богатых и бедных, с подавляющим количественным превосходством последних, индивидуальное недовольство и неудовлетворенность постепенно сформировали высокую социальную напряженность, которая реально стала проявляться в локальных социальных конфликтах разных уровней и типов.

      В условиях социально-экономических  и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский нигилизм. Бездуховность и ее результат – потребительско – эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

      В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко  усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. 

      Социально-демократический  портрет молодежи. 

      Молодежь  – это социально-демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, вхождение в  мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.

      Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население  в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.

      Социализация  – это процесс становления  личности, обучения и усвоения индивидом  ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

      Технологии  социальной работы с молодежью –  важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической  категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно молодежь будет определять судьбу нашей страны.

      По  данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно  прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень  рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики.

      Значительное  снижение уровня и качества жизни  большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей  возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в  городах, и другие подобные причины  ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

      К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение  курения, алкоголизма, наркомании и  токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. 

      Падает  количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. В связи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-квалифицированному и должностному росту.

      Численность молодежи на селе сократилась, т.к. молодые  люди предпочитают работать не в сфере  сельскохозяйственного производства, а на городских предприятиях и в организациях. В последнее время многие активно ринулись в сферу торговли. В связи с этим существует опасность появления «потерянного поколения» в период перехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде.

      К числу особо тревожных тенденций  современной ситуации в молодежной сфере относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

      Экономическая реформа обострила серьезные  проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.

      Решение многообразных и острых проблем  молодежи в России возможно лишь при  реализации последовательной государственной  молодежной политики. 
 

      Глава 2.

      Сущность  и принципы государственной  молодежной политики. 

      Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу. Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.

      Социальная  работа с молодежью и в нашей  стране, и во многих других странах  является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.

      Объектом  государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.

      Основными целями государственной молодежной политики являются:

    • Содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;
    • Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
    • Создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
    • Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
    • Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

         Реализация государственной  молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

        • Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
      • Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
      • Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
      • Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений  при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

         Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском  и региональном.

         Основные мероприятия  государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной  программой «Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким  образом, впервые закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального обслуживания молодежи.

         Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

         Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется  несколько лет рядом федеральных  ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области социально-экономического и культурного развития России.

         Также в программе  «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы. 
 

         Глава 3.

         Роль  и место социальных служб в решении  молодежных проблем. 

         Решение возникающих  в молодежной сфере социальных проблем  не может быть реализовано без  организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для  несовершеннолетних и молодежи.

Информация о работе Социальная работа с молодежью