Социальная работа с мигрантами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

По своей этимологии термины «мигранты», «беженцы» и «перемещенные лица» близки и означают лиц, которые сменили (временно или насовсем) место своего жительства. Однако в международном праве и юридических системах ряда государств понимание этих и ряда других определений различно. Содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом детерминируются тем, к какому разряду они принадлежат: по своему социальному и юридическому статусу мигранты, иммигранты, беженцы, перемещенные лица и переселенцы различаются между собой. Наиболее острой является проблема беженцев, т.е. мигрантов, которые, по определению Конвенции ООН о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 г.), были вынуждены покинуть свою страну «из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по расовым, религиозным, национальным причинам, за принадлежность к определенной социальной группе или за политические убеждения».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Миграционные процессы современности………………………….3
2. Организационные и технологические подходы психосоциальной работы с мигрантами………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

СоцРабМигрант3.doc

— 85.50 Кб (Скачать)
 
 
 

     План: 
 

     Введение…………………………………………………………………….3

    1. Миграционные процессы современности………………………….3
    2. Организационные и технологические подходы психосоциальной работы с мигрантами………………………………………………10

      Заключение………………………………………………………………..17

      Список  литературы……………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     По  своей этимологии термины «мигранты», «беженцы» и «перемещенные лица»  близки и означают лиц, которые сменили (временно или насовсем) место своего жительства. Однако в международном  праве и юридических системах ряда государств понимание этих и ряда других определений различно. Содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом детерминируются тем, к какому разряду они принадлежат: по своему социальному и юридическому статусу мигранты, иммигранты, беженцы, перемещенные лица и переселенцы различаются между собой. Наиболее острой является проблема беженцев, т.е. мигрантов, которые, по определению Конвенции ООН о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 г.), были вынуждены покинуть свою страну «из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по расовым, религиозным, национальным причинам, за принадлежность к определенной социальной группе или за политические убеждения»1. 

     1. Миграционные процессы  современности

     Лица, въезжающие в страну, называются иммигрантами. Те, кто покидает страну постоянного жительства, носят название эмигрантов.

     Если  беженец — это иностранец, прибывший в другую страну, то эта же категория мигрантов в собственной стране считается перемещенными лицами или вынужденными переселенцами. Проводить социальную работу с этими категориями мигрантов, как правило, приходится в экстремальных условиях. Более планомерно и организованно ведется работа с добровольными эмигрантами и иммигрантами (как с гражданами Российской Федерации, так и с иностранцами).

     В целом технология социальной работы с мигрантами предусматривает не только систему оказания помощи отдельным  индивидам и группам, оказавшимся  в результате миграции в сложной  жизненной ситуации, но и реорганизацию  социальной среды, учет миграционной ситуации, характера миграционных потоков, численности мигрантов, их категорий.

     Изучение  миграционных процессов показывает, что понятие и содержание миграции (эмиграции, иммиграции) во многом детерминируется  конкретно-историческими условиями в совокупности с политическими, этническими, социально-экономическими и религиозными факторами. Для понимания сущности и возможных перспектив развития миграционной ситуации в Российской Федерации и в международном масштабе нужно учитывать глобальные, региональные и национальные процессы последних лет.

     Так, по прогнозам ученых и специалистов в области политической географии, набирают силу альтернативные тенденции  — с одной стороны, глобализация и интернационализация мироустройства и мирового порядка, с другой — обретение национальной государственности все большим числом стран и народов: с начала XX в. количество стран увеличилось более чем в три раза — с 60 до 200 государств.

     С учетом этих тенденций, фактора распада  СССР и образования новых независимых государств в его геополитическом пространстве на передний план социально-экономического и политического развития Российской Федерации выдвинулись миграционные проблемы, обусловленные движением людей из одной страны СНГ в другую, особенно русских и русскоязычных из стран Балтии, Кавказа и Центральной Азии в Россию. Следует заметить, что реэмиграция русских началась еще в условиях существования СССР как совершенно определенная тенденция, указывающая на объективный характер этого процесса, обусловленного особенностями развития этих республик: избыточность трудовых ресурсов, предоставление ряда преимуществ коренному населению и т.д. После распада СССР резко ухудшились условия жизни, которые во многом предопределили обвальный, стихийный характер миграции населения в странах СНГ (особенно, как уже говорилось, русских и русскоязычных из ряда стран ближнего зарубежья в Россию).

     Назовем несколько причин миграции.

     Первая  причина — резкое ухудшение межнациональных, межэтнических отношений. Эвакуационная форма реэмиграции русских, появление среди них беженцев из районов острых этнических конфликтов, к сожалению, долгое время не встречали адекватной должной реакции со стороны государственных органов и межправительственных организаций в рамках СНГ. Вторая решающая причина активизации миграции беженцев из стран ближнего зарубежья в Россию — спонтанность и непредсказуемость мер по переходу к рыночным отношениям, что, в свою очередь, привело к резкому спаду производства и появлению миллионов безработных. Третья причина ~ это экологические бедствия, затронувшие густонаселенные районы страны, подрывающие привычный уклад жизни и угрожающие здоровью проживающего там населения. Четвертая причина традиционная — врожденная потребность людей, особенно молодых, искать достойное применение своих сил и способностей, стремиться к лучшей жизни, профессиональному росту, добиваться больших заработков. Пятый фактор — это сокращение численности вооруженных сил, в том числе молодых офицеров и прапорщиков, бытовая неустроенность которых является причиной их отъезда с прежних мест дислокации воинских частей.

     Все эти факторы в сочетании с  повсеместным ростом безработицы обусловливают  проблемы миграции, беженцев и вынужденных  переселенцев. Отсутствие должной четкой реакции со стороны властных органов на такие важные и масштабные процессы не могло принести ничего, кроме роста социальной напряженности среди мигрантов и жителей мест, где они оседали, увеличения страданий и бедствий людей, бесполезной растраты социальных ресурсов.

     Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказанию помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой. Миграционная политика — это совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев. Основные положения государственной миграционной политики Российской Федерации зафиксированы в нескольких федеральных миграционных программах, утвержденных Президентом и Правительством России.

     Исходя  из понимания того, что целью миграционной политики является содействие такому движению масс, чтобы количество трудовых ресурсов соответствовало количеству рабочих мест, необходимо анализировать взаимосвязь этих явлений, трансформацию одного в другое для выработки концепции реальной миграционной политики.

     Миграция  населения — одна из важнейших проблем современного мирового развития; это не только простое механическое передвижение людей, а сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической, общественно-политической, этнической, нравственно-психологической, религиозно-духовной жизни целых стран и народов. Из существующих категорий мигрирующего населения прежде всего беженцы, вынужденные переселенцы, репатрианты и эмигранты все чаще становятся объектом обсуждения государственных, общественно-политических структур и научных кругов. Эти категории отличаются друг от друга определенными общепризнанными критериями, которые необходимо учитывать при составлении я реализации соответствующих программ.

     Активизация, всплеск миграции населения является следствием мировых войн, распада многонациональных государств, создания новых государственных образовании.

     Масштаб миграции привел к необходимости  разработки его правовой базы. Ведущими международно-правовыми нормами, регулирующими  процессы и потоки миграции, являются конвенции ООН, МОТ, других специализированных органов ООН. Прежде всего это Конвенция ООН «О статусе беженцев». МОТ с момента своего создания (1919 г.) приняла восемь конвенций и восемь рекомендаций, призванных оказать прямое и опосредованное (через национальные организации) воздействие на решение проблем мигрантов, их социальную защиту, охрану здоровья, улучшение образования мигрантов и их семей2. Следует особо отметить Резолюцию ООН от 18 декабря S990 г. и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, ряд конвенций и рекомендаций МОТ, принятых и 1919, 1935, 1949, 1955, 1976 гг.. Европейскую конвенцию о правовом статусе трудящегося-мигранта, принятую в 1977 г., инструктивные материалы МОТ, Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции (MOM).

     Фундаментальные проблемы миграции и миграционной политики получили отражение в законодательных  актах Верховного Совета СССР, РСФСР, а после распада Советского Союза -законодательных актах правительств новых независимых государств на его территории. Для решения миграционных проблем в Российской Федерации большое значение имеет опыт формирования миграционной политики, исходящей из конкретной миграционной ситуации. Особое внимание уделяется соблюдению международных договоренностей по этим проблемам, роли специализированных учреждений ООН и международных объединений, специально занимающихся выработкой регулятивных механизмов в этой области. Главы государств, входящих в СНГ, приняли ряд принципиально важных документов, призванных регулировать миграционные потоки между их странами.

     В частности, 24 сентября 1993г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Представители СНГ провели большую исследовательскую работу, на основе которой выпустили аналитический сборник официальных нормативно-правовых документов стран Содружества и информационно-справочных материалов о состоянии миграционных процессов на территории бывшего СССР3. Проблема беженцев и мигрантов в странах СНГ была рассмотрена на специальной международной встрече в апреле 1996г. (Женева), на которой с большой озабоченностью было отмечено, что на территории бывшего СССР в 1996г. насчитывалось 6 млн. мигрантов, в том числе 2,5 млн. беженцев.

       Это самые крупные миграционные  потоки в наши дни4.

     Сложная миграционная ситуация предопределила постоянное внимание к миграционным проблемам со стороны руководства  Российской Федерации. В феврале 1993г. были приняты Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Позднее с учетом сложившихся реалий была проведена значительная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам миграции и социальной работы с мигрантами. Так, 21 декабря 1995 г. был принят Закон «О вынужденных переселенцах» в новой редакции, а 28 июня 1997г. — Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах»5.

     Одновременно  с принятием законов о беженцах и вынужденных переселенцах была создана федеральная миграционная служба, которая вплоть до 1999г. выполняла  функции общефедерального органа исполнительной власти по реализации политики Российской Федерации в области миграции населения и координации этой работы.

     В новой структуре федеральных  органов исполнительной власти эти  функции возложены на Министерство федеративных отношений, национальной политики и миграционной политики.

     Правовые  нормы упомянутых законов с учетом международных стандартов конкретизированы и углублены в ряде правительственных  документов, и прежде всего в федеральной  миграционной программе Российской Федерации, которая была утверждена 3 августа 1996 г.6 Это позволило создать в стране правовую основу для регулирования потоков миграции, что особенно важно, если учесть, что в течение 1991—1999 гг. в Россию уже приехали 8 млн. человек.

     Реальное  положение беженцев и переселенцев в нашей стране исключительно тяжелое, что обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, их численность оказалась чрезмерной для успешной социальной реабилитации, адаптации, а затем и интеграции; во-вторых, рост миграционных потоков предопределен обострением экономического и политического кризиса, препятствующим принятию решений во всех областях управления, в том числе решений в области миграции.

     Поэтому проблема адаптации беженцев и переселенцев в новых местах их проживания является в социальном и психологическом отношении очень сложной. Успех, ее решения зависит от степени оптимальности сочетания многих объективных и субъективных факторов. Среди всей совокупности социальных условий, определяющих успешность решения проблемы адаптации и интеграции мигрантов в новых местах их проживания, важным является создание обстановки для нормальных взаимоотношений мигрантов с местным населением.

     Анализ  ситуации показывает, что в России национальные антипатии проявляются  слабее, чем в других государствах СНГ. В силу этого многие нерусские беженцы стремятся найти место жительства в России. Скорее всего, националистические проявления обусловлены озлобленностью, вызванной резким ухудшением экономического положения и предопределяющей отрицательное отношение к мигрантам. Во всяком случае, принимать эту реакцию в расчет необходимо: нельзя создавать дополнительный очаг межэтнической и политической напряженности.

     Возникающие конфликты мигрантов с местным  населением объясняются невыполнением  Законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» и неудовлетворительной работой местных властей, обязанных решать вопросы обустройства беженцев и переселенцев. Нередко конфликты провоцируются и противоправным поведением самих беженцев и переселенцев: самовольный захват земли, нарушение правопорядка, антисоциальное поведение в быту и т.д.

Информация о работе Социальная работа с мигрантами