Анализ истории
развития проблемы инвалидности свидетельствует
о том, что, пройдя путь от идей физического
уничтожения, изоляции «неполноценных»
членов общества до концепций привлечения
их к труду, человечество подошло
к пониманию необходимости реинтеграции
лиц с физическими дефектами,
патофизиологическими синдромами, психосоциальными
нарушениями.
В связи с этим возникает необходимость
отвергнуть классической подход к проблеме
инвалидности как к проблеме «неполноценных
людей» и представить ее как проблему,
затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность — это проблема
не одного человека, и даже не части общества,
а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических,
производственных, коммуникативных, психологических
особенностях взаимодействия инвалидов
с окружающим миром.
Такой генезис общественной мысли объясняется
соответствующим развитием экономических
возможностей и уровнем социальной зрелости
различных исторических эпох.
В Российской Федерации как минимум свыше
8 млн. человек официально признаны инвалидами*.
В перспективе ожидается дальнейший рост
числа этой категории населения, в том
числе и в долевом выражении".
В соответствии с Законом СССР «Об основных
началах социальной защищенности инвалидов
в СССР», принятым Верховным Советом СССР
11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо,
которое в связи с ограничением жизнедеятельности,
вследствие наличия физических или умственных
недостатков нуждается в социальной помощи
и защите.
Ограничение жизнедеятельности лица выражается
в полной или частичной утрате им способности
осуществлять самообслуживание, передвижение,
ориентацию, общение, контроль за своим
поведением, а также заниматься трудовой
деятельностью.
Государство, обеспечивая социальную
защищенность инвалидов, призвано создавать
им необходимые условия для индивидуального
развития, реализации творческих и производственных
возможностей и способностей путем учета
их потребностей в соответствующих государственных
программах, предоставления социальной
помощи в предусмотренных законодательство^
видах в целях устранения препятствий
в реализации инвалидами прав на охрану
здоровья, труд, образование и профессиональную
подготовку, жилищных и иных социально-экономических
прав.
Сегодня инвалиды относятся к наиболее
социально незащищенным категориям населения.
Их доход значительно ниже среднего, а
потребности в медицинском и социальном
обслуживании гораздо выше. В условиях
модернизации российского общества инвалидам
труднее равноправно конкурировать на
рынке труда с полноценными в физическом
отношении людьми. В условиях общего роста
безработицы их участие в общественном
производстве существенно сокращается.
Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой
деятельностью. Семьи и родственники,
имеющие на своем попечении инвалидов,
испытывают, как правило, значительные
материальные и психологические трудности.
Наиболее актуальными задачами социальной
политики в отношении инвалидов являются
обеспечение им равных со всеми другими
гражданами Российской Федерации возможностей
в реализации прав и свобод, устранение
ограничений в их жизнедеятельности, создание
благоприятных условий, позволяющих инвалидам
вести полноценный образ жизни, активно
участвовать в экономической, социальной
и политической жизни общества, выполнять
свои гражданские обязанности.
Механизм реализации государственной
политики в отношении инвалидов
Государственные структуры, неправительственные
организации и общественные объединения,
частные инициативы призваны не только
охранять здоровье населения и заниматься
профилактикой инвалидности, но и создавать
условия для реабилитации инвалидов, их
интеграции и реинтеграции в общество
и профессиональную деятельность.
Эффективным механизмом реализации государственной
политики в решении проблем инвалидов
в Российской Федерации стали целевые
федеральные и региональные программы,
объединяющие усилия различных ведомств.
В 1994 г. начато финансирование программы
«Разработка и производство технических
средств реабилитации для обеспечения
инвалидов». Создана также федеральная
программа «Социальная поддержка инвалидов».
В рамках Федеральной комплексной программы
«Дети России» предусмотрена программа
«Дети-инвалиды».
Реализация федеральных программ должна
создать условия, соответствующие требованиям
и нормам цивилизованного государства,
при которых инвалид, как и любой гражданин,
имеет возможность на равных условиях
получить образование, трудиться, материально
обеспечивать себя и иметь доступ ко всем
объектам социальной, производственной
и хозяйственной инфраструктуры.
В этих условиях основной задачей социальной
работы с инвалидами является объединение
усилий как государственных органов, так
и общественных и частных инициатив, групп
самопомощи для наиболее полного удовлетворения
потребностей данной категории населения
и самореализации лиц с ограниченными
возможностями.
Основными социально-экономическими и
социально-демографическими показателями,
характеризующими положение инвалидов
в обществе, являются: участие в трудовой
и общественной деятельности, размеры
заработной платы и пенсии, уровень потребления
товаров длительного пользования, жилищно-бытовые
условия, семейный статус, образование.
Ранее основные усилия государства по
повышению уровня жизни инвалидов сводились
преимущественно к предоставлению разного
рода материальных льгот и дотаций отдельным
их категориям. Вместе с тем существовала
довольно развитая система специализированных
предприятий, использующих труд инвалидов,
которые, однако, в условиях рыночной экономики
становятся неконкурентоспособными по
сравнению с коммерческими структурами.
Продолжение социальной политики в отношении
инвалидов в предоставлении различных
льгот представляется вряд ли возможным
в условиях бюджетного дефицита, к тому
же оно чревато и рядом негативных последствий
— противопоставление здоровых и инвалидов
(что, в свою очередь, порождает негативное
отношение к последним), а также различных
категорий инвалидов друг другу; нежелание
некоторых инвалидов участвовать в реабилитационных
процессах в связи с иждивенческими настроениями
и ожиданием льгот и дотаций.
Развитию социальной работы с инвалидами
в целях их интеграции должно способствовать
создание сети реабилитационных центров
для лиц с ограниченными возможностями,
где осуществлялись бы профориентация,
профобучение, консультирование по психологическим,
правовым и организационным проблемам;
предлагалась бы конкретная помощь по
обеспечению в трудоустройстве.
В соответствии с Положением о Министерстве
социальной защиты населения Российской
Федерации, утвержденным постановлением
Совета Министров Правительства Российской
Федерации от 1 марта 1993 г., Минсоцзащиты
России:
• осуществляет руководство врачебно-трудовой
экспертизой
и службой медико-социальной экспертизы
и реабилитации
инвалидов;
• участвует в формировании государственной
политики в области градостроительства,
обеспечивающей доступность
объектов инфраструктуры для инвалидов
и престарелых граждан;
• оказывает помощь общественным организациям
инвалидов
в создании рабочих мест для инвалидов
и в их трудоустрой
стве;
• содействует созданию и развитию специализированных
предприятий по использованию труда инвалидов
и пенсионе
ров, развитию надомных видов труда и других
форм заня
тости;
• способствует развитию физической культуры
и спортивно
го движения инвалидов как этапа их социальной
реабили
тации;
• определяет потребность и осуществляет
заказы на производство специальных транспортных
средств, приспособлений производственного
и бытового характера, других
технических средств реабилитации инвалидов
и ухода за
ними;
• обеспечивает организацию протезно-ортопедической
помощи населению;
• содействует созданию и совершенствованию
деятельности
научно-исследовательских, конструкторско-технологических
организаций, центров медико-социальной
и профессиональной реабилитации инвалидов
и иных организаций, учреждений и предприятий,
осуществляющих функции социальной защиты
населения.
В соответствии с постановлением Совета
Министров Правительства Российской Федерации
от 23 июля 1993 г. в состав Минсоцзащиты России
входит Департамент по делам инвалидов,
функциональными обязанностями которого
являются:
• разработка комплексной системы социальной
защиты инвалидов, включая организацию
реабилитации, прямой социальной помощи
и поддержки инвалидов, а также проведение
медико-социальной экспертизы;
• координация деятельности государственных,
общественных
и иных организаций инвалидов, направленной
на содействие активному участию инвалидов
в жизни общества;
• создание на государственной, благотворительной
и попечительской основе сети служб реабилитации
и социального
обслуживания инвалидов;
• подготовка предложений по совершенствованию
действую
щего законодательства по вопросам социальной
защиты
инвалидов и деятельности их общественных
организаций;
• установление принципов организации
служб медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов и управление
ими;
• организация подготовки кадров в сфере
социальной защиты инвалидов.
В соответствии с Основами законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан медико-социальная экспертиза
устанавливает причину и группу инвалидности,
степень утраты трудоспособности граждан,
определяет виды, объем и сроки проведения
их реабилитации и меры социальной защиты,
дает рекомендации по трудовому устройству
граждан. Медико-социальная экспертиза
проводится учреждениями медико-социальной
экспертизы системы социальной защиты
населения. Врачебно-трудовые экспертные
комиссии (ВТЭК) проводят свою работу по
территориальному принципу, и их основными
задачами являются:
• определение состояния трудоспособности,
постоянной или
длительной ее утраты, установление группы
и причины
инвалидности;
• определение для инвалидов условий
и видов труда, работ и
профессий, доступных им по состоянию
здоровья,л также
условий и методов, при помощи которых
нарушенная тру
доспособность может быть восстановлена
или повышена,
проверка правильности использования
труда инвалидов на
работе в соответствии с заключениями
комиссий;
• содействие укреплению здоровья населения,
предупрежде
нию инвалидности;
• изучение совместно с органами здравоохранения,
администрацией предприятий, учреждений,
организаций и профсоюзными организациями
причин утраты трудоспособности и участие
в разработке мероприятий по профилактике
инвалидности и восстановлению трудоспособности.
В зависимости от степени нарушения здоровья
человека, приводящего к полной или значительной
потере профессиональной трудоспособности
или существенным затруднениям в жизни,
выделяются три группы инвалидности. В
зависимости от установленной группы,
причины, а при необходимости и времени
наступления инвалидности назначаются
пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются
другие виды социального обеспечения
и обслуживания.
Первая группа инвалидности устанавливается
для лиц с полной постоянной или длительной
потерей трудоспособности, нуждающихся
в постоянном уходе (помощи или надзоре),
в том числе и тех, которые могут быть приспособлены
к отдельным видам трудовой деятельности
в особо организованных индивидуальных
условиях (специальные цехи, работа на
дому и др.).
Вторая группа инвалидности дается при
полной или длительной потере трудоспособности
лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней
помощи, уходе или надзоре, а также в тех
случаях, когда все виды труда на длительный
период противопоказаны из-за возможного
ухудшения течения заболевания (например,
при тяжелых хронических заболеваниях,
комбинированных значительных дефектах
верхних и нижних конечностей и других
повреждениях, значительной потере зрения).
Третья группа инвалидности устанавливается
при необходимости перевода лиц по состоянию
здоровья на менее квалифицированную
работу вследствие невозможности продолжать
работу по своей прежней профессии (специальности);
при необходимости по состоянию здоровья
значительных изменений в условиях работы
по своей профессии, приводящих к сокращению
объема производственной деятельности;
при значительном ограничении возможности
трудового устройства лиц низкой квалификации
или ранее не работавших; при анатомических
дефектах или деформациях, значительно
затрудняющих выполнение профессионального
труда.
|