Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:13, контрольная работа
Целью исследования в контрольной работе является изучение социальной работы с бездомными людьми
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задач:
1) Рассмотреть сущность и причины появление бездомности
2) Найти пути решения проблем бездомности
3) Изучить социальную работу с бездомными
ВВЕДЕНИЕ 4
ПАРАГРАФ 1. БЕЗДОМНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ 5
ПАРАГРАФ 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЗДОМНЫМИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДОМНОСТИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
По результатам опросов в рамках межрегионального исследования «Правовые и социальные аспекты проблемы бездомности» самих бездомных:
Особо следует сказать о беженцах. По данным социологических опросов, из 25 млн русских, живущих за пределами России, около 3 млн намерены перебраться в Российскую Федерацию. По мнению иностранных наблюдателей, число потенциальных мигрантов из республик бывшего Союза - 25-30 млн человек (имеется в виду русскоязычное население).
Для решения проблемы беженцев необходимо принимать меры глобального, стратегического характера.
Одной из таких ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных конфликтов в целом ряде бывших советских республик, а также в России. Необходима долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются по заблаговременно отобранным регионам, где заранее продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты, рассчитаны требуемые финансовые, материально-технические, кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения.
Учитывая
особое положение беженцев-бездомных,
государственная политика занятости
РФ предусматривает создание для
них дополнительных рабочих мест.
По данным первого всероссийского исследования бездомности как социальной патологии выявлено, что средний стаж бездомного россиянина «на улице» составляет около 7 лет. Более 89% из них – люди трудоспособного возраста, подавляющее большинство – мужчины.
В Европе средний «стаж бездомности» – около шести месяцев. Причем, если регистрируются тенденции к его росту, власти начинают бить тревогу. Ведь чем больше человек остается на улице, тем больше усилий и средств требуется затратить на его дальнейшую социальную реабилитацию.
Когда человек оказывается без крыши над головой и выживает на улице более года, он теряет не только здоровье, но и большинство социальных навыков – отучается пользоваться зубной щеткой, вовремя вставать, работать и жить по плану...
У
человека, долгое время выживающего
на улице, исчезают социальные связи, полностью
утрачиваются межличностные отношения.
Первейшая необходимость при
этом – обеспечить социально исключенных
инструментами социального
Работа по социальной реабилитации бездомных необходима потому, что человек, по какой-либо причине потерявший регистрацию по месту проживания (то есть бездомный в настоящий момент), теряет часть своих гражданских прав, ибо законодательно этот человек не описан (нет юридической дефиниции «бездомный»). На основе нормативных актов и социальных программ исполнительная власть «привязана» к конкретным субъектам, которые в свою очередь взаимодействуют с людьми, постоянно проживающими на данной территории. В результате этого бездомный человек становится «невидимым» для субъектов исполнительной власти и их социальных программ.
Выходом из этого положения является работа в двух направлениях:
В
настоящее время существует сложившийся
стереотип отношения к
Конечно, среди них есть такие, которые «махнули на себя рукой», но многие готовы расстаться с определением «бомж» и хотят вернуться к нормальной жизни и начать трудиться. Задача нашего общества, стремящегося называть себя цивилизованным и гуманным - дать им шанс встать на ноги.
Сейчас
государственные меры поддержки
бездомных ограничиваются, как правило,
предоставлением ночлега и
Из
всех инноваций социальной политики
государства бездомные
Бездомный - это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки) и т. д., не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.
Кроме общих задач перспективного, глобального характера, в России уже сегодня оказывают бездомным конкретную помощь: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыхи и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т.п.
Принято и постепенно реализуется постановление Правительства «О домах ночного пребывания». Указом Президента Российской Федерации «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации, создаются новые. Кое-где для бродяг и бомжей действует специальный «телефон доверия».
Рассмотренная проблема помощи гражданам без определенного места жительства является актуальной в настоящее время, т.к. рост численности бездомных продолжается. Бездомный — это человек, лишенный порой не только права, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.
Конечно
же, создание домов ночного пребывания
не решает всех проблем граждан без
определенного места
В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации и т.д.
К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.
Уличная бездомность сегодня в России носит застойный затяжной характер (количество бездомных не уменьшается, средний срок бездомности – около семи лет). Ресоциализация бездомного, утратившего здоровье, квалификацию, социальные навыки, становится очень дорогостоящей и практически невозможной.
Общественное равнодушие и неприятие не могут не сказываться на сознании бездомных. Они даже в экстренных ситуациях не обращаются за медицинской помощью. Данные опроса показали, что чуть более половины опрошенных бездомных пытались решить проблему жилья и прописки, но безрезультатно, немногим более трети даже не предпринимали никаких попыток из-за отсутствия средств, документов и осознания безнадежности предприятия. Пока не будет преодолен правовой кризис системы отношений «социум–бездомный», эффективное осуществление социальных и гражданских программ помощи будет невозможно.
В мире помощью бездомным занимаются в основном общественные организации, изучающие проблему снизу и опирающиеся на труд волонтеров и частные пожертвования. В России таких организаций пока ничтожно мало. Так, только 20% бюджета питерской региональной благотворительной общественной организации «Ночлежка», действующей с 1990 года, формируется из российских источников (18% - городской бюджет, 2% - частные пожертвования), остальные 80% - составляют пожертвования иностранных фондов.
Нельзя
ограничиваться только предоставлением
социальных услуг (в виде ночлега
и материальной помощи) – следует
принимать меры по возвращению бездомных
к обычной жизни, помогать им заново
обрести социальный статус, проводить
профилактику бездомности, устраняя ее
причины, оказывать бездомным
Необходимо
наладить систему обеспечения бездомных
документами, удостоверяющими личность
лиц без гражданства и не имеющих
места жительства, или ввести и
для них облегченную процедуру
получения паспортов. На сегодняшний
день в ряде российских регионах введены
в оборот документы об альтернативной
регистрации. Это различного рода справки,
выдаваемые государственными учреждениями
и – в отдельных случаях
– негосударственными организациями,
действующие только в том регионе,
где они выданы. Опыт альтернативной
регистрации опробован в Санкт-
Документ не имеет официального статуса, но все же частично заменяет удостоверение личности, дает (по согласованию с городскими властями) ее обладателю возможность получить некоторые виды помощи (например, медицинской). При наличии альтернативного документа почти в три раза повышается обращаемость бездомных за социальной помощью (69% против 22,8%) и вдвое увеличиваются шансы обратившихся за помощью такую помощь получить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения.
Самое
же главное в решении