Социальная работа с бездомными

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования в контрольной работе является изучение социальной работы с бездомными людьми
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задач:
1) Рассмотреть сущность и причины появление бездомности
2) Найти пути решения проблем бездомности
3) Изучить социальную работу с бездомными

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ПАРАГРАФ 1. БЕЗДОМНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ 5
ПАРАГРАФ 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЗДОМНЫМИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДОМНОСТИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

Социальная работа с бездомными.docx

— 37.94 Кб (Скачать)

     По  результатам опросов в рамках межрегионального исследования «Правовые  и социальные аспекты проблемы бездомности» самих бездомных:

  • самая частая причина потери жилья и регистрации (38%) - семейные обстоятельства;
  • на втором месте (19%) - мошенничество (прежде всего при совершении сделок с недвижимостью);
  • на третьем (11%) – отсутствие жилья на момент освобождения из заключения;
  • 11% принудительно выселили из занимаемого ими жилья;
  • 10% опрошенных самостоятельно продали свою жилплощадь;
  • 2% бездомных – не получившие жилье выпускники детских домов;
  • и лишь для 3% это стало так называемым личным выбором.

     Особо следует сказать о беженцах. По данным социологических опросов, из 25 млн русских, живущих за пределами  России, около 3 млн намерены перебраться  в Российскую Федерацию. По мнению иностранных  наблюдателей, число потенциальных  мигрантов из республик бывшего  Союза - 25-30 млн человек (имеется в  виду русскоязычное население).

     Для решения проблемы беженцев необходимо принимать меры глобального, стратегического  характера.

     Одной из таких ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных конфликтов в целом ряде бывших советских  республик, а также в России. Необходима долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы  расселяются по заблаговременно  отобранным регионам, где заранее  продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты, рассчитаны требуемые финансовые, материально-технические, кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения.

     Учитывая  особое положение беженцев-бездомных, государственная политика занятости  РФ предусматривает создание для  них дополнительных рабочих мест. 

 

ПАРАГРАФ  2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЗДОМНЫМИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДОМНОСТИ

 

     По  данным первого всероссийского исследования бездомности как социальной патологии  выявлено, что средний стаж бездомного россиянина «на улице» составляет около 7 лет. Более 89% из них – люди трудоспособного  возраста, подавляющее большинство  – мужчины.

     В Европе средний «стаж бездомности» – около шести месяцев. Причем, если регистрируются тенденции к  его росту, власти начинают бить тревогу. Ведь чем больше человек остается на улице, тем больше усилий и средств  требуется затратить на его дальнейшую социальную реабилитацию.

     Когда человек оказывается без крыши  над головой и выживает на улице  более года, он теряет не только здоровье, но и большинство социальных навыков  – отучается пользоваться зубной щеткой, вовремя вставать, работать и жить по плану...

     У человека, долгое время выживающего  на улице, исчезают социальные связи, полностью  утрачиваются межличностные отношения. Первейшая необходимость при  этом – обеспечить социально исключенных  инструментами социального выживания, дать им возможность общаться, показать, что общество к ним небезразлично.

     Работа  по социальной реабилитации бездомных  необходима потому, что человек, по какой-либо причине потерявший регистрацию  по месту проживания (то есть бездомный  в настоящий момент), теряет часть  своих гражданских прав, ибо законодательно этот человек не описан (нет юридической  дефиниции «бездомный»). На основе нормативных  актов и социальных программ исполнительная власть «привязана» к конкретным субъектам, которые в свою очередь  взаимодействуют с людьми, постоянно  проживающими на данной территории. В  результате этого бездомный человек  становится «невидимым» для субъектов  исполнительной власти и их социальных программ.

     Выходом из этого положения является работа в двух направлениях:

  • с одной стороны, это законодательное определение статуса бездомного человека с определением его прав и обязанностей;
  • с другой - это комплекс мер, направленных на «вытаскивание» бездомного из низшей социальной страты и обретение им либо регистрации по месту проживания, либо регистрации, ее заменяющей, позволяющей предоставить полный пакет социальной защиты гражданина РФ.

     В настоящее время существует сложившийся  стереотип отношения к бездомному человеку как к опустившемуся  алкоголику или наркоману. При этом данный стереотип накладывается  на другой — к страдающему от какой-либо зависимости человеку относятся не как к больному, а как к распущенному, безвольному маргиналу. Это в корне неверно: 75% бездомных - люди в возрасте от 20 до 50 лет, большая часть которых не достигла 35 лет. Как показывает практическая работа и проведенный сбор статистических данных, среднестатистическая доля людей, имеющих высшее образование, составляет 10% от общего количества бездомных.

     Конечно, среди них есть такие, которые  «махнули на себя рукой», но многие готовы расстаться с определением «бомж» и  хотят вернуться к нормальной жизни и начать трудиться. Задача нашего общества, стремящегося называть себя цивилизованным и гуманным - дать им шанс встать на ноги.

     Сейчас  государственные меры поддержки  бездомных ограничиваются, как правило, предоставлением ночлега и материальной помощи (в недостаточном количестве: в Петербурге это 300 коек на 10 000 уличных  бездомных). В основном дома ночного  пребывания содержатся за счет регионального  бюджета, и воспользоваться ими  имеют право только бывшие жители региона. Доказать этот статус крайне сложно, кроме того, в крупных  городах большая часть бездомных - россияне-экономические мигранты (в Москве их 80%, в Санкт-Петербурге - 40%). Петербург, к сожалению, единственный российский город, в котором к  проблеме бездомности существуют комплексные  подходы, а соответствующие организации  действуют сообща. Производятся попытки соединить в единую сеть все городские службы, работающие с бездомными, – государственные и негосударственные. В других городах помощь бездомным только начинает развиваться.

     Из  всех инноваций социальной политики государства бездомные исключены  – опять же в связи с отсутствием  регистрации по месту жительства. Бюджеты программ и нацпроектов  составляются в расчете на зарегистрированное население. Замеры качества жизни, улучшение  которого сегодня формулируется  как одна из основных задач, также  ведутся по учтенным гражданам. 10 млн. остаются «за рамками» - даже программ по борьбе с бедностью.

     Бездомный - это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места  работы (нет паспорта или трудовой книжки) и т. д., не говоря уже о  душевном комфорте, нормальном самочувствии.

     Кроме общих задач перспективного, глобального  характера, в России уже сегодня  оказывают бездомным конкретную помощь: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют  беженцев в домах отдыхи и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций  и т.п.

     Принято и постепенно реализуется постановление  Правительства «О домах ночного  пребывания». Указом Президента Российской Федерации «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества»  приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации, создаются новые. Кое-где для бродяг и бомжей действует специальный  «телефон доверия».

     Рассмотренная проблема помощи гражданам без определенного  места жительства является актуальной в настоящее время, т.к. рост численности  бездомных продолжается. Бездомный  — это человек, лишенный порой  не только права, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

     Конечно же, создание домов ночного пребывания не решает всех проблем граждан без  определенного места жительства, а многие, переночевав, просто сбегают  оттуда. Поэтому к бездомным требуется  особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с этими  людьми, особенно с некоторыми категориями  — опустившимися на самое «дно». От социального работника требуется  ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт  с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать  человеческое отношение к себе.

     В решении разнообразных проблем  бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих  учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации и т.д.

     К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может  работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника  требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт  с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать  человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.

     Уличная бездомность сегодня в России носит застойный затяжной характер (количество бездомных не уменьшается, средний срок бездомности – около  семи лет). Ресоциализация бездомного, утратившего здоровье, квалификацию, социальные навыки, становится очень  дорогостоящей и практически  невозможной.

     Общественное  равнодушие и неприятие не могут  не сказываться на сознании бездомных. Они даже в экстренных ситуациях  не обращаются за медицинской помощью. Данные опроса показали, что чуть более  половины опрошенных бездомных пытались решить проблему жилья и прописки, но безрезультатно, немногим более трети даже не предпринимали никаких попыток из-за отсутствия средств, документов и осознания безнадежности предприятия. Пока не будет преодолен правовой кризис системы отношений «социум–бездомный», эффективное осуществление социальных и гражданских программ помощи будет невозможно.

     В мире помощью бездомным занимаются в основном общественные организации, изучающие проблему снизу и опирающиеся  на труд волонтеров и частные пожертвования. В России таких организаций пока ничтожно мало. Так, только 20% бюджета  питерской региональной благотворительной  общественной организации «Ночлежка», действующей с 1990 года, формируется  из российских источников (18% - городской  бюджет, 2% - частные пожертвования), остальные 80% - составляют пожертвования  иностранных фондов.

     Нельзя  ограничиваться только предоставлением  социальных услуг (в виде ночлега  и материальной помощи) – следует  принимать меры по возвращению бездомных  к обычной жизни, помогать им заново обрести социальный статус, проводить  профилактику бездомности, устраняя ее причины, оказывать бездомным психологическую  помощь.

     Необходимо  наладить систему обеспечения бездомных  документами, удостоверяющими личность лиц без гражданства и не имеющих  места жительства, или ввести и  для них облегченную процедуру  получения паспортов. На сегодняшний  день в ряде российских регионах введены  в оборот документы об альтернативной регистрации. Это различного рода справки, выдаваемые государственными учреждениями и – в отдельных случаях  – негосударственными организациями, действующие только в том регионе, где они выданы. Опыт альтернативной регистрации опробован в Санкт-Петербурге.

     Документ  не имеет официального статуса, но все  же частично заменяет удостоверение  личности, дает (по согласованию с городскими властями) ее обладателю возможность получить некоторые виды помощи (например, медицинской). При наличии альтернативного документа почти в три раза повышается обращаемость бездомных за социальной помощью (69% против 22,8%) и вдвое увеличиваются шансы обратившихся за помощью такую помощь получить.

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Бездомные были, есть и будут. Задача государства  и общества – сделать все для  того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а  не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного  отторжения.

     Самое же главное в решении рассматриваемой  проблемы — это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.

Информация о работе Социальная работа с бездомными