Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:05, контрольная работа
Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
1.Социальная работа и социальная политика:
области взаимодействий. 2
2. Социальный работник в сфере образования:
актуальность и роль. 8
Список использованной литературы
1.Социальная работа и социальная политика:
области
взаимодействий.
2. Социальный работник в сфере образования:
актуальность
и роль.
Список
использованной литературы
1.Социальная
работа и социальная
политика: области взаимодействий.
Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
Существует многообразие определений категории политика. Политика – это:
-сфера деятельности связанная с социальными отношениями по поводу проблем завоевания, удержания и использования государственной власти;
-отношения между социальными группами, классами государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;
-система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сферы и др.;
-практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей.
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп и связано с использованием государственной власти.
Существенный признак политики – это то, что она предстает как форма обобщения , интеграции интересов и воли социальных групп или общества в целом.
Главный субъект государственной политики – государство. Еще одним важным признаком политики выступает характер использования механизма власти. Поэтому политика – это и участие народа в делах государства, направление деятельности государства, определение задач, содержания и форм его деятельности.
По своей структуре политика подразделяется на две крупные составляющие: внутреннюю и внешнюю политику. Содержание внутренней политики - отношение классов, социальных слоев и групп данного общества к существующей государственной власти; устойчивые интересы социальных групп в обществе и их взаимоотношения; глубинные процессы социально-экономического и культурного развития общества. Успехи в области внутриполитической неизбежно отражается на внешне политической деятельности государства, умножают его авторитет и популярность на международной арене.
Внутренняя политика государства в соответствии с потребностями общественного развития включает в себя ряд крупных разделов, которые отражают приоритеты в концентрации материальных и духовных ресурсов для решения актуальных задач государственного развития.
Важным разделом внутренней политики является социальная политика.
Е.И. Холостова дает следующее определение социальной политики: «социальная политика – это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям»1
Задача социальной политики – гармонизация общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических , научно-технических и нравственных мер по их регулированию.
Согласно Конституции Российской Федерации, теоретическую и правовую основу ее социальной политики составляет концепция социального государства. В седьмой статье Основного закона страны Россия определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий достойной жизни для всех граждан и свободного развития человека. Социальное государство выступает как одна из систем социальных отношений, позволяющих обществу достичь социальной гармонии. Социальное государство – особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности по регулированию социальной и экономической сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.2
Социальная политика основывается на системе принципов, которые выражают характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации: гуманизма и социальной справедливости; системности и непрерывности, преемственности; сбалансированности целей и возможностей реализации социальной политики; открытости; демократизм выработки и реализации социальной политики; действенный контроль со стороны общества за реализацией социальной политики; адресность мер по социальной защите населения.
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются через систему функций - относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных видов политической деятельности. Важнейшими из них выступают: прогностическая; социально-защитная; управленческая (управление социальными процессами); интегрирующая (объединение различных социальных групп и слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание социальной стабильности); оптимальное разрешение социальных противоречий в социальной сфере.
В социальной политике целесообразно выделять два относительно самостоятельных аспекта:
1.Социальная политика в широком смысле – это совокупность решений, мероприятий, которые затрагивают все стороны жизни членов общества и направленных на обеспечения населения продуктами питания, жильем, социальными услугами, рабочими местами, охрану здоровья населения, его образование, создание гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан и т.д.
2.В узком смысле – собственно социальная политика – т.е. социальная политика сориентированная на социальную защиту и поддержку конкретных категорий населения: молодежная социальная политика, семейная социальная политики и т.д.
Устойчивая социальная политика способствует упрочнению политической устойчивости и стабильности общества.
Концептуальные основы социальной политики, ее содержание служат содержательной и организационной основой для социальной работы. Опираясь на силу законов и различных подзаконных актов, структуры органов государственного управления социальная политика должна создать предпосылки для успешной адаптации человека к постоянно изменяющим условиям жизнедеятельности. Социальная работа также призвана оказывать помощь человеку, имеющему проблемы в адаптации к социокультурным условиям. На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:
-субъект социальной политики — государство, т.е совокупность всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;
-политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
-объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;
-система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
-предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.3
При
решении конкретных задач эта
структура дополняется и
Существует несколько технологических фаз механизма реализации социальной политики:
-научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий в развитии конкретных социальных отношений;
-определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;
-нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы — принятие законов и иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;
-административно-
-контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы.
В социальной политике государства выделяют два взаимосвязанные и взаимодействующие стороны: научно-познавательную и практически- организационную.
Научно-познавательный компонент предполагает глубокое и основательное изучение и осмысление потребностей различных категорий населения, условий и возможностей их реализации; изучение тенденций развития социальных процессов, а также отражает уровень общественного мнения и настроения, степень устойчивости различных слоев общества. На основании данного компонента разрабатывается концепция государственной социальной политики, определяются ее задачи и направления. Все эти позиции влияют также и на теоретическое осмысление социальной работы.
Практически - организационный компонент социальной политики связан с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. В реализации данного компонента огромную роль играет социальная работа, в частности деятельность органов государственного управления системой социальных служб на разных уровнях, а также организация социальной работы с населением.
Организационный уровень
Оба компонента (научно-познавательный и практически организационный) равнозначны в реализации задач социальной политики. Их следует рассматривать в единстве и взаимосвязи.
Успех
в социальной работе также зависит
от социальной ориентированности кадров,
под которой понимают слитность социально-политического
мышления с навыками непосредственного
практического управления
социальными процессами на всех уровнях.
2.Социальный
работник в сфере образования:
актуальность и роль.
Способность общества обеспечить полноценное образование для всех детей — показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского общества только основательное образование позволяет человеку обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, профессионально-трудовые и общественные функции. Человек, лишенный сегодня возможности получить полноценное образование (начальное, среднее, профессиональное), завтра может стать балластом общества, пополнив ряды тех, кто не способен обеспечить себя сам. Фактически уже сегодня готовится постоянное увеличение рядов вторично и функционально неграмотных людей, снижающих адаптивный потенциал общества, нуждающихся в постоянной поддержке и социальной помощи. Нельзя не учитывать, что это слой активно-требовательный, агрессивный, разрушающий нормы социального поведения. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
— проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб — детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего социально-бытовая материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем;
Информация о работе Социальная работа и социальная политика:области взаимодействий