Социальная работа и педагогика: пути обеспечения эффективного взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:30, реферат

Описание работы

Одним из центральных вопросов социальной педагогики является вопрос о ее соотношении с нормами и методами социальной работы. Одни исследователи фактически отождествляют эти понятия, считая социальную педагогику одним из направлений социальной работы, другие, наоборот, считают их разновидностью социокультурной и социально-политической деятельности, относя социальную педагогику к первому виду деятельности, а социальную работу - ко второму.

Работа содержит 1 файл

Социальная работа и педагогика.docx

— 31.00 Кб (Скачать)

Исходя из представлений  о социальной педагогике как профессии  работы в социуме, внимание было сосредоточено  на всех аспектах и направлениях социальной работы. В школе были созданы кабинет  социального педагога, товарищество общественных помощников школы, служба социальной помощи населению, культурно-оздоровительный  и информационно-правовой центры, комната  доверия. Школа тем самым была превращена в своеобразный центр  регулирования социальной жизни  не только своей деревни, но и целого сельского микрорайона на уровне сельского совета. Исходным пунктом  деятельности этого центра явилась  его ориентация на непрерывный характер процесса формирования и развития личности в результате ее постоянного общения  с ближайшим окружением. Учитывалось  также, что общение в различных  сферах микросоциума - это не только межличностное воздействие, но и определенная система социокультурных отношений. Основным источником развития культуры и преобразования общественных отношений провозглашался сам человек. Не производственные отношения сами по себе, не экономический базис и идеологическая надстройка, не культурные традиции и не особенности социальной среды определяют взаимодействие личности и социокультурной среды ее жизнедеятельности, а уровень социокультурного развития самого человека, структура его потребностей и интересов, ценностных ориентации, убеждений, жизненных принципов и т.д., позволяющих осуществлять национально-этническое, социально-политическое, экономическое и иные виды самоопределения. Поэтому прежде всего школьников необходимо было включить в непосредственный процесс этой жизнедеятельности: личность в среде, личность в ситуации, личность в семье.

С этой целью проводилась  диагностика и коррекция индивида без отрыва от привычной традиционной среды. В основу социально-педагогической деятельности был положен принцип не делать ничего за самих детей, не развлекать и не веселить пассивную личность, которая наблюдает за деятельностью социального педагога, не навязывать свои суждения, а помочь ей найти себя, развить свои способности, организовать деятельность для души и по душе, помочь сохранить свою честь несмотря ни на какие трудности и политические колебания.

В функции школьного социального  педагога были вменены организация  той или иной деятельности личности, адаптация к социальной среде, помощь во взаимодействии с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, включение  человека в совместную деятельность, совместную работу, в различные социальные институты. Для реализации этих функций был использован весь арсенал защиты прав и интересов клиентов, помогающий им строить отношения с другими людьми и учреждениями. Социальный педагог в соответствии с имеющимся опытом Дулебской школы организовывал социальную работу в микросоциуме, осуществлял социальную диагностику, обеспечивал непрерывную связь учебного процесса и послеурочной деятельности, организовывая изучение народного творчества, истории родного края, охрану природы, труд в сельском хозяйстве и т.д., опираясь при этом на помощь товарищества общественных помощников школы. Он же направлял и работу социальной помощи населению. Для ее осуществления были созданы информационно-правовой пункт, служба доверия, семейный клуб, детские инновационные объединения в помощь населению и служба помощи населению. Одной из форм работы были выезды в другие деревни.

Социальный педагог по условиям данного эксперимента выступал и в качестве организатора детского свободного времени. Вначале он изучал запросы ребят, определял наиболее необходимые мероприятия, затем  готовился к их осуществлению. Особое внимание уделялось при этом играм, отдыху, товарищеским соревнованиям.

Такой расширительный подход к работе социального педагога имеет  как свои достоинства, так и недостатки. Он позволяет сосредоточить всю  социальную работу в микросоциуме в одном центре, в который обычно превращается местная школа. Однако одной школе это явно не по силам, да и это вынуждает ее заниматься не свойственными ей функциями, например медицинским обслуживанием, распродажей продуктов и т.д., фактически уходя от решения собственных педагогических проблем.

Эффективность социальной работы обеспечивается целенаправленной государственной  социальной политикой, системой государственных, общественных и частных служб.

В этом плане интересен  опыт организации социальной работы в передовых западных странах. Например, социальная (патронажная работа) в  Великобритании включает в себя службу здоровья, образования, охраны правопорядка, работу с престарелыми, детьми, инвалидами и другими категориями населения. Она осуществляется государственными, общественными и частными агентствами. Основным содержанием этой работы является профессиональная деятельность, которая  помогает людям, сообществам определить личные, социальные и ситуативные (обстоятельственные) трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает их преодолению посредством  поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения  образования, исправления и надзора  за правонарушителями, диагностики, контроля, реабилитации лиц, нуждающихся в  социальной помощи.

В социально-педагогической и других видах социальной работы в США царило убеждение в том, что каждый человек является кузнецом своего счастья и государство  не должно вмешиваться в его жизнь, поскольку успех и неудача  предопределяется Всевышним. Там, где государство оставляло человека на произвол судьбы, заботу о нем брали на себя частные благотворительные организации и соседи.

В начале 30-х гг., когда общественное мнение пришло к выводу о том, что нужда и бедность не являются следствием ошибок и личных недостатков отдельно взятого человека и его семьи, в США стали развиваться социальная помощь и общественное взаимосуществование. Здесь существует целая сеть социальных программ и благотворительных учреждений, финансируемых и государством, и частными благотворительными организациями.

От конкретных социально-педагогических исследований в 60-70-е гг. наметился  поворот к глобальным теоретико-методологическим исследованиям, на которых выстраивается современная социально-педагогическая практика и практика социальной работы в стране в целом.

Наиболее внушительны  успехи в развитии социально-педагогических идей и их реализации в теории и  практике среди западных стран в  ФРГ. Социальная педагогика как прикладная дисциплина основывается на теоретической  базе социологии воспитания, которая  в свою очередь служит важнейшим  условием выработки и реализации государственной социальной политики. При этом роль теории воспитания неуклонно  возрастает. Если в 30-е гг. социальная педагогика была фактическим продолжением социологии педагогики как сугубо прикладной дисциплины, то положение дел начало меняться уже в 50-е гг., когда воспитание и образование стали рассматриваться  как социальные подсистемы. Именно в это время был сделан вывод  о том, что социальная педагогика не справляется со своими задачами из-за того, что слишком ориентировалась  на факторы микросреды и недооценивала  влияние политики социального развития. Система социальной работы во многом зависит от активности частных и  добровольных организаций, местных  властей и правительственных  организаций. Государственная власть имеет мандат лишь на выравнивание социальных различий для достижения социальной справедливости; создание и поддержание социальной защищенности граждан страны. Принцип общественного  государства здесь закреплен  рядом основных социальных ценностей  на конституционном уровне. В каждом из городов, образующих административный округ, ответственность за социальное обеспечение распределяется следующим  образом. Социальным планированием  и реализацией этих планов заняты общие социальные службы, департамент  социальных служб, управление по делам  воспитания молодежи, департамент по жилью, департамент здоровья, деятельность которых направляется главой социальных служб. В качестве специальных областей деятельности по реализации социальных планов выступают:

1. забота о семье, молодежи  и престарелых;

2. консультации по вопросам  здоровья;

3. пособия по возрасту  и нетрудоспособности;

4. организованная помощь;

5. социальные службы.

Особую роль здесь играют центры семейного воспитания молодежи и социальные консультации. При этом наряду с городским социальным обеспечением семьи (общая социальная служба) существует множество пунктов воспитания молодежи и семейных консультативных советов  в свободных представительствах. Это специальные консультационные центры для молодежи, семьи, для воспитателей - «одиночек» иностранцев, наркоманов, алкоголиков, для лиц, находящихся на грани самоубийства, по проблемам беременности, разводов и т.д. С середины 70-х гг. по инициативе признанных специалистов был создан ряд консультационных пунктов с альтернативными планами, работающих с семьями, школами и помогающих людям в контексте своего социального окружения. В больших городах почти в каждом районе работает семейный центр или центр материнства. Различные консультации предназначены прежде всего для общей, открытой встречи детей, подростков, семей и одиноких, находящихся в затруднительном положении или беде.

Учитывая разнообразные  проблемы и широкий контингент потенциальных  клиентов, которым обязаны помогать социальные работники, социальная работа в современных условиях должна носить многопрофильный и разноведомственный характер, включая социально-педагогическую, медико-социальную и социально-реабилитационную службы.

В качестве направлений, в  общих чертах определяющих предмет  социальной работы, выступают следующие  проблемы:

· индивидуальные, семейные, организационные, начиная с индивида (физическое здоровье, беспомощность, одиночество, социальная изоляция и  др.) и заканчивая различными

организационными проблемами (рост бедных и неимущих, беженцев, бездомных  и т.д.);

· социально-экологические (охрана окружающей среды, загрязнение крупных  промышленных центров, экологические  катастрофы);

· социальной стратификации (социальное расслоение и неравенство  в обществе, ведущие к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы и экономической эксплуатации, технократической манипуляции);

· поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей (девиантное поведение, социальные отклонения, наркомания и алкоголь, социальная анемия и т.п.);

· символизации и моделирования  мира и людей в нем (могут выражаться в неадекватных образах, в недостаточности  честности и морали, неадекватности уровня самоуважения и недостаточности  жизненных целей, а отсюда - в отчуждении, социальных предрассудках и др.);

· коммуникации, информационного  обеспечения, нормативных оценок и  познавательных способностей (продуктами информационного процесса являются образцы, законы чести и морали, ценности и др.);

· структур власти (от их действий, программ зависит социальная напряженность  или стабильность в обществе, а  от режима (тоталитаризм, демократия или  авторитарность) - активность населения).

В последнее время в  качестве предмета социальной работы в Республике Беларусь все больше выдвигаются на первый план экологические  проблемы, в частности социальная экология как

специализированное направление  исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования. Актуализация этих проблем происходит в связи с  процессами урбанизации и индустриализации, научно-техническими достижениями, которые  наряду со значительным облегчением  условий жизни порождают и  немалые ее сложности. Эти сложности  возникают прежде всего с различными техногенными катастрофами, сокращением численности населения, ресурсным кризисом, возрастанием агрессивности среды, изменением генофонда и изменением поведения человека в естественной и социальной среде. Это вызывает необходимость адаптации человека к естественной и социальной среде, изучения своеобразия поведения в этой среде, критических и экстремальных ситуациях. На первый план выдвигаются проблемы экологии жизненной среды (социально-бытовой, трудовой, рекреационной). Возникает необходимость в особой экологической этике, рассматривающей природу как особую ценность и нравственный аспект взаимоотношения человека, общества и природы. В рамках социальной экологии выделяется экологическая психология и экологическая педагогика. В центре внимания формируемой экологической педагогики оказываются проблемы формирования экологической культуры, экологическое образование и воспитание, экологизация образования.

Наиболее сложными являются проблемы, вызванные последствиями  катастрофы на Чернобыльской атомной  станции, в том числе и социокультурные проблемы. Содержание жизнедеятельности людей в радиоактивно загрязненных районах республики определяется двумя основными факторами: воздействием самих условий проживания на здоровье людей и социально-экологическими, социокультурными изменениями, произошедшими в результате катастрофы.

Основные изменения социальной действительности в регионах радиоактивного загрязнения территории, так или  иначе, связаны со значительным сужением рамок традиционной социально-экономической  деятельности людей в результате установления регламентации их отношений  с природой. Существенно изменился  сам образ их жизни и способы  удовлетворения своих основных потребностей в результате оказываемой помощи населению со стороны государства.

Особенно возросла роль различных  форм социальной работы в связи с  переходом к рыночным отношениям и новой системе ценностей. Коренная смена всего образа жизни и  привычных стереотипов мышления привела многих людей в замешательство и вызвала среди них растерянность. В сложившихся условиях социальная работа все больше превращается в  важнейший фактор социальной консолидации общества и культурного возрождения, преодоления всеобщей унификации общественной жизни, развития региональных моделей  в социуме в единстве всех взаимосвязанных  компонентов: воспитания, развития, социализации личности и ее социальной защиты.

Различия социальной педагогики как выражения социокультурной деятельности и метода социальной работы отражают, прежде всего, различия между человеком вообще и его личностью как социальным качеством человека. Социальная работа ориентирована прежде всего на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности человека и его личности. Социальная педагогика имеет дело с процессом становления и развития личности через социализацию индивида, ее воспитание, образование, духовное развитие. При этом формы и методы социально-педагогической деятельности во многом зависят от того, что понимается под личностью или социальными качествами человека: совокупность общественных отношений, в которые он включен, эффект межгруппового взаимодействия, духовная суть человека, выполняемые им социальные роли и функции, соотношение сознательного и бессознательного начала, самосознание человека или что-то другое. В связи с этим в развитии социальной педагогики всегда отводилась определяющая роль социологии воспитания, социологии образования, педагогической социологии, этносоциологии и т.д., которые были призваны ответить на эти вопросы. Именно они определяли соответствующие формы и методы социально-педагогической деятельности. Поскольку в нашей стране этим видом деятельности занимаются в основном школьные учителя, имеющие главным образом психолого-педагогическую подготовку, а социологи имеют слабую подготовку в области педагогической деятельности и практической социальной работы, возникают серьезные проблемы не только в определении адекватных ситуаций, времени, форм и методов, но и в развитии теории и практики этой науки. Чаще всего социальная педагогика воспринимается не как вид социокультурной деятельности, имеющей в основном символическую природу, а как особая разновидность психолого-педагогической практики, основанной на отражательных способностях психики человека. Этим, в частности, объясняется совершенно неоправданное использование в социально-педагогической практике психологических форм и методов работы, абсолютизация роли психолого-педагогического эксперимента. Положение дел еще больше усугубляется отнесением социальной педагогики к общей педагогике на уровне научной специализации.

Информация о работе Социальная работа и педагогика: пути обеспечения эффективного взаимодействия