Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:23, реферат
Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
-охранно-защитная
- использование всего арсенала
правовых норм для защиты прав
и интересов клиента,
-социально-медицинская
- организация работы по
-социально-педагогическая
- выявление интересов и
-организаторская
- организация той или иной
деятельности, влияние на содержание
досуга, помощь в трудоустройстве,
профессиональной ориентации и
адаптации, координация
-социально-бытовая
- содействие в получении нуждающимися
клиентами и семьями материальной и другой
помощи, улучшении их жилищных условий;
-психологическая
- обеспечение допустимого и
3.Содержание
и средства социальной работы
Следующим обязательным
компонентом социальной работы как
системы является содержание. Оно непосредственно
вытекает из функций работы.
Свою деятельность
социальный работник начинает со сбора
сведений об объекте. Выясняет пол, возраст,
состояние здоровья, условия жизни,
способность самостоятельно обеспечивать
себя всем необходимым для жизни, материальный
достаток, семейное положение, соседское
окружение, особенности психики, характера
и т.д. Одним словом, занимается информационной
работой.
На основе собранных
сведений о своих будущих подопечных
социальный работник ставит «диагноз»:
оценивает объём, виды работ, режим своей
деятельности, трудности, формы методы,
составляет для себя распорядок рабочего
дня, планирует физические и материальные
затраты и прочее.
Параллельно с
«диагнозом» социальный работник выстраивает
и диагноз своей деятельности: трудно
- легко ему будет работать, сможет ли или
нет оказать действенную помощь, с какими
официальными и неофициальными организациями
ему придётся заниматься «пациентом»
и т.п.
В зависимости
от характера социальной помощи (оказание,
к примеру, социально-бытовой помощи одинокому
больному или снятие психологического
стресса) строится и план работы, определяется
её содержание и вид практической помощи.
Независимо от того, является ли социальный
работник организатором или практическим
работником, ему в той или иной мере приходится
заниматься управленческой деятельностью.
Управление социальной работой также
составляет важный и необходимый компонент
её содержания.
Социальная работа
осуществляется с помощью средств.
Средствами называются все те предметы,
орудия, приспособления, действия, с помощью
которых достигаются цели деятельности.
Многообразие функций социальной работы
вызывает и многообразие её средств. Перечислить
их практически невозможно. Это и слово,
и авторучка, и специальные учётные бланки,
и телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии,
и личное обаяние и т.д.
Важно иметь
в виду, чем богаче арсенал средств,
которыми располагает и хорошо владеет
социальный работник, тем успешнее
его деятельность. Выбор и применение
тех или иных средств целиком зависит
от характера и особенностей объекта социальной
работы. Одно дело лежачий больной, другое
- кормящая мать-одиночка. Набор средств
в этих случаях существенно различается.
4. Управление
и цели социальной работы
Социальная работы
немыслима без такого компонента, как
управление. Оно включает в себя оценку
состояния объекта, планирование, выработку
и принятие решения, учёт и контроль, координацию,
организационное и материально-техническое
обеспечение, подбор, подготовку и воспитание
кадров социальной работы. Все эти управленческие
действия выполняют абсолютно все социальные
работники, независимо от того, относятся
ли они к управленческим или практическим
социальным работникам.
Чтобы управление
социальной работой шло успешно,
социальным работникам надо много знать,
причём не только в сфере своей непосредственной
деятельности, но и во многих других областях
общественной жизни, зачастую далеко отстоящих
от социальной работы. Нужно хорошо представлять
социальную структуру общества, систему
управление страной и конкретно социальной
работой, свои собственные права и обязанности
и своих клиентов, всё законодательство
по вопросам социального обеспечения
и помощи, основы социологии, социальной
психологии, педагогики, социальной работы.
Нужно знать и уметь многое.
При этом необходимо
особо подчеркнуть, что управление
социальной работой имеет дело с
особой категорией людей нуждающихся
в поддержке, не способных зачастую
жить без посторонней помощи. Если
в случае со здоровым человеком решение
вопроса можно отложить, то в отношении
больного, инвалида, человека, перенесшего
тяжёлый стресс, откладывание недопустимо,
так как оно может стать причиной непоправимого
последствия.
Перечисленные
компоненты (объект, субъект, содержание,
средства, управление) составляют структуру
социальной работы. Но структура - это
ещё не система. Деятельность становится
системой, когда её компоненты связываются
в единое целое с помощью функций и целей.
Что представляют
собой цели? Цель - образ предмета,
который человек хочет получить
в результате своей деятельности. Можно
ещё сказать, что цель - это желательное
для человека состояние предмета его деятельности.
Общая цель социального
работника - удовлетворить потребности
своих клиентов. Этой цели подчиняется
вся деятельность субъекта, в соответствии
с ней складывается содержание, организуется
управление, подбираются адекватные средства,
формы и методы социальной работы. Цель,
как видно, связывает компоненты социальной
работы в единое целое, делает единой системой.
К основным целям
социальной работы можно отнести:
-увеличение
степени самостоятельности
-создание условий,
в которых клиенты могут в
максимальной мере проявить свои
возможности и получить все, что им положено
по закону;
-адаптация или
реадаптация людей в обществе;
-создание условий,
при которых человек , несмотря
на физическое увечье, душевный
срыв или жизненный кризис, может
жить, сохраняя чувство собственного
достоинства и уважение к себе со стороны
окружающих;
И как конечная
цель - достижение такого результата, когда
необходимость в помощи социального
работника у пациента “отпадает”.
Заключение
Исходя из вышеизложенного,
если рассматривать социальную работу
как особую систему деятельности. Необходимо
иметь в виду, что она состоит из субъекта,
объекта, содержания, средств, управления,
объединяемых в целостную систему с помощью
целей и функций.
Это общее представление
о системе социальной работы имеет
большое практическое значение. Какой
бы вид социальной работы не пришлось
рассматривать (помощь больному, социальную
защиту работающих или безработных, патронаж
многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо
определить особенности объекта, подобрать
особый субъект, выбрать соответствующие
средства, адекватное управление, формулировать
особенные цели, отдавать предпочтение
конкретным функциям. Одним словом, обозначенный
набор компонентов системы социальной
работы является необходимым. Исключение
одного из них ведёт к нарушению, ослаблению,
а то и к разрушению системы.
Многие трудности,
ошибки в современной социальной
работе России вызваны именно тем, что
старая, далеко не совершенная система
социальной работы была в значительной
мере разрушена, а новая в её полном
объёме не создана.
Самое главное,
чего не хватает в складывающейся
системе, - это подготовленных кадров
социальных работников. А без них,
разумеется, никакая система эффективно
работать не может.
Рассматривая
систему социальной работы, важно
понимать, что она сводится к системе деятельности.
Её можно и нужно рассматривать как систему
и в других аспектах.
Список использованной
литературы
1. Основы социальной
работы: учебное пособие для студентов
ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова.
- М.: Издательский центр «академия», 2004.-
288 с.
2. Словарь справочник
по социальной работе. \ Под ред.
Е. И. Холостовой. - М., 1997. - 397 с.
3. Фирсов М.
В., Студенова Е. Г. Теория
4. Энциклопедия
социальной работы: В 3т.-М.,1993.
5. Основы социальной
работы: Учебник. Отв. ред. П.Д.
6. Теория социальной работы: Учебник. Под редакцией Е.И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1999.