Социальная политика и социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:12, реферат

Описание работы

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поэтому изменения условий жизни отдельного человека не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и основные направления социальной политики 4
Понятие социальной политики
4
Типы социальной политики государства
7
Политика в формировании доходов
9
2. Социальная защита населения 16
Поддержка беднейших слоев населения
16
Обеспечение гарантии на труд
19
Регулирование занятости населения
20
3. Особенности социальной политики в России 22
Проблемы социальной политики России
23
Задачи и цели социальной политики России
25
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Соц.реф..doc

— 357.00 Кб (Скачать)

         Вообще проблема неплатежей, пожалуй, сейчас одна из самых  острых социальных проблем России. И естественно, что существующая ситуация с заработной платой катастрофически снизила стимулы к труду.

         В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела  новое качество. Институциональные  нововведения повлияли, во-первых, на возникновение  принципиально новых сфер и видов  деятельности  и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое и реальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

     –становление  и развития нового сектора экономики  и соответственно создание новых  рабочих мест.

     –образование нового источника доходов – предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

     Политика  искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные  темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

     Существование большой скрытой безработицы  обусловлено сознательным выбором  на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

     Регистрация и учет безработных в органах  Федеральной Службы Занятости –  сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающейся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально.

         Социальная политика переходного периода должна предусматривать  механизмы социальной защиты тех  групп населения, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе прожиточный минимум (инвалиды, старики, многодетные семьи). Другое направление социальной политики – социальная поддержка наиболее активной части населения, тех, кто хочет и может преодолеть трудности, но не имеет порой для этого необходимых ресурсов (начинающие предприниматели, фермеры). Помощь может предоставляться как в форме льготного кредитования и налогообложения, субсидирования, так и в виде предоставления различных консультационных услуг, переобучения на специализированных курсах. Необходимо отметить, что деятельность в данном направлении имеет также целью создание среднего класса, который обеспечивает политическую и экономическую стабильность в обществе, содействует поступательному развитию экономики посредством развитого спроса.

         Задачи  и цели социальной политики России.

         Задача построения экономической системы, ориентированной  на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи с  этим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Понятие социальной справедливости в настоящее время общественным сознанием воспринимается как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. И если в силу способностей, знаний, умений, предприимчивости вклад в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение данного индивидуума.

         Стратегической целью  социальной политики России является формирование социально-ориентированной  экономики. Социальная ориентация экономики означает, прежде всего подчинение производства потребителю, удовлетворение в конечном счете массовых потребностей населения, что присуще именно экономике с развитым рыночным механизмом. Поэтому необходимым условием построения экономики для человека является продолжение рыночных реформ. Государство должно стремиться к смягчению негативных и усилению позитивных следствий проводимых реформ для материального положения населения, а для этого необходимо, чтобы реформы проводились последовательно, с заранее просчитанным результатом от реализации каждого их этапа. 

 

         Заключение. 

         Социальная жизнь  общества за последний период пошла  по двум направлениям. С одной стороны  появилась свобода выбора товаров  и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

         Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое  и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что  для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

         Намечая ориентиры  активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нужно, в частности, отдавать себе отчет  в том, что удовлетворяемые в  этих странах социальные требования в настоящее время значительно превосходят те, которые удавалось удовлетворять в условиях "реального социализма" как с точки зрения величины затрат на социальные нужды в расчете на одного жителя, так и с точки зрения рациональности их использования. Нельзя не учитывать и того, что ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.

 

Список литературы 

    Курс  экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина / Киров, 2004г.

    Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под  ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. М.: Молодая гвардия, 2006

    Экономика и политика России / М.: ИЭППП, 2008г.

    Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / Москва, Финстатинформ, 2007 г.

    М.А. Асжина, Г.Г. Чибриков. Основы экономической  теории-М.:“Норма”, 2008 г

    С. А. Глазьев. О правительственном плане действий в области социальной политики на 2008-2009 г.г.:  “РЭЖ  - 2008”, №8.

    В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. Контуры социальной политики России: ”ЭКО - 2008”, №10.

    А. В. Московская,  С. В. Московская.  Качественные и  количественные сдвиги в сфере занятости: “Вопросы экономики”: 2009 г., №11.

    С.С. Смирнов, Н. А.  Исаев. “Социальная  политика. Новый курс”: “Вопросы экономики” ,2009 г,  № 2

    Е. А. Тишин. Актуальные проблемы социального развития: “Экономист”, 2007 г., №4.

Информация о работе Социальная политика и социальная защита населения