Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:12, реферат
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поэтому изменения условий жизни отдельного человека не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.
Введение 3
1. Сущность и основные направления социальной политики 4
Понятие социальной политики
4
Типы социальной политики государства
7
Политика в формировании доходов
9
2. Социальная защита населения 16
Поддержка беднейших слоев населения
16
Обеспечение гарантии на труд
19
Регулирование занятости населения
20
3. Особенности социальной политики в России 22
Проблемы социальной политики России
23
Задачи и цели социальной политики России
25
Заключение 27
Список литературы 29
Вообще проблема неплатежей, пожалуй, сейчас одна из самых острых социальных проблем России. И естественно, что существующая ситуация с заработной платой катастрофически снизила стимулы к труду.
В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое и реальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:
–становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест.
–образование нового источника доходов – предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.
Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.
Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.
Регистрация и учет безработных в органах Федеральной Службы Занятости – сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающейся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально.
Социальная политика переходного периода должна предусматривать механизмы социальной защиты тех групп населения, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе прожиточный минимум (инвалиды, старики, многодетные семьи). Другое направление социальной политики – социальная поддержка наиболее активной части населения, тех, кто хочет и может преодолеть трудности, но не имеет порой для этого необходимых ресурсов (начинающие предприниматели, фермеры). Помощь может предоставляться как в форме льготного кредитования и налогообложения, субсидирования, так и в виде предоставления различных консультационных услуг, переобучения на специализированных курсах. Необходимо отметить, что деятельность в данном направлении имеет также целью создание среднего класса, который обеспечивает политическую и экономическую стабильность в обществе, содействует поступательному развитию экономики посредством развитого спроса.
Задачи и цели социальной политики России.
Задача построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи с этим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Понятие социальной справедливости в настоящее время общественным сознанием воспринимается как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. И если в силу способностей, знаний, умений, предприимчивости вклад в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение данного индивидуума.
Стратегической целью
социальной политики России является
формирование социально-ориентированной
экономики. Социальная ориентация экономики
означает, прежде всего подчинение производства
потребителю, удовлетворение в конечном
счете массовых потребностей населения,
что присуще именно экономике с развитым
рыночным механизмом. Поэтому необходимым
условием построения экономики для человека
является продолжение рыночных реформ.
Государство должно стремиться к смягчению
негативных и усилению позитивных следствий
проводимых реформ для материального
положения населения, а для этого необходимо,
чтобы реформы проводились последовательно,
с заранее просчитанным результатом от
реализации каждого их этапа.
Заключение.
Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.
Все эти и другие
явления социальной жизни страны
негативно влияют на экономическое
и политическое положение государства.
Тем самым становится очевидно, что
для нормального
Намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нужно, в частности, отдавать себе отчет в том, что удовлетворяемые в этих странах социальные требования в настоящее время значительно превосходят те, которые удавалось удовлетворять в условиях "реального социализма" как с точки зрения величины затрат на социальные нужды в расчете на одного жителя, так и с точки зрения рациональности их использования. Нельзя не учитывать и того, что ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.
Список литературы
Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина / Киров, 2004г.
Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. М.: Молодая гвардия, 2006
Экономика и политика России / М.: ИЭППП, 2008г.
Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / Москва, Финстатинформ, 2007 г.
М.А. Асжина, Г.Г. Чибриков. Основы экономической теории-М.:“Норма”, 2008 г
С. А. Глазьев. О правительственном плане действий в области социальной политики на 2008-2009 г.г.: “РЭЖ - 2008”, №8.
В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. Контуры социальной политики России: ”ЭКО - 2008”, №10.
А. В. Московская, С. В. Московская. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости: “Вопросы экономики”: 2009 г., №11.
С.С. Смирнов, Н. А. Исаев. “Социальная политика. Новый курс”: “Вопросы экономики” ,2009 г, № 2
Е. А. Тишин. Актуальные проблемы социального развития: “Экономист”, 2007 г., №4.
Информация о работе Социальная политика и социальная защита населения