Социальная политика государства: понятие, цели, функции и принципы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:07, реферат

Описание работы

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 21.53 Кб (Скачать)

Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой  предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения. 

Весь этот аналитический  материал дает возможность органам  государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления. 

Практически-организационный  компонент социальной политики государства  – это непосредственное осуществление  концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают  разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам  социальной политики государства. 

Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам  народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая  ей уверенность в практических действиях. 

Организаторская деятельность – это распределительная деятельность управленческих органов, цель которой  – рациональное разделение труда  при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил  и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания [8, с. 90]. Организаторская  работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем  социальной работы, предполагает: 

Ø                     глубокое уяснение обусловленных содержанием  социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения; 

Ø                     подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных  структур в интересах решения  стоящих задач; 

Ø                     доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении; 

Ø                     разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда; 

Ø                     координацию усилий и действий структурных  подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности; 

Ø                     проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и  формулирование выводов для последующей  деятельности [8, с. 91 - 92]. 

Вычленение в социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация научно- познавательного  компонента социальной политики может  привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной  стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться  лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя, прежде всего  уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской  работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом. 

Однако методологическая функция научно-познавательного  компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия  на характер и содержание организаторской  и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной  структурой органов управления в  различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и  при том активное, воздействие  на социальную политику, поскольку  играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными  процессами. Являясь важнейшим элементом  реализации политики, вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. 

Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными  качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это  взаимосвязанное цельное системное  образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря  ограниченному сочетанию системности  и индивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными  ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности  кадров – обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического  мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными  процессами на всех уровнях, предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни [8, с. 100]. 

Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости  удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы  и ее инфраструктуры. 

А многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной  структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого, в конечном счете, зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.  

Таким образом, социальная политика и социальная работа тесно  взаимосвязаны между собой. Обе  характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и  практико-организационной. Социальная работа – это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика – стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие [9, с. 119]. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика –  более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика  - ориентир не только для  социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие  от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более  динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней  целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время  социальная работа – деятельность по социальной защите, поддержке и  помощи социально уязвимых слоев  общества, отдельных граждан, населения  в целом не может не сказаться  на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.

Информация о работе Социальная политика государства: понятие, цели, функции и принципы формирования