Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:41, реферат
Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.
Как и в школьной работе, в социально-педагогической практике конечный результат каждого метода воспитания будет зависеть не только от цели, которую поставил перед собой социальный работник или социальный педагог, но и от намерений клиента, его деятельности и межличностных взаимоотношений.
Социально-педагогическая работа, как и всякая другая педагогическая работа, состоит из ряда последовательно или одновременно применяемых методов социальной работы и методов воспитания, которые взаимно дополняют друг друга, обеспечивают реализацию конкретных задач социальной работы и протекание процесса изменения личности.
В социально-педагогической работе посредством метода содействия и творчества социальный работник или социальный педагог обеспечивает благоприятные условия и содействует самостоятельной деятельности клиента по преодолению его социальных проблем.
Оказание
со стороны общества социальной помощи
индивиду является основной характеристикой
социально-педагогической деятельности.
В отличие от непосредственной помощи
социальная помощь проявляется преимущественно
как “помощь с целью
4. Социально-педагогическое воспитание в Финляндии.
Обязательное обучение в Финляндии состоит из 9-летней обязательной школы, которая обеспечивает основы общего образования. Это дает всем выпускникам одинаковую возможность для будущей учебы, независимо от их пола, экономического положения или места жительства.
Цель
обязательного школьного
Главный принцип в Финляндии в том, что семья несет основную ответственность за воспитание детей. И школа поддерживает ее в решении этой задачи.
Многие родители в Финляндии сегодня очень образованы. Поэтому в этой стране школа не ставит задачу “просветить“ родителей. Но учителя в обязательных школах за последние 10-20 лет научились устанавливать контакт с семьями, родителями. Это означает, что, по крайней мере, один раз за школьный семестр учитель, который отвечает за определенную группу учащихся, беседует с родителями. Встречи с родителями в школе общие. Родителей вовлекают в разные виды деятельности в школе, например, для работы в лагерях, посещения рабочих мест и т.д. Важно, что связь между школой и семьей выявляет зоны риска до того, как возникает тревожные проблемы.
Среди
учителей во всех общеобразовательных
школах высшего звена (7-9 классы), а
также в младшей
Цель этого обучения - подготовить студентов для продолжения образования и трудовой жизни. Ставится также задача обеспечить рост студентов как независимой и равноправной личности.
Одна
из основных проблем на сегодня в
Финляндии - как организовать процесс
обучения так, чтобы он дал возможность
развить мотивацию учащимся с
различным потенциалом. Если не сделать
что-нибудь сегодня, то рано или поздно
школа потеряет конкурентоспособность
с другими информационными
В
Финляндии нуждаются в
Социальные педагоги думают, что самый лучший способ организовать социальное воспитание в школьной среде - это привести в порядок саму школу. Она должна быть такой, чтобы каждый мог быть в ней хорошим в чем-то; чтобы каждый имел чувство значимости для кого-либо и каждый чувствовал бы, что он имеет собственное место и свои собственные убеждения.
5. Социально-педагогическое обучение в Австрии.
Наиболее трудные проблемы, с которыми сталкиваются семьи и дети в развивающихся странах, обусловлены более общими и всеохватывающими проблемами: нищета, безработица, безземельность, недоедание, плохое здоровье, недостаток образования, неудовлетворительные санитарные условия, плохое и перенаселенное жилище, высокий уровень заболеваемости и смертности, эксплуатация детского труда и др.
В плане ликвидации этих недостатков в стране было рекомендовано следующее: всем работникам, занятым одной проблемной семьей договориться о координации усилий или делегировать кому-то одному полную ответственность.
Однако
существующая разобщенность различных
социальных служб препятствует подобному
практическому решению
Поэтому забота о проблемных семьях - это как раз та область, в которой социальный педагог мог бы оказать существенную помощь, становясь связующим звеном не только между детьми и родителями, но и между семьей и ее окружением, особенно социальными и воспитательными службами.
Что касается образовательных нужд, то в этом плане школа, конечно может оказать большое внимание на семью родителей через детей, демонстрируя на практике социальное сотрудничество и давая некоторые сведения по личной гигиене и охране среды. Именно в этом может состоять главная задача социальной педагогики в Австрии. В процессе визитов и контактов педагоги могут заниматься воспитанием по вопросам экономики, психологии или охраны здоровья. Учителей же следует специально готовить для выполнения этой задачи. Желательно проводить также лекции и демонстрации в общественных центрах. Естественно, необходимо сотрудничество со штатными социальными работниками.
Некоторые члены педагогического штата социальных школ могут пройти соответствующий курс подготовки и эффективно работать в области молодежных и семейных проблем, если их поддержать в стремлении к профессиональному совершенствованию.
6. Социально-педагогическая работа в Норвегии.
В Норвегии и Скандинавских странах социологи разработали и начали осуществлять широкую норвежскую и межскандинавскую программу, которая названа Альтернативный Проект Будущего.
Главная идея проекта - создать условия для желаемого развития, разработать сценарий будущего. Основная значимость состоит в том, чтобы добиться экологической поддержки, глобальной справедливости и социальной защищенности. Экологические, социальные и человеческие ценности должны иметь абсолютный приоритет, только тогда это приведет к материальному изобилию.
Очень важным для любого общества является вопрос о системе передачи знаний.
Принципы отбора учебного материала могут быть охарактеризованы с двух позиций:
- сколько времени отводится на различные предметы;
-
как преподаются различные
В характере отбора и передаче знаний, а также в системе их оценки и контроля отражается сила общества.
Система
образования будет всемогущей, если
она тесно связана с
Основные принципы, которые определяют, когда отобранный материал, методы обучения и оценка знаний будут работать, педагоги бы определили как системный код знаний. Два понятия помогут раскрыть этот код и рассмотреть в целостном виде систему образования: классификация и структура.
Классификация, относящаяся к школьным предметам, содержанию обучения очень различна.
В конце 1960-х годов в Норвегии появились новые школы (в основном семи - девятилетние). Министр образования выступил с инициативой и новой системой подготовки учителей. Учителя не допускались в эти школы без получения одногодичного образования по специальным дисциплинам (около 15 различных предметов).
Согласно нововведениям, каждый преподаватель должен был работать с 200 или даже 300 учащимися. Данный опыт продемонстрировал улучшение качества знаний у учителя по каждой дисциплине, установление товарищеских отношений между преподавателем и учащимися. Преподавание стало более предметно ориентированным и менее подпадало под влияние интересов учащихся.
Сильная
классификация характеризует
Печь идет и “собирательном коде“ тогда, когда следование по учебному материалу протекает без видимой связи с другими предметами или с “внешним миром“.
Знания,
соответствующие “
Слабая
классификация - это другой тип знаний,
устанавливающий отношения
Целесообразно
использовать “интегрированный код“
знаний, когда различные предметы
и дисциплины изучаются для лучшего
понимания одной принципиальной
идеи, которая направлена на внутреннюю
связь между частями предметов
и методов обучения. Сила кода зависит
от количества предметов, которые им
управляются или от того, сколько
учителей-партнеров
В каждой учебной ситуации можно говорить и о контексте, в котором передаются знания. К такому контексту или фону можно отнести и отношения между преподавателем и учеником, между классом и целой школой, между отдельной школой и целой местной или даже национальной системой образования.
Важной частью фона контекста является предоставление возможности ученикам самим отбирать учебный материал.
Аспектом
этого фона является также дозволенность
или недозволенность
Общий фон влияет и на соотношение между содержанием и формой знаний.
Общий фон учебной ситуации должен характеризоваться возможностями собственного выбора содержания и методов обучения. Преподавателям и школьным властям следует прислушиваться к обучающимся, развивать их инициативу и творчество, умение слушать другого.
Система оценок знаний должна исходить из признания важности кооперации, интеграции, соединения теории и практики, опоры на жизненный опыт обучающихся.
Как
показывает практика, важным результатом
использования “
Заключение.
Социальному
педагогу нужны конкретные знания об
особенностях возрастного развития
и закономерностях
Социальный педагог - это качественно новая категория педагогов. Сегодня эта проблема уже стала предметом специального рассмотрения как в нашей стране, так и в странах запада. От успехов социальной педагогики во многом зависит формирование личности - сегодняшней и завтрашней.
Информация о работе Социальная педагогика и социальная работа за рубежом