Социальная педагогика и социальная работа за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.

Работа содержит 1 файл

реферат по соц пед.docx

— 38.98 Кб (Скачать)

    Как и в школьной работе, в социально-педагогической практике конечный результат каждого  метода воспитания будет зависеть не только от цели, которую поставил перед  собой социальный работник или социальный педагог, но и от намерений клиента, его деятельности и межличностных  взаимоотношений.

    Социально-педагогическая работа, как и всякая другая педагогическая работа, состоит из ряда последовательно  или одновременно применяемых методов  социальной работы и методов воспитания, которые взаимно дополняют друг друга, обеспечивают реализацию конкретных задач социальной работы и протекание процесса изменения личности.

    В социально-педагогической работе посредством  метода содействия и творчества социальный работник или социальный педагог  обеспечивает благоприятные условия  и содействует самостоятельной  деятельности клиента по преодолению  его социальных проблем.

    Оказание  со стороны общества социальной помощи индивиду является основной характеристикой  социально-педагогической деятельности. В отличие от непосредственной помощи социальная помощь проявляется преимущественно  как “помощь с целью самопомощи“. Она предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении  многочисленных проблем, а также  преодолевать трудности и неудачи  в жизни, укреплять свой дух.

    4. Социально-педагогическое  воспитание в Финляндии.

    Обязательное  обучение в Финляндии состоит  из 9-летней обязательной школы, которая  обеспечивает основы общего образования. Это дает всем выпускникам одинаковую возможность для будущей учебы, независимо от их пола, экономического положения или места жительства.

    Цель  обязательного школьного обучения - дать возможность детям вырасти  полноправными, ответственными, независимыми, творческими, миролюбивыми людьми и  гражданами, умеющими сотрудничать.

    Главный принцип в Финляндии в том, что семья несет основную ответственность  за воспитание детей. И школа поддерживает ее в решении этой задачи.

    Многие  родители в Финляндии сегодня  очень образованы. Поэтому в этой стране школа не ставит задачу “просветить“ родителей. Но учителя в обязательных школах за последние 10-20 лет научились устанавливать контакт с семьями, родителями. Это означает, что, по крайней мере, один раз за школьный семестр учитель, который отвечает за определенную группу учащихся, беседует с родителями. Встречи с родителями в школе общие. Родителей вовлекают в разные виды деятельности в школе, например, для работы в лагерях, посещения рабочих мест и т.д. Важно, что связь между школой и семьей выявляет зоны риска до того, как возникает тревожные проблемы.

    Среди учителей во всех общеобразовательных  школах высшего звена (7-9 классы), а  также в младшей общеобразовательной  школе имеется руководитель студентов-практикантов. Их образование состоит из обычной  учительской подготовки и одного года специального обучения. На сегодняшний  день в стране разработана университетская  пятилетняя программа для обучения социальных педагогов, не имеющих предварительной  учительской подготовки.

    Цель  этого обучения - подготовить студентов  для продолжения образования  и трудовой жизни. Ставится также  задача обеспечить рост студентов как  независимой и равноправной личности.

    Одна  из основных проблем на сегодня в  Финляндии - как организовать процесс  обучения так, чтобы он дал возможность  развить мотивацию учащимся с  различным потенциалом. Если не сделать  что-нибудь сегодня, то рано или поздно школа потеряет конкурентоспособность  с другими информационными источниками.

    В Финляндии нуждаются в разработке новой концепции информации, новой  концепции получения знаний в  процессе обучения.

    Социальные  педагоги думают, что самый лучший способ организовать социальное воспитание в школьной среде - это привести в  порядок саму школу. Она должна быть такой, чтобы каждый мог быть в ней хорошим в чем-то; чтобы каждый имел чувство значимости для кого-либо и каждый чувствовал бы, что он имеет собственное место и свои собственные убеждения.

    5. Социально-педагогическое  обучение в Австрии.

    Наиболее  трудные проблемы, с которыми сталкиваются семьи и дети в развивающихся  странах, обусловлены более общими и всеохватывающими проблемами: нищета, безработица, безземельность, недоедание, плохое здоровье, недостаток образования, неудовлетворительные санитарные условия, плохое и перенаселенное жилище, высокий уровень заболеваемости и смертности, эксплуатация детского труда и др.

    В плане ликвидации этих недостатков  в стране было рекомендовано следующее: всем работникам, занятым одной проблемной семьей договориться о координации  усилий или делегировать кому-то одному полную ответственность.

    Однако  существующая разобщенность различных  социальных служб препятствует подобному  практическому решению проблемы.

    Поэтому забота о проблемных семьях - это  как раз та область, в которой  социальный педагог мог бы оказать  существенную помощь, становясь связующим  звеном не только между детьми и  родителями, но и между семьей и  ее окружением, особенно социальными  и воспитательными службами.

    Что касается образовательных нужд, то в этом плане школа, конечно может оказать большое внимание на семью родителей через детей, демонстрируя на практике социальное сотрудничество и давая некоторые сведения по личной гигиене и охране среды. Именно в этом может состоять главная задача социальной педагогики в Австрии. В процессе визитов и контактов педагоги могут заниматься воспитанием по вопросам экономики, психологии или охраны здоровья. Учителей же следует специально готовить для выполнения этой задачи. Желательно проводить также лекции и демонстрации в общественных центрах. Естественно, необходимо сотрудничество со штатными социальными работниками.

    Некоторые члены педагогического штата  социальных школ могут пройти соответствующий  курс подготовки и эффективно работать в области молодежных и семейных проблем, если их поддержать в стремлении к профессиональному совершенствованию.

    6. Социально-педагогическая  работа в Норвегии.

    В Норвегии и Скандинавских странах  социологи разработали и начали осуществлять широкую норвежскую и  межскандинавскую программу, которая названа Альтернативный Проект Будущего.

    Главная идея проекта - создать условия для  желаемого развития, разработать  сценарий будущего. Основная значимость состоит в том, чтобы добиться экологической поддержки, глобальной справедливости и социальной защищенности. Экологические, социальные и человеческие ценности должны иметь абсолютный приоритет, только тогда это приведет к материальному  изобилию.

    Очень важным для любого общества является вопрос о системе передачи знаний.

    Принципы  отбора учебного материала могут  быть охарактеризованы с двух позиций:

    - сколько времени отводится на  различные предметы;

    - как преподаются различные предметы  отдельно или в связи друг  с другом?

    В характере отбора и передаче знаний, а также в системе их оценки и контроля отражается сила общества.

    Система образования будет всемогущей, если она тесно связана с потребностями  общества.

    Основные  принципы, которые определяют, когда  отобранный материал, методы обучения и оценка знаний будут работать, педагоги бы определили как системный  код знаний. Два понятия помогут  раскрыть этот код и рассмотреть  в целостном виде систему образования: классификация и структура.

    Классификация, относящаяся к школьным предметам, содержанию обучения очень различна.

    В конце 1960-х годов в Норвегии появились  новые школы (в основном семи - девятилетние). Министр образования выступил с  инициативой и новой системой подготовки учителей. Учителя не допускались  в эти школы без получения  одногодичного образования по специальным  дисциплинам (около 15 различных предметов).

    Согласно  нововведениям, каждый преподаватель  должен был работать с 200 или даже 300 учащимися. Данный опыт продемонстрировал  улучшение качества знаний у учителя  по каждой дисциплине, установление товарищеских отношений между преподавателем и учащимися. Преподавание стало  более предметно ориентированным и менее подпадало под влияние интересов учащихся.

    Сильная классификация характеризует знания с четкими границами между  специфическими дисциплинами. Учебный  план или содержание образования  подразделяется при этом на множество  предметов. Преподаватель специализируется по ним. Некоторые ученые называют такое  понимание знаний “собирательным кодом“.

    Печь  идет и “собирательном коде“ тогда, когда следование по учебному материалу  протекает без видимой связи  с другими предметами или с  “внешним миром“.

    Знания, соответствующие “собирательному  коду“, стимулируют “предметную  лояльность“; предмет или дисциплина удерживаются в их четко установленных  пределах по отношению к другим дисциплинам. Это создает иерархическую организацию  знаний, при которой основная суть предмета, школьной дисциплины раскрывается очень поздно в дальнейшей учебе.

    Слабая  классификация - это другой тип знаний, устанавливающий отношения между  предметами. Знать - это значит связывать  дисциплины, темы, части и изучать  их как интеграцию в составе целого. Такое понимание знаний называют “интегрированным кодом“.

    Целесообразно использовать “интегрированный код“ знаний, когда различные предметы и дисциплины изучаются для лучшего  понимания одной принципиальной идеи, которая направлена на внутреннюю связь между частями предметов  и методов обучения. Сила кода зависит  от количества предметов, которые им управляются или от того, сколько  учителей-партнеров координируется через этот код.

    В каждой учебной ситуации можно говорить и о контексте, в котором передаются знания. К такому контексту или  фону можно отнести и отношения  между преподавателем и учеником, между классом и целой школой, между отдельной школой и целой  местной или даже национальной системой образования.

    Важной  частью фона контекста является предоставление возможности ученикам самим отбирать учебный материал.

    Аспектом  этого фона является также дозволенность  или недозволенность определенных знаний. В силу устоявшихся некоторых  социальных каналов некоторые вопросы  не подлежат обсуждению в школе.

    Общий фон влияет и на соотношение между  содержанием и формой знаний.

    Общий фон учебной ситуации должен характеризоваться  возможностями собственного выбора содержания и методов обучения. Преподавателям и школьным властям следует прислушиваться к обучающимся, развивать их инициативу и творчество, умение слушать другого.

    Система оценок знаний должна исходить из признания  важности кооперации, интеграции, соединения теории и практики, опоры на жизненный  опыт обучающихся.

    Как показывает практика, важным результатом  использования “интегрированного  кода“ является тенденция к качественно  новым отношениям между учащимися, студентами и преподавателями, ослабление иерархической системы обучения в целом. В этом социальные педагоги усматривают тенденцию развития образования в будущем.

    Заключение.

    Социальному педагогу нужны конкретные знания об особенностях возрастного развития и закономерностях коллективообразования, о природе и характере народной педагогики и социально-психологических механизмах группового сплочения, умения вести педагогическое исследование и организовывать психологическую службу. Величайшая трудность социального педагога состоит в том, что он призван своей работой, своей личностью соединять “коня и трепетную лань“ - то, что объективно противоречиво и по сути, и по технологии, что требует адекватного выбора пути достижения связи через взаимопроникновение. Ему требуется привести в единство сознательное и стихийное, объективные законы и субъективные вкусы, взгляды, формальное и неформальное, реальности и условности.

    Социальный  педагог - это качественно новая  категория педагогов. Сегодня эта  проблема уже стала предметом  специального рассмотрения как в нашей стране, так и в странах запада. От успехов социальной педагогики во многом зависит формирование личности - сегодняшней и завтрашней.

Информация о работе Социальная педагогика и социальная работа за рубежом