Социальная ответственность государства и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Социальная ответственность - сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 21.34 Кб (Скачать)

Социальная  ответственность - сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества. 

Социальная  ответственность  государства 

Социальная ответственность  государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших  социальных функций: 

1.Корректирует  стихийные процессы поляризации  богатства,не допуская того чтобы социальная дифференциация  в обществе перешла допустимые пределы. 

2.Определяет  прожиточный минимум, который  реализуется через установленные  законы о минимальных размерах  заработной платы,пенсий,пособий по безработице. 

3.Обеспечивает  гражданам определенный комплект  бесплатных услуг в области  образования, здравоохранения, экологической  безопасности, доступности к культурным  благам. 

4.Создаст минимальные  необходимые условия для социального  страхования. 

Попробую очертить желательные сферы социальной ответственности эффективного демократического государства.

  1. Законопроектная работа (разработка соответствующих документов, их принятие и контроль за реализацией).

      

При этом непременным условием подготовки проектов законов, решений исполнительной власти должно быть консультирование с представителями  гражданских (неправительственных) организаций, в том числе представляющих интересы бизнеса, и экспертного сообщества. Для такого рода действий государство  должно выработать специальные регламенты, являющиеся обязательными для исполнения в работе властных структур. Аналогичный  подход должен быть и при контроле за реализацией введенного в действие законодательства. Это позволит, во-первых, стимулировать становление институтов гражданского общества и, во-вторых, покончить со старинной российской практикой неисполнения действующих законов. 

  1. Мониторинг  за ситуацией в стране, в том  числе в социальной сфере, проводящийся не только по части статистики, но и (что не менее важно) в области  общественного мнения. На этой основе государством выявляются общенациональные и региональные приоритеты (болевые  точки), для работы с которыми ведется  законопроектная деятельность (см. предыдущий пункт), разрабатываются  и финансируются федеральные (региональные) целевые программы (см. последующий  пункт).
 
  1. Финансирование  общенациональных (а для региональных властей – региональных) программ. Например, на федеральном уровне –  это борьба со СПИДом, туберкулезом, другими социальными заболеваниями. На региональном – обустройство мигрантов, бездомные дети и пр. Особенностью такого рода программ может быть их совместное финансирование с бизнес-сообществом, для чего необходимо выработать специальные регламенты и процедуры, выявляющие экономический интерес собственно предпринимателей в такого рода проектах и не допускающий произвола (давления) властей в отношении бизнеса.
 
 

4. Распределение  налоговых поступлений прежде всего в пользу местного самоуправления (муниципалитетов). Сейчас соотношение в этих поступлениях федеральной и региональной властей, а также местного самоуправления составляет 60:30:10, а желательный баланс должен быть ближе к обратному.

Очевидно, что реализация всех этих пунктов (хотя бы одно исключение делает достижение поставленной цели невозможным) потребует, во-первых, политической воли, во-вторых, политического же терпения на многие годы вперед и, в-третьих, тесного и  равноправного сотрудничества власти с гражданским обществом и  бизнесом. 

Социальная  ответственность  государства при  ратификации международных  правовых норм и соглашений в социальной сфере  касается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или должна признать Российская Федерация:

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года;

· Европейская социальная хартия 1961 года (в ред. 1996 г.);

· Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 года;

· Кодекс социального обеспечения 1990 года;

· Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 года;

· Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 году;

· Конвенции и рекомендации МОТ.

Социальное государство  должно ответственно подходить к  выполнению всех ратифицированных Россией  конвенций ООН, затрагивающих социальные права граждан, и принятых на себя обязательств в социальной сфере  в рамках международных соглашений со странами СНГ.

В деятельности российского государства должны также учитываться рекомендации итоговых документов глобальных международных  форумов последних лет, в их числе  таких, как:

· Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.);

· 24-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам социального развития (Женева, 2000 г.);

· 4-я Всемирная встреча по положению женщин (Пекин, 1995 г.);

· 23-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по положению женщин (Нью-Йорк, 2000 г.);

· Ассамблея тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.);

· 27 -я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 2002 г.);

· 2-я Всемирная Ассамблея по проблемам старения населения (Мадрид, 2002г.).

Актуальность  социальной ответственности государства  при ратификации международных  норм и соглашений значительно возрастает в условиях глобализации и предстоящего присоединения России к ВТО.

Российское государство  должно ответственно относиться к признанию  международных правовых норм и соглашений в социальной сфере. Ратификации  каждого конкретного документа  должна предшествовать экспертная оценка финансовых расходов и возможностей государства, связанных с реализацией  его дополнительных обязательств перед  международным сообществом. 
 
 
 
 

Социальная  ответственность  гражданина 

     Рассматривая  понятие «ответственность» как «форму саморегуляции личности, выражающуюся в осознании себя причиной совершаемых поступков и их последствий», необходимо уточнить, что «социальная ответственность» предполагает осознание личностью своей социальной активности, своих поступков, действий и последствий, значимых для общества, людей, государства.

     Ответственность выступает как индикатор высокой  степени гражданственности и  патриотизма, как необходимость, обязанность  отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Ответственность  перед обществом – социальная ответственность, таким образом, служит показателем развития личности, а  именно критерием ее социальной зрелости, которая выражается в потребности  «самореализации не себя в обществе, а себя для общества».

     Сущность  социальной ответственности состоит  в обязанности личности выполнять  «соответствующие политические, юридические  и моральные требования, предъявляемые  ему обществом, государством, коллективом». Сферы социальной деятельности определяют и виды социальной ответственности: гражданско-политическую, профессиональную, моральную, общественную, юридическую, экологическую и другие.  

Ответственность личности имеет социальную природу, предопределенную как общественным характером отношении, так и особенностями  личности, ее местом в системе этих отношении. Социальная ответственность  возникает тогда, когда поведение  индивида, имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. В процессе развития общества складываются определенные отношения между людьми в виде взаимных прав и обязанностей прежде всего в сфере трудовой деятельности. 
 

Социальная  ответственность  гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, с другой – перед своими близкими.

Перед обществом  социальная ответственность выражается, прежде всего, в соблюдении законов  и других правовых норм, а также  в передаче гражданином части  собственности (в виде налогов) на общественные и социальные нужды, на разные уровни государственного управления и в  органы самоуправления.

Перед своими близкими, в первую очередь перед семьей, социальная ответственность гражданина выражается в посильной заботе о материальном достатке членов семьи, в создании благоприятного психологического климата в семье, в нравственном воспитании детей и солидарной ответственности поколений.

Граждане, добровольно  принимая на себя обязательства настоящего стандарта, в своей деятельности проявляют добросовестное отношение  к выполнению гражданского долга, активно  подключаются к решению социальных задач, поддерживают реализацию социальных норм и ценностей, содействуя тем  самым развитию общественных благ и  гражданского общества в Республике Татарстан.

Трудоспособные  граждане добровольно стремятся  принимать необходимые меры по своему трудоустройству.

Граждане обязаны  осуществлять налоговые платежи  в установленном порядке. При  невыполнении этого условия граждане будут компенсировать расходы на социальные услуги, предоставляемые  на бесплатной основе, в случае установления такого порядка нормативными правовыми  актами.

Информация о работе Социальная ответственность государства и гражданина