Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:10, контрольная работа
К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников. После революции 1905 — 1907 гг. новые обороты набирало мусульманское движение России, в том числе тюркских народов.
Введение
1.Социологические взгляды общественно-политических деятелей,
писателей и поэтов: М. Жумабаева, М. Дулатова, С. Муканова,
С. Торайгырова, Шакарима
2. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном
возрождении и государственности
Заключение
Список литературы
Роман «Ботагоз» (1940)—одно из выдающихся произведений казахской советской литературы. В центре его — судьба девушки «казашки, пришедшей к революции. По мотивам романа впоследствии был поставлен фильм. Роман «Сыр-Дарья», изданный в 1948 году, представляет одно из значительных произведений казахской литературы послевоенных лет. Сабит Муканов как драматург известен пьесами и либретто опер: «В дни победы» (1939)—о гражданской войне в Казахстанеі1 «Песни победы» (1941)—на тему Великой Отечественной войну «Золотое зерно» (1941)—либретто оперы о тружениках колхозного аула; «Чокан Валиханов» — о жизни и деятельности выдающегося казахского ученого и просветителя Чокана Валиханова.
С 1923 года Сабит Муканов занимается публицистикой и литературоведческой работой. Из большого количества написанных им статей особо выделяются «Место казахского эпоса в системе казахской литературы», «Об айтысах», «Абай—классик казахской литературы», «Джамбул — народный поэт Казахстана», «Сакен Сейфуллин», «Баймагамбет Зтулин». Наиболее значительные научно-исследовательские и литературно-критические работы писателя объединены в сборник «С высоты на высоту».
В 1955—1957 годах казахским издательством художественной литературы издано на казахском языке шеститомное собрание избранных сочинений Сабита Муканова.
Его исследовательские работы и критические статьи по вопросам истории литературы можно отнести к числу достижений казахского литературоведения. Исследовал историю и теорию литературы и литературных процессов, в частности вопросы становления и развития различных жанров в казахской литературе, эстетики и культурного наследия, театра, музыки, повышения литературного мастерства. Изучал казахскую литературу XVIII- начала XX вв., творчество отдельных казахских прозаиков и поэтов – С. Сейфуллина, М. Ауэзова, Т. Жарокова, А. Тажибаева, народных акынов республики, а также А. С. Пушкина, А. М. Горького, В. В. Маяковского. Занимался исследованием научного и литературного наследия Чокана Валиханова и Абая Кунанбаева. Ему принадлежит первое систематическое изложение жизни и творчества великого казахского поэта Джамбула Джабаева. В 1974 г. вышло посмертное издание его этнографического труда “Народное наследие”, где исследованы древние народные предания, шежре, хозяйство и быт дореволюционных казахов, их материальная и духовная культура.
Сабит Муканов был не только выдающимся писателем, поэтом и драматургом, но и видный организатор литературного дела Казахстана. Он избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР, являлся членом Академии наук Казахстана. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом "Знак Почета". Книги Сабита Муканова переведены на 46 языков.[3]
Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Баян-Аульском районе (ныне Павлодарская область) в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал грамоту. Мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю. Безрадостное детство, полуголодное существование — вот что видел Султанмахмут. Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902— 1907) учился у муллы. Султанмахмут был пытлив и любознателен. Страстная жажда познания гонит его в далекий Баян-Аул, где он учится в духовной школе — медресе (1908—1910). В конце 1912 года Султанмахмут приезжает в Троицк, где поступает в мусульманскую духовную школу, самостоятельно изучает основы наук, решает овладеть русским языком, с восторгом читает Пушкина, Лермонтова, Крылова.
В июле 1913 года Султанмахмут вынужден
оставить учение. Лишения и голод подорвали
здоровье, — он заболевает туберкулезом
и едет в аул, где обучает детей. Страстное желание учиться
В годы работы в "Айкапе" (1913—1914)
Торайгыровым был написан, кроме стихотворений
и рассказов, ряд критических статей (из
которых наиболее значительны: "О казахских сборниках стихов"
Смысл своей жизни Торайгыров видел в просвещении родного народа,
в освобождении его от духовного и социально-политического
Но, прежде всего Султанмахмут, как говорилось, был гражданским поэтом. Неудовлетворенность современной действительностью, страстный протест против феодально-колониального гнета — основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт убежденно говорил: "Если жизнь посвятишь ты мечте своей, наш народ будет счастлив, любезный друг!" ("Что за цель в учении?"); "Только людей великое братство жизнь заблудившуюся спасет!" ("Когда придет черед"). Правда, он не может наверняка сказать, каким же путем идти к "солнечному свету", как осуществить "мечту свою". Для Торайгырова "постигается истина в мире наук". В то же время поэт убежден: "И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой — меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда" ("Судьба"); неравенство — причина "отсталости нашей и бед", "что заставила бродяжить славный народ". Отсюда ненависть, с которой поэт обрушивается на тех, "кто сыт, чей наряд богат", "чей славен дом убранством палат". Отсюда же упорные поиски справедливости здесь, "на земле, а не в раю"—"кто на земле не узнает счастья, вряд ли за гробом его найдет!".
Духовный восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэтШакарим Кудайбердыулы родился 11 июля 1858 года в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Мать Шакарима - Толебике, дочь Алдабергена, из рода Каракесек. Произведения Шакарима хранят сведения и факты о его жизненном пути и творческой деятельности.
Отец Шакарима Кудайберды отдал его с 5 лет на учение аульному мулле, у которого он быстро научился арабской и персидской грамоте. Годы раннего детства, отрочества и юности Шакарима, несмотря на то, что мальчик в 7 лет остался сиротой, прошли беззаботно, в достатке и довольстве, под покровительством могущественного деда Кунанбая. "Покойный дедушка жалел меня как сироту, поэтому не очень утруждал учением, и потому в какой-то степени я остался неучем, делал все, что взбредет мне в голову и рос без всяких строгостей в отношении воспитания и учебы," - вспоминал позже Шакарим.
Подлинным наставником Шакарима, находящегося на попечении деда, становится сам Абай. Юность Шакарима проходила в такой атмосфере, в которой почитались искусство слова, наука и образование. Аул ходжи Кунанбая славился тем, что тут возносились поиски истины, знания, другими словами, все прогрессивное. Шакарим был истинным учеником школы Абая, где почитали за святыню ораторское мастерство, творчество любого рода и приверженность к музыке.
Едва ему исполнилось 20 лет, как он решил заняться политикой для того, чтобы помочь своему народу добиться лучшей доли, он старался упорядочить взаимоотношения между родами, между разными слоями общества, хотел, чтобы в степи воцарились мир и благоденствие. На выборах Шакарим предложил свою кандидатуру и был избран в волостные правители.
Постепенно, по мере обогащения житейского
опыта, Шакарим начал создавать
Последний период жизни Шакарима совпал
с большими историческими событиями —
Мировоззрение Ш. Кудайбердиева сложно и противоречиво, но Шакарим не останавливался в своих духовных поисках, в том числе и в религиозных исканиях, ислам поэт трактовал с гуманистических позиций, он стремился акцентировать внимание на нравственной основе религиозных идей.
В развитии рабочего и аграрного движений
велика роль узкой прослойки интеллигенции
(сформированной в XIX - XX вв). Состав — различные группы
— учителя, врачи. Выходцы из дворян, разночинной среды
и низших слоев общества. Большинство занимало
имперские позиции, но политические ссыльные
принимали активное участие в выступлениях.
Возникают организации революционные,
либерально-демократические (кадеты, октябристы).
Они отличались воззрениями и действиями.
Большая часть занимала либерально-демократические
позиции — представители
Существовали различные идейно-политические течения, которые выразились в публицистической деятельности журнала «Айкап» и газеты «Казах».
«Айкап» (1911-1915 гг.) — издатель Сералин,
выражал аграрно-демократические
«Казах» (1913-1918 гг.) — идеи
либерально-демократические
Первая попытка создать филиал партии "Народная свобода" была предпринята в 1905 г. в г. Уральске на съезде представителей пяти областей Степного края. Его организаторами были А. Букейханов, Б. Каратаев, Т. Бердиев, М. Бахытгиреев, Х. Досмухамедов, Н. Айтмухамедов и другие. В июле 1906 г. такое же совешание состоялось в Семипалатинске, на котором выступил А. Букейханов. Он познакомил участников с программой партии "Народная свобода". Об этой партии на совещании выступили Ш. Кудайбердиев и другие. Однако, по признанию А. Букейханова, даже в 1910 г. в массе киргизского населения политические партии находились "еще в зачаточном состоянии", а политические взгляды избирателей были еще "аморфны и не успели вылиться в определенную программу".
Информация о работе Социальная мысль начала ХХ века в Казахстане