Социальная мобильность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

Социальная мобильность – это всевозможные перемещения людей в обществе, переходы индивидов или групп из одной социальной позиции в другую. Различают два основных вида мобильности:
Горизонтальная мобильность - представляет собой перемещение индивида или группы на одном и том же социальном уровне, без изменения статуса. Например, переход человека с одной работы на другую в той же должности. Или переезд бригады работников из одного города в другой.
Вертикальная мобильность - имеет место, когда индивид или группа перемещаются между стратами разных социальных уровней (например, из рабочего класса в средний). Причем, здесь возможны два варианта:

Работа содержит 1 файл

Контрольная политология.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

                               Вариант 22 (18, 23, 42, 58). 
 

Вопрос  № 18. Социальная мобильность. 

      Социальная мобильность – это всевозможные перемещения людей в обществе, переходы индивидов или групп из одной социальной позиции в другую. Различают два основных вида мобильности:

    1. Горизонтальная мобильность - представляет собой перемещение индивида или группы на одном и том же социальном уровне, без изменения статуса. Например, переход человека с одной работы на другую в той же должности. Или переезд бригады работников из одного города в другой.
    2. Вертикальная мобильность - имеет место, когда индивид или группа перемещаются между стратами разных социальных уровней (например, из рабочего класса в средний). Причем, здесь возможны два варианта:

Восходящая  мобильность, т.е. движение вверх, социальное восхождение (например, повышение работника в должности или преобразование трудового коллектива бывшего государственного магазина-банкрота в процветающее торговое товарищество).                                        Нисходящая мобильность – движение вниз по иерархической лестнице социального успеха, или социальная деградация. Например, крах некогда преуспевающего государственного чиновника, уличенного в коррупции и завершившего свою карьеру в тюрьме; банкротство и упадок не конкурентно-способных предприятий в условиях рынка.

     В различных  социальных структурах возможности  для вертикальной мобильности не одинаковы. Так, в кастовых, сословных  и недемократических обществах  эти возможности резко ограничены: талантливые индивиды, рожденные в низших стратах населения, редко продвигаются вверх по ступеням сословной лестницы.

     В условиях современной НТР, роста производительных сил и превращения, бывших индустриальных обществ в постиндустриальные, или информационные, социальная мобильность резко активизируется. Результатом этого становятся заметные социальные сдвиги. Под ними подразумевают значительные изменения в структуре общества. Важнейшими социально-структурными сдвигами, происходящими в развитых странах, являются следующие:

         1. Изменения в классе собственников.

         2. Рост слоя менеджеров.

         3. Сближение различных социальных  слоев в развитых обществах.

         4. Бурный рост среднего класса.

         5. Рост населения с городским  образом жизни. 
     
     

Вопрос  № 23. Понятие социализации. 
 
 

    Социализация – это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Выделяют два основных типа социализации:

  1. Первичная социализация (или начальная) – это процесс, наиболее активно происходящий в первой половине жизни, при непосредственных контактах в малых группах, через агентов первичной социализации. (Агенты первичной социализации – это ближайшие к человеку и наиболее важные для него люди.)

Первичная, или начальная, социализация включает в себя два  этапа:

    • Ранняя социализация, которая длится от рождения до 12 лет;

           Ранняя социализация, в свою очередь, также проходит    два этапа:

      - а) Имитация – этап, который начинается с рождения и длится до 3 лет;

      - б) Идентификация – процесс, в ходе которого человек усваивает определенные образцы поведения путем отождествления своего поведения с поведением взрослых. Поэтому важно, чтобы ребенок видел все роли, а это бывает сложно осуществить в неполных семьях. С 6-7 лет человек начинает понимать, что от него ожидает группа, благодаря играм со сверстниками. Именно с этого момента начинается процесс социальной идентификации.

      Посредством имитации и идентификации человек начинает понимать свои социальные роли. Одновременно формируются механизмы, призванные пресекать негативные явления, т.е. механизмы вины и стыда. Механизм вины создается с помощью страха. Чувство стыда формирует умение отличать плохое от хорошего, становится понятен смысл нравственных запретов, но человек продолжает себя вести в соответствии с поощрением или наказанием. Стыд возникает тогда, когда поступок становится известным окружающим. Совесть основана на механизме внутреннего регулирования поведения, поэтому возникает у зрелых людей. Неудачная начальная социализация называется  депривацией – это результат отсутствия родительской любви или госпитализмом – это результат воспитания в казенных заведениях.

    • Социализация юношества, которая начинается примерно в 12-13 лет и продолжается до 18-19. В период юношеской социализации происходят психофизиологические изменения в организме человека. Появляется агрессивность, склонность к необдуманному риску. Происходит переход от послушания к скрытому неповиновению, формируется параллельная система ценностей.
 
  1. Вторичная социализация (или продолженную) – происходит во второй половине жизни. Это сфера вторичных формальных отношений, осуществляемых посредством социальных институтов. (Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.)

        Вторичная, или продолженная социализация проходит  в два этапа:   

    • Социализация зрелого возраста, которая длится с 19 до 60 лет. Характеризуется появлением большого количества новых ролей, так как это период достигаемых статусов.
 
    • Социализация  пожилых людей, продолжающаяся от 60 лет до конца жизни. После 60 лет человек начинает утрачивать многие статусы, а, значит, исчезает большинство ролей.
 

          Как правило, в период первичной  социализации личность получает  прирожденные и приписываемые  статусы, во вторичной социализации  личность приобретает достигаемые  статусы. До 15 лет у человека нет своего социального места. До 15 лет формируется индивид, т.е. ребенок определяет через свои поступки границы дозволенного. Приобретение самостоятельности – это переход к вторичной социализации, в это время формируется личность. Самостоятельность приходит поэтапно. Самостоятельность – это социальная зрелость, т.е. способность отвечать за свои поступки соответственно возрасту. 
 
 
 
 

                                                                                                                 Вопрос № 42. Основные принципы свободных, демократических выборов.  
 

Выборы  - это процесс формирования органов государственной и политической власти.

Принципы демократических выборов:

  1. Принцип всеобщности выборов – означает право всех граждан избирать и быть избранными в выборные органы власти.
  2. Принцип равного избирательного права:

               - каждый избиратель обладает одним голосом

               - имеет одинаковую долю участия в выборах

               - каждый избранный депутат представляет одинаковое число граждан.

  1. Принцип прямых выборов – предполагает, что избиратели лично, напрямую подают свой голос “за” либо “против” того или иного кандидата в органы власти.
  2. Принцип альтернативности выборов – предполагает наличие хотя бы двух или более претендентов на власть и состязательность между ними. Это позволяет полнее представить социальные интересы различных слоев населения, сделать саму избирательную кампанию для них более привлекательной и уменьшить процент неучастия в выборах со стороны избирателей.
  3. Тайное голосование – делает участие избирателей в выборах более безопасным и свободным от внешних влияний.

Принцип всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования заложены и в Конституции  РБ. Так, принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане,достигшие 18 лет, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. По Конституции РБ, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения – содержание под стражей. Нарушение в ходе избирательной компании хотябы одного из этих принципов приводит к ограничению прав человека и сужению демократического пространства. 
 
 

                                                                                                                  Вопрос № 58. Роль политической культуры в жизни общества. 
 

            Главное назначение политологии - делать людей политически культурными личностями. Люди не должны позволять политикам обращаться с собой как с послушной массой, которую можно использовать в личных целях. А для этого необходимо быть социологически и политически грамотными, информированными в вопросах текущей политики.

Политология помогает глубже понять логику общественного 

развития; дает знания основ политической жизни, государственного устройства и международной политики. Она проясняет различия политических режимов, партий и лидеров; раскрывает суть правового государства и гражданского общества, Политология учит культуре цивилизованных взаимоотношений людей.

Политические знания, культура важны как для индивидов, так и для общества в целом. Отдельному человеку они необходимы для того:

1.)чтобы не оказаться в положении простой пешки в чужой

политической игре;                                                                                                        2.)чтобы уметь отличить политика-пустозвона, своекорыстного и сладкоголосого болтуна от человека дела, искренне озабоченного процветанием своей страны;

3.)чтобы сознательно участвовать в выборах, референдумах, в контроле за деятельностью властей и других демократических процедурах;                                                                                                      4.)правильно понимать свое место и роль в обществе, свои права и обязанности, и быть способным защищать личные интересы в нем;                                                                                   5.)уметь решать свои жизненные проблемы в цивилизованном сотрудничестве с другими людьми: уважая их интересы, идя на компромиссы для смягчения неизбежных конфликтов, не допуская проявления эгоцентризма, нетерпимости и эмоциональной неуравновешенности.

Обществу в целом  политическая грамотность его граждан  нужна, чтобы быть открытым, демократическим и цивилизованным социумом сознательных, свободных и ответственных людей, которые не дадут власть в руки некомпетентных политиков, не допустят произвола и беззакония, антигуманных и неэффективных форм социальной жизни;

О том, что политика - «грязное дело», говорится давно. Так, еще древнегреческий философ  Эпикур (341 - 270 до н.э.) рекомендовал сторониться политики, объясняя, чем выше у человека власть, тем больше у него завистников, жаждущих причинить зло.

И действительно, история  много раз подтверждала недобросовестность

политиков:                                                                                                                                а.) как по отношению друг к другу (ложь, клевета, подлог, взятки, интриги, заговоры и даже физическое уничтожение конкурента);                                                                                                                    б.) так и по отношению к «простым» гражданам (обман, своекорыстие, коррупция, казнокрадство, забота лишь о себе, жестокость правления и т. д.).

Политическая культура нужна людям, чтобы согласовывать их неизбежно конфликтующие интересы.

Отсюда очень важный вывод: чем больше людей овладеет политической культурой, тем «чище» будет политика. Ибо тогда меньше опасность прихода к власти политических демагогов. Политически грамотные и активные избиратели имеют больше шансов выбрать честных политиков, озабоченных судьбой страны, а не личным благополучием.

 Политология учит культуре цивилизованных взаимоотношений людей. Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие населением внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни. В силу этого значение политической культуры открывает широкие возможности для политического прогнозирования, успешного проведения грамотной политики.

   Политическая культура – это довольно многогранное явление. Оно фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политические отношений.

    Сферой  функционирования политической  культуры является вся политическая  жизнь общества, охватывающая те  общественные отношения, воззрения,  виды деятельности, которые связаны  с осуществлением власти и управления.

Информация о работе Социальная мобильность