Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:31, доклад
дивительно, как похожи судьбы этих двух замечательных женщин – Франсуазы Дольто и Марии Монтессори. Обе они решили стать врачами наперекор желанию родителей, обе посвятили свою жизнь помощи детям. Дольто во Франции и Монтессори в Италии выдвигали революционные для своего времени идеи, основанные на уважении к личности маленького ребенка. И эти идеи остаются актуальными и сейчас.
Социализация в Монтессори-классе.
Удивительно, как похожи судьбы этих двух
замечательных женщин – Франсуазы Дольто
и Марии Монтессори. Обе они решили стать
врачами наперекор желанию родителей,
обе посвятили свою жизнь помощи детям.
Дольто во Франции и Монтессори в Италии
выдвигали революционные для своего времени
идеи, основанные на уважении к личности
маленького ребенка. И эти идеи остаются
актуальными и сейчас.
Занятия в Монтессори-классе – это маленькая
модель жизни в обществе. Здесь дети учатся
сосредоточенно и увлеченно работать,
делать самостоятельный выбор, договариваться
в конфликтных ситуациях с другими людьми.
И опять возникает тема свободы и ограничений.
В Монтессори-классе можно выбирать себе
занятия, но есть правила: работать можно
только за столом или на коврике, после
работы материал нужно привести в порядок
и поставить на место, нельзя мешать работать
другим детям. Идея та же, что и в группе
социализации, но в этом классе социализация
проходит в процессе интеллектуальной
деятельности.
Важная черта занятий по системе Монтессори
– особое отношение взрослого к ребенку.
Взрослый не над ребенком, а вместе с ним.
Он всегда готов помочь, если ребенок попросит,
но не поучает и не навязывает свою помощь.
Взрослый и ребенок – партнеры, просто
у взрослого больше опыта.
Кроме свободной работы, в Монтессори-классе
есть и коллективные виды деятельности,
которые знакомят детей с нормами поведения
в обществе. Называются они «Уроки вежливости».
Что это такое? «Урок вежливости» педагог
проводит тогда, когда во время занятия
возникает какая-то ситуация в отношениях
между детьми, с которой дети сами не смогли
справиться. Например, два ребенка захотели
взять один материал и стали вырывать
его друг у друга, потом уронили.
В такой ситуации обычный педагог прочтет
детям целую лекцию, о том, что нужно делиться,
беречь материалы и т.д., а Монтессори-педагог
запланирует на следующее занятие «Урок
вежливости». В следующий раз педагог
в паре с заранее подготовленным помощником
(взрослым или старшим ребенком) разыграет
эту ситуацию и предложит детям фразы,
которые можно использовать для разрешения
конфликта. Потом эту ситуацию разыгрывают
все желающие дети, используя те же фразы.
В итоге вместо нотации взрослого, которая
быстро забудется, дети получают социально
приемлемый способ решения конфликта.
Если такая ситуация возникнет еще раз,
педагог просто скажет: «А ты помнишь наш
«Урок вежливости»?»
Система Монтессори окружена огромным
количеством мифов. Один из этих них –
то, что занятия по системе Монтессори
хороши только для детей из малообеспеченных
семей, у которых дома нет развивающих
игрушек, а тем детям, чьи родители в состоянии
покупать игры и пособия, эти занятия
не нужны. Действительно, первую школу
Марии Монтессори правительство разрешило
открыть в доме, где жили семьи бедных
итальянских рабочих. Тот огромный скачок,
который произошел в развитии этих детей
благодаря занятиям, послужил основанием
для открытия в Италии и других школ, работающих
по методу Марии
Монтессори.
В том числе и школ для детей из привилегированных
семей (как об этом писала Монтессори).
Что удивительно, проблемы возникли именно
с ними. Учительницы в панике буквально
забрасывали Монтессори письмами: этих
детей невозможно ничем заинтересовать,
они бесцельно ходят по классу, берут материалы
и тут же ставят на место, они не могут
сосредоточить свое внимание больше чем
на минуту, они не умеют и не хотят общаться
друг с другом.
Через некоторое время, конечно, все наладилось,
но на процесс адаптации этих детей ушло
гораздо больше времени, чем в обычной
Монтессори-школе. Все это дало основание
М. Монтессори сделать вывод: дети из привилегированных
семей находятся в группе риска, так же
как и дети из очень бедных семей. И те,
и другие живут в неблагоприятных для
развития условиях.
Все это можно наблюдать и сейчас. Развивающие
игрушки дома и занятие в Монтессори-классе
– это разные вещи. Ведь на занятиях в
классе есть другие дети, с которыми приходится
строить отношения, хочешь ты этого или
нет. А бесцельно ходить по классу рано
или поздно надоедает, когда вокруг все
что-то делают. И дело совсем даже не в
ассортименте развивающих игрушек, их
может быть и немного. К тому же дома дети
редко находят их привлекательными, и
такие игрушки быстро оказываются где-нибудь
на дне ящика с конструктором. Дело в атмосфере
занятия, в том, что дети учатся сознательной
дисциплине и, что самое главное, делают
это с удовольствием