Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Сторонники так называемой жесткой социализации, представители школы структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) определяют этот процесс как полную интеграцию личности в социальную систему. Здесь анализ социализации опирается на понятия «адаптация», «конфомность», «равновесие». Их оппоненты, сторонники «нового гуманизма» социализацию видят как деятельность личности по развитию своих способностей и потенций на основе критического разбора предлагаемых обществом стереотипов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 6

2 ЛИЧНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 9

3 ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ 11

4 ГРУППОВОЙ ОПЫТ 13

5 УНИКАЛЬНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

ВОПРОСЫ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа содержит 1 файл

Социализация личности.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности – это идентичность и самоуважение.

     Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в  использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

     В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.

 

 
 
 
 
 
 
УНИКАЛЬНЫЙ  ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ 

     Почему  дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

     Психоаналитики  утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе личностного  опыта, могут быть критическими, так  как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известен, например, случай травматического значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

 

      
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итоги изложения темы, следует  отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под  влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ  на основании восприятия того, как  о ней думают, как ее оценивают  другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

     Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

     Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

 

      

ВОПРОСЫ

  1. Необходимость социализации обусловлена:
  • биологической конституцией человека;
  • необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок;
  • необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе. Исключите неправильное суждение.

    2. Выберите из перечисленных функций  те, которые выполняют социализацию  в обществе: введение индивида  в мир культуры данного общества; контроль за распределением материальных ресурсов в обществе; создание условий для эффективной совместной деятельности людей; создание норм социальной стабильности и порядка.

    3. В 1920 г. в Индии были найдены  две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей?

    Изучение  восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют  собственного «Я», так как у них  полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью

    4. Объясните с точки зрения социализации, почему пожилые люди испытывают  больший дискомфорт в современном  российском обществе, чем молодые?

    Скорее  всего из-за резкого скачка в сфера  информационных технологий, произошёл  разрыв коммуникативно-информационной функции социализации. Следовательно пожилым людям сложнее дается получение нужной информации, нахождение общих тем общения и интересов.  

 

   
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
     
  1. Борисова  Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997
  2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: 1997
  3. Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990
  4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999
  5. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998
  6. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности Социальная психология. – Л., 1979….

Информация о работе Социализация личности