Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:04, реферат

Описание работы

Социализация – не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы», а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определёнными социальными условиями. Социализация даёт личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Социализация  личности 

    Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств  является личностью.

    Социализация  личности  (от лат.  socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально  положительного поведения.

    В процессе социализации человек усваивает  социальные нормы, овладевает  способами  исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация – освоение личностью социальной действительности.

    Источниками социализации личности являются:

  • Опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных норм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом возрасте );
  • Социальные институты – системы воспитания, обучения и образования;
  • Взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности;

    Социализация – не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы», а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определёнными социальными условиями. Социализация даёт личности  возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

    Социализация  индивида связана с выработкой у  него адекватного отношения к  социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.

    У каждого поколения возникают  свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает «подгонки» новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать своё подобие. Социализация – это присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования   человека в человеческом обществе.

    Стиль социализации определяется мерой господства старших над младшими. Только в  архаичных и тоталитарных обществах  социализация сводится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом обществе принципами взаимодействия между поколениями являются равенство и сотрудничество, возможность свободного развития новых поколений в рамках фундаментальных  общечеловеческих ценностей.

    Приобщение  индивида к социальному наследию – приобщение его к культуре общества, достижениям человечества, представленным в духовных и материальных ценностях, нормах социальных отношений. В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей  в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни.

    Результат социализации индивида проявляется  в его личностных особенностях, осознаваемых им  и обществом как социально  ценные качества – качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности  и образованности, социальной адаптированности индивида.

    Все люди хотят быть хорошими, но различно само понимание ими хорошего, «Обыкновенно думают, – писал Л.Н. Толстой в романе «Воскресение», – что вор, убийца, шпион, признавая свою профессию дурною, должны были стыдиться её. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда  люди инстинктивно  держатся того круга людей,  в котором признаётся составленное ими о жизни и о своём в ней месте понятие».

    Поведение человека детерминируется его потребностно-ориентировочной  сферой, системой принятых им ценностей, тем, что он себе запрещает и позволяет. При низком уроне социального развития у него преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида недостаточно интегрированы, его эмоции могут преобладать над разумом,  низшие потребности – над высшими.

    Дефекты социализации наиболее возможны в кризисные  периоды жизни индивида. Особая «хрупкость»  психики присуща подростковому  возрасту. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всём: в изменении лица, голоса, строении тела, новых способах взаимодействия со  средой.

    Ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случае достойного и эмоционально насыщенного применения. Относятся так же к подростку, как правило, как к ребёнку. Отсюда – подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. В отдельных случаях возможно и обольщение «уличной» романтикой.

    Первоначальная  разновидность отклоняющегося поведения  – делинквентное поведение –  система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность  может быть обусловлена  как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью,  так и психическими аномалиями, ригидностью ( негибкостью ) поведения, склонностью к аффективным реакциям.

    Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено  неблагополучием семейного воспитания или крайне жёстким обращением, неблагоприятным  влиянием микросреды. Первые проявления делинквентного поведения – прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, вызывающее поведение в общественных местах.

    Своевременно  не пресечённые, эти формы предпреступного  поведения закрепляются в соответствующих  поведенческих стереотипах, формируется асоциальный стиль поведения, который при определённых условиях может перерасти в устойчивый асоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных ценностей – такова первопричина социально дезадаптивного поведения.

    Социальная неадаптированность личности, её отклоняющееся поведение связаны с ослаблением социального контроля, безнадзорностью, попустительством асоциального проявления личности на ранних стадиях её формирования. Внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

    Фундаментальная социальная потребность человека –  потребность в самоуважении, в  личностном признании – должна находить  отклик в социально положительной среде. К отклоняющимся формам поведения прибегает отклонённая социумом личность.

    Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействия асоциального «социализатора», влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние  оказывает первичный социализирующий коллектив – семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.

    Различаются личности социализированные – адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные – девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований ( крайние формы этого отклонения – маргинальность ) и психически аномальные ( психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями – «слабыми местами» в психической саморегуляции ).

    Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

    Наряду  с социальной адаптированностью  развитая личность обладает личностной автономией, потребностью в утверждении  своей индивидуальности. В критических  ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остаётся приверженной своим позициям и ценностным ориентациям.

    Возможные психические срывы в экстремальных  ситуациях она предупреждает  системой средств психологической  защиты. Нормой для личности является пребывание в состоянии  непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, поиск возможностей актуализации своих способностей в трудных условиях, толерантность, способность к адекватным действиям в ситуации противодействия.

      В построении жизненных планов  стабильная личность исходит  из реальных  возможностей, избегает  завышенных притязаний. Развитая  личность обладает высокоразвитым  чувством справедливости, совести  и чести. Она решительна и  настойчива в достижении объективно значимых целей, но способна к коррекции поведения.

    Источником  своих удач и неудач считает себя, а не внешние  обстоятельства. В  сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и  пойти  на оправданный риск.

    Наряду  с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность  и безнравственность. Обладая развитым чувством самоуважения, личность саморефлексивна – она подвергает себя самоконтролю на основе своей «Я-Концепции».

      Таким образом, личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность, в свою очередь усваивает все знания и опыт, которые передает общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. – М., 2001.
  2. Климов Е. А.  Основы психологии. – М., 2000.
  3. Немировский В. Г. Общая социология. – М., 2003.
  4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М., 2005.

Информация о работе Социализация личности