Социализация личности: понимание, этапы и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Социализация - есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде (желательные компоненты).

Работа содержит 1 файл

Социализация личности.docx

— 22.73 Кб (Скачать)

Социализация личности: понимание, этапы и механизмы

 

I. Понимание социализации:

 

- процесс, включающий индивида  в социальную группу, в жизнь  общества;

 

- усвоение человеком социального  опыта, накопленного другими людьми  и обществом в целом;

 

- становление личности в контексте  конкретной культуры;

 

- процесс навязывания социальной  группой или обществом в целях  социальной доктрины. Они не противоречат  друг другу. Проблема активности-пассивности  личности в процессе социализации.

 

Социализация - есть процесс социального  развития личности как активного  усвоения индивидом социальных ценностей  и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в  осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение  индивида в социальной среде (желательные  компоненты).

 

II. Активность личности

 

2) осознаность процесса социализации (если неосознанность, то навязывание определенных стандартов);

 

3) системность социализации (многоуровневость, фрагментарность социализации).

 

Основные сферы жизнедеятельности:

 

1) Социализация имеет место в  различных видах деятельности (трудовая, познавательная, игровая).

 

2) Общение человека с другими  людьми, меняющее свое качество.

 

3) Самосознание личности, основанное  на рефлексии себя в социуме.

 

Уровни социализации

 

I. 1) включенность в микросреду;

 

2) включенность в мезосреду (на другие организмы);

 

3) включенность в макросреду (крупные  общности).

 

II. в гносеологическом смысле

 

1) психологический аспект социализации;

 

2) социально-психологтический аспект социализации;

 

3) социальный аспект социализации.

 

Психологический аспект - влияние  индивидуального психологического свойства человека на процесс социализации (на процесс усвоения норм, характер, свойство *, развитость-неразвитость тормозных  процессов. Пример: люлди с неразвитыми тормозными процессами имеют проблемы с коммуникацией. Также - речевая несдержанность - говорит о социальной неразвитости человека.

 

Стадии социализации

 

1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет);

 

2) подростковая 12 - 16-18 лет;

 

3) взрослая после 18.

 

Рубеж социализации - это рубеж  полового созревания.

 

1 - стадия

 

Большинство исследователей этнической и политической социализации.

 

Исследователи задаются вопросом: “в каком возрасте, в каких возрастных группах появляется феномен этического самосознания,этнической идентичности.

 

- Американские социальные психологи  отвечают так: первые симпатии  к себе как к представителю  одной социальной общности и  антипатии к другим как к  представителям другой социальнйо общности начинается в 3-4 года.

 

- Переживание враждебности к  другой этнической группе возникает  в 6-7 лет.

 

Политическая социализация наступает  достаточно рано: уже на детях 4-6 лет  обнаруживается феномен политической социализации.

 

Пример: эксперимент с флагами

 

флаг США - самый любимый

 

флаг СССР 0- самый нелюбимый

 

Это - влияние семьи, средств массовой информации.

 

Этот эе эксперимент был выполнен на советских детях (московских) 4-6 лет, во второй половине 80-х годоы. Результаты показали: нравились 1 - США, 2 - Китай, 3 - Югославии, 4 - СССР. Почему? Предпочтение флага осуществляется по эстетическому критерию (много различных цветов, много звездочек, как на небе).

 

Далее эксперименты на детях 9-10 лет. Нравится 1 - СССР. Политическая социализация у  детей в СССР наступает позже.

 

Исследования Пиоже по политической социализации. Он поставил задачи: как формируется, в каком возрасте у детей представления о флагах.

 

Эксперимент на швейцарских детях

 

Вы оказываетесь (дети) на необитаемом  острове, и оттуда они должны выбрать  страну проживания. обнаружился у детей этноцентризм от хочет жить в швейцари, т.к. это самая лучшая страна. Шведы выбирают свою страну даже для других национальностей.

 

На советских детях результаты: американские дети выбирают себе США, т.к. их папы, мамы, друзья. Российские дети предпочитают США и Японию, Франция  и Россия, т.к. связано с влиянием экономических условий.

 

Социально-психологические особенности  ранней социализации

 

1) Неразрывные когнитивные компоненты. Ведущим в социализации становится  аффективно-эмоциональный компонент.

 

2) Ведущим видом деятельности  является игровая деятельность  и учебно-познавательная.

 

3) Родители, семья в целом - являются  ведущим каналом (ведущая роль  принадлежит матери; в США ведется  борьба за голоса женщин, т.к.  они в основном ответственны  за политическую организацию  у детей).

 

По мнению американских социологов-психологов дети 5-6 лет в 25% случаях занимают свою (автономную) позицию в 50% случаев; в 9-10 лет вступают в противоречивые споры с родителями по политическим вопросам и этническим.

 

Подростковый период социализации

 

1) Расширение видов деятельности, в которую вступает подросток  в сфере познания, культуры, игровой  деятельности.

 

2) Характерна сформированность умственных способностей, когнитивных процессов, социальных установок, норм.

 

3) Расширение круга общения (за  счет улицы), увеличение автономии.

 

4) Основные каналы социализации - школа, СМИ.

 

По данным американских исследователей к 16-18 годам полностью сформированы этнические представления, представления  о партиях, о политических институтах.

 

Социализация личности: пониманеи, этапы и психологические механизмы.

 

Социализация = “развитие личности”  и “воспитание” - это процесс  “вхождения индивида в социальную среду”, “усвоение им соцвлияний”, “приобщение его к системе социальных связей”.

 

Л.С. Выготский настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан  анм как элемент определенной культуры, определенных социальных связей.

 

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального  опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с  другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс  активного воспроизводства индивидом  системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного  включения в социальную среду.

 

Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это  характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая сторона характеризует  момент воздействия человека на среду  с помощью деятельности (пассивность) - (активночть).

 

Социализация для социальной психологии - взгляд “со стороны взаимодействия личности и среды”.

 

Выделяют три сферы, в которой  осуществляется становление личности (и через которые происходит социализация). Деятельность, общение и самосознание.

 

В деятелньости происходят три важных процесса (Леонтьев):

 

1) ориентировка в системе связей, через посредство личнсстных смыслов (личностный выбор деятельности);

 

2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение влияния  на нем и соподчинение ему  всех остальных деятельностей;

 

3) это освоение личностью новых  ролей и осмысление их значимости.

 

Расширнеие общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.

 

Самосознание - это процесс социализации, означает становление в человеке образа его Я (Кон).

 

Подходы к структуре “Я”:

 

1) три компонента

 

- познавательный (знание себя);

 

- эмоциональный (оценка себя);

 

- поведенческий (отношение к себе).

 

2) Сталин (1984 г.)

 

Самосознание - как понимание личностью  себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности.

 

Стадии самосознаия:

 

1) дотрудовая а) 0-7; б) 7»20;

 

2) трудовая 21-60 (аклиология);

 

3) послетрудовая.

 

Социализация человека (Парыгин. Основные социальные принципы теории)

 

Социализация немыслима без  активного участия человека в  процессе освоения социального опыта  и культуры (пассивно-активное).

 

Важной тенденцией общения в  процессе социализации является обособление  человека.

 

Под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение  индивида в социальную среду и  предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятелньости, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

 

Механизмы - подражание, заражение, внушение, уподобление, адаптации, заимствования, руководства, лидерство, мода.

 

- Леонтьев придает значение  усвоению З.У.Н.

 

- Г. Хибин и М. Форверг (формированию установок) ® 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование).

 

Два аспекта:

 

1) освоение и присвоение человеком  всего богатства предметной культуры;

 

2) освоение человеком всего богатства  и многообразия человеческих  общественных отношений Я 

 

механизмы для:

 

1) изучение, внушение, адаптация, подражание, пример, заимствование;

 

2) убеждение, идентификация, руководство,  заражение.

 

Факторы а) микро- и б) макросреды, которые влияют на усвоение информации это: а) семья, сады, школа, уличные группы; б) социальные институты: учреждения, организации.

 

Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно)

 

1) связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм;

 

2) характеризуется межличностными  связями (положение в группе, групповые  роли) социальная психология изучает;

 

3) связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта.

 

(Андреенкова Н.В.)

 

1) первичная социализация, или социализация  ребенка;

 

2) маргинальная социализация - подростка  (промежуточная);

 

3) устойчивая, т.е. концептуальная - 17-18 - 23-35 лет.

 

Детям (4 года США) предлагали на картинках  флаги.

 

Нужно было выбирать тот, который нравился и который не нравился. В итоге - нравится флаг США, не нравится - флаг России.

 

В России провели тот же эксперимент:

 

дети г. Москвы 4-6 лет. Получены следующие  данные:

 

Наиболее нравятся: 1 - США, 2 - Китайский 3 - Югославии 4 - флаг СССР. Объяснение со стороны детей: не по политическому  критерию, а по эстетическому. Следовательно не было обнаружено политической социализации.

 

Далее была взята группа школьников 9-10 лет:

 

1 место - СССР. Эти факты говорят  о том, что политическая социализация  в России у детей наступает  позже, чем у детей США.

 

Исследование Пиаже: Как формируется  и в каком возрасте представление  о своей стране, своем народе. Детям-швейцарцам разных возрастных групп  была предложена следующая ситуация:

 

Вы попали на необитаемый остров. Какую страну для проживания ты выберешь? Пиаже обнаружил феномен этноцентризма (дети выбрали Швейцарию). Почему? Дети говорили: Это самая лучшая страна в мире”.

 

В 80-г этот эксперимент был повторен на детях СССР (Данные до сих пор  не опубликованы).

 

1) Американские дети выберут  Америку (неполитический критерий: там у них друзья, родители  и т.д)

 

2) Советские дети: Россия заняла 4 место.

 

Советские дети выбрали 1 Америку и 2 Японию

 

Экономические критерии: Осознание  своей экономической неполноценности - взрослые передают детям в очень  раннем возрасте.

 

На 3 место советские дети поставили  Францию

 

Идентификация - признаниетождественности, отождествление объектов, опознание...2) В криминалистике- установление тождества объекта или личности по совокупности общих ичастных признаков (напр., идентификация личности по почерку, по следам руки т. п.)...3) В психологии и социологии - процесс эмоционального и иногосамоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом...4) Втехнике, математике - установление соответствия распознаваемого предметасвоему образу (знаку), называется идентификатором...5) В химии -установление тождества неизвестного химического соединения с известнымпутем сравнения их физических и химических свойств.


Информация о работе Социализация личности: понимание, этапы и механизмы