Социализация
как процесс обучения мышления по Ж. Пиаже
Социализация —
процесс усвоения индивидом образцов поведения,
психологических установок, социальных
норм и
ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему
успешно функционировать в обществе.
Жан Пиаже́ (19 августа 1896, Нёвшатель, Швейцария — 16
сентября 1980, Женева, Швейцария) — швейцарский психолог и философ, известен работами
по изучению психологии детей, создатель
теории когнитивного развития и философско-психологической
школы генетической
психологии
Особенности
психики ребёнка
В начальный
период своей деятельности Пиаже
описал особенности представлений детей о мире:
- неразделенность
мира и собственного Я,
- анимизм (вера в существование
души и духов и в одушевлённость всей природы),
- артификализм (восприятие мира как
созданного руками человека).
Для их объяснения
использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал
определенную позицию по отношению к окружающему
миру, преодолеваемую за счет процесса
социализации и влияющую на конструкции
детской логики: синкретизм (связывание
всего со всем), невосприятие противоречий,
игнорирование общего при анализе частного,
непонимание относительности некоторых
понятий. Все эти феномены находят наиболее
яркое выражение в эгоцентрической
речи.
В дальнейшем Ж.
Пиаже обратился к исследованию
интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий.
Стадии развития
интеллекта
Сенсо-моторный
интеллект (0—2 года)
На протяжении
периода сенсо-моторного интеллекта
постепенно развивается организация
перцептивных и двигательных взаимодействий
с внешним миром. Это развитие идёт от
ограниченности врождёнными рефлексами
к связанной организации сенсо-моторных
действий по отношению к непосредственному
окружению. На этой стадии возможны только
непосредственные манипуляции с вещами,
но не действия с символами, представлениями
во внутреннем плане.
Подготовка
и организация конкретных операций (2—11
лет)
Подпериод
дооперациональных представлений (2—7
лет)
На стадии
дооперациональных представлений
совершается переход от сенсо-моторных
функций к внутренним — символическим,
то есть к действиям с представлениями,
а не с внешними объектами.
Эта стадия развития
интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на
бросающейся в глаза особенности предмета
и пренебрежением в рассуждении остальными
его признаками; сосредоточением внимания
на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.
Подпериод
конкретных операций (7—11 лет)
На стадии
конкретных операций действия с представлениями
начинают объединяться, координироваться
друг с другом, образуя системы интегрированных
действий, называемые операциями. У
ребёнка появляются особые познавательные
структуры, называемые группировками (например, классификация),
благодаря которым ребёнок приобретает
способность совершать операции с классами
и устанавливать логические отношения
между классами, объединяя их в иерархии,
тогда как раньше его возможности были
ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных
связей.
Ограниченность
этой стадии состоит в том, что
операции могут совершаться только
с конкретными объектами, но не с
высказываниями. Операции логически
структурируют совершаемые внешние
действия, но аналогичным образом структурировать
словесное рассуждение они ещё не могут.
Формальные
операции (11—15 лет)
Основная способность,
появляющаяся на стадии формальных операций
(от 11 приблизительно до 15 лет), — способность
иметь дело с возможным, с гипотетическим,
а внешнюю действительность воспринимать
как частный случай того, что возможно,
что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным.
Ребёнок приобретает способность мыслить
предложениями и устанавливать формальные
отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок
на этой стадии также способен систематически
выделить все переменные, существенные
для решения задачи, и систематически
перебрать все возможные комбинации этих
переменных.
Что касается
соотношения языка и мышления
в когнитивном развитии, Пиаже полагает,
что «язык не полностью объясняет мышление,
поскольку структуры, которые характеризуют
это последнее, уходят своими корнями
в действие и в сенсомоторные механизмы
более глубокие, чем языковая реальность.
Но всё же очевидно, что чем более сложными
становятся структуры мышления, тем более
необходимым для завершения их обработки
является язык. Следовательно, язык — это
необходимое, но не достаточное условие
построения логических операций»
Феномен Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое
у детей дошкольного
возраста и
заключающееся в невозможности постижения
ими таких характеристик окружающих предметов,
как количество, размер, объём и т. п.
Этот феномен
выражается в ошибках количественного
сопоставления характеристик. Проверка
производится рядом опытов, называемых задачами
Пиаже (англ. Piaget's
conservation experiments). Например, ребёнок может
указывать, что:
- предметов,
положенных в ряд, по его мнению, становится больше,
если их же расставить с бо́льшими промежутками.
- кусок пластилина, по его мнению, уменьшается,
если из шарика его раскатать в «сосиску»
или полоску.
- верёвка становится короче,
если её изогнуть.
При этом «правильному»
ответу с умением «правильно»
его объяснить ребёнка возраста
4-6 лет обычно невозможно научить —
он так же легко «переучивается» обратно.
Феномен объясняют
тем, что понимание абстрактных
законов происходит в процессе воспитания,
не сразу. При этом обычно закон сохранения количества предметов
(при их передвижении) постигается ребёнком
на 1,5-2 года раньше, чем закон сохранения
непрерывного вещества (при деформировании
тела) и законы типа «где забрали больше,
осталось меньше», а также обратимость
операций.
Стадии реакции
ребёнка на проводимые опыты:
- непонимание
сохранения (4-6 лет) — ответ зависит от
расположения и формы;
- промежуточный
уровень (7-10 лет) — ребёнок либо даёт разные
по правильности ответы в разных ситуациях,
либо даёт правильный ответ, но не может
объяснить; либо меняет ответ в зависимости
от контрвнушения;
- понимание
сохранения (11-13 лет) — ребёнок уверенно
даёт правильный ответ и может его объяснить.
Эксперименты
показали, что дети, у которых
был обнаружен феномен Пиаже,
при выборе «больше»/«меньше», «одинаково»/«не
одинаково», имеют в виду каждый
раз разные параметры (количество, длина,
габарит), в определённые моменты ими более
чётко и наглядно воспринимаемый.
Отсюда можно
сделать вывод, что овладение
действием количественного сравнения
не происходит спонтанно, как утверждал
Ж. Пиаже, а требует специального
обучения, в том числе обучения логическим
правилам выполнения этого действия.