Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:24, контрольная работа
Социология личности есть учение о личности как социальном существе существующим в том или ином обществе. Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (18 в.) обосновали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. Человеком рождаются, а личностью становятся, а вот какими личностями становятся те или иные люди – это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.
Введение
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности
2. Стадии, способы и средства социализации личности
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объяснить почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?
Заключение
Тесты
Список литературы
Основным
субъектом самообразования
Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.
В
рамках социально-философской
3.
Социализация не
может сводиться
только к обучению
и воспитанию ребенка.
Объяснить почему?
Можно ли удлинить
или сократить
процесс социализации?
Почему?
Известно,
что младенец вступает в большой
мир как биологический организм
и его основной заботой в этот
момент является собственный физический
комфорт. Через некоторое время
ребенок становится человеческим существом
с комплексом установок и ценностей,
с симпатиями и антипатиями, целями
и намерениями, шаблонами поведения
и ответственностью, а также с
неповторимо индивидуальными
В самом начале жизненного пути человек не имеет собственного Я. Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от своего остального мира является результатам довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежит иному миру, а не является частью его собственного тела, как, например пальцы или руки.
Обособление
личности сначала от физического
мира, а затем от социального –
довольно сложный процесс, который
продолжается всю жизнь. Ребенок
учится устанавливать различия между
другими людьми по именам. Он осознает,
что мужчина это – папа, женщина
– это мама. Продолжая накапливать
социальный опыт, ребенок формирует
образы различных личностей и
в том числе образ собственного
Я. Таким образом осуществляется постепенное
создание личности с уникальными внутренними
качествами и одновременно с воспринятыми
общими для ее социального окружения качествами,
которые постигаются через общение.
Заключение
Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета".
Социализация
взрослых направлена на то, чтобы помочь
человеку овладеть определенными навыками;
социализация детей формирует главным
образом мотивацию их поведения.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Социология»
Тема № 5:
«Социологическая теория марксизма»
Выполнила: студентка 3 курса (вечер)
Учётно-статистического факультета
Специальность «Бух.учёт, анализ и аудит»
Гоголь Виктория Николаевна
Зачетная книжка № 06УББ02551
Проверил(а): ______________________
(Должность)
________________________
(Ф.И.О.)
Омск - 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Материалистическое
понимание К. Марксом и Ф.
Энгельсом исторического
2. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба
3. Анализ слов К. Маркса
Список использованной литературы
1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ К. МАРКСОМ И Ф. ЭНГЕЛЬСОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ
«Гегель где-то отмечает, что все
великие события и личности
появляются, так сказать, дважды.
Он забыл прибавить: первый раз в
виде трагедии, второй раз в виде фарса»
К. Маркс
Социология марксизма
устами своих основоположников Карла
Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895)
заявила о себе как о научном
истолковании исторического процесса,
базирующемся на объективных данных
исторической, экономической, социологической
и других наук. Разработанное К. Марксом
и Ф. Энгельсом материалистическое
понимание истории было продолжено
в своем развитии Г.В. Плехановым,
В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и
другими видными
Марксистская социология - это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей предшествующего периода, как А. Смит, Д. Риккардо, К.А. Сен-Симон и другие. Созданное диаоектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.
В историческом материализме понятие «прогресс» обозначает восходящее общественное развитие, движение общества вперед.
Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, впоследствии роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капитализм.
К. Маркс употреблял термин «общество» по крайней мере в двух смыслах:
1) общество трактовалось
им как материальное
2) как конкретное
индивидуальное общество, «социальный
организм» в единстве его
Теперь - со времени появления «Капитала» - материалистическое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение.
Марксизм - идеология освободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшую прогрессивную задачу ликвидации социального Гента, построения коммунистического общества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, тем враждебнее становилось отношение буржуазных идеологов к самой этой идее. Если представители ХVIII века считали, что развитие общества пойдет в будущем по пути безграничного прогресса, то О. Конт и Г. Спенсер находят, что все главные идеи прогресса уже воплощены в буржуазном обществе и дальнейшее развитие буде эволюционным совершенствованием этого общества. В последние годы своей жизни Г. Спенсер отказывается от термина «прогресс» и заменяет его весьма неопределенным понятием «эволюция».
Неразрешимость социальных
антагонизмов в условиях капитализма
превращают переход от капитализма
к социализму в центральную проблему
дальнейшего общественного
Если понятие общественного прогресса может быть лишь адекватным отражением объективно существующей направленности исторического процесса, то критерий его - отражением наиболее устойчивых моментов этой направленности, того, что представляет собой ее сущность.
В ходе истории непрерывно воссоздаются в расширенных масштабах наряду с объективными возможностями прогресса и стимулы, и средства реализации. Тем самым общественный прогресс выступает как объективно существующая восходящая направленность саморазвития общества, как историческая необходимость такого движения.
Основным, четко фиксируемым
исторической наукой направлением исторического
процесса является переход человечества
от одной общественно-
Общественно-экономическая формация -- социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Общественно-экономические формации соответствуют периодам всемирной истории, последовательно сменяющим друг друга. Маркс выделяет пять основных формаций: первобытнообщинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, отдельно упомянув об азиатском способе производства.
В основе формационных ступеней исторического процесса и соответственно формационных типов конкретного общества лежит общественный способ производства и производственные отношения в виде его стороны. Субъектами общественных отношений являются общественные индивиды.
Соответствие формационных ступеней исторического процесса высоте производительных сил позволяет вполне однозначно утверждать, что развитие производительных сил выступает в качестве «высшего критерия общественного прогресса».
Формирование общественно-
В стремлении общественной мысли найти качественные особенности этапов человеческой истории заключается важная предпосылка формационной теории. Однако сама такая теория позволила по-новому, на принципиально ином, научном фундаменте осмыслить своеобразие и последовательность этапов исторического развития.
Согласно марксизму,
смена общественно-
Информация о работе Социализация как фактор развития личности