Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:09, доклад
В конце 80 - начале 90-х гг. ХХ в. коренные социально-экономические и идеологические изменения в стране активизировали работу ученых по переосмыслению теоретических и методологических подходов к процессу социализации. Об активности изучения процесса социализации свидетельствует уже тот факт, что появилось большое количество словарей, определявших социализацию как: "процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта"
1. Понятие процесса социализации.
2. Роль средств массовой информации в социализации личности.
3. Функции средств массовой информации как фактора социализации личности.
4. Средства массовой информации как фактор десоциализации.
5. Вывод.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Брянске
Кафедра Социальной работы и права
Специальность Социальная работа
Форма обучения очная
Курс V
Группа 07-СД-1
ДОКЛАД
По предмету: Социальная психология девиантного поведения детей и подростков
Студентки Красноголовко Екатерины
Тема:
СМИ как фактор социализации и десоциализации
Преподаватель: Лифанова Татьяна Евгеньевна
Работа проверена ________________________
Брянск 2011
План
1. Понятие процесса социализации.
2. Роль средств массовой информации в социализации личности.
3. Функции средств массовой информации как фактора социализации личности.
4. Средства массовой информации как фактор десоциализации.
5. Вывод.
Влияние СМИ на социализацию подростка
В конце 80 - начале 90-х гг. ХХ в. коренные социально-экономические и идеологические изменения в стране активизировали работу ученых по переосмыслению теоретических и методологических подходов к процессу социализации. Об активности изучения процесса социализации свидетельствует уже тот факт, что появилось большое количество словарей, определявших социализацию как: "процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта"[1]; "процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит"[2]; "процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе"[3]; "сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм образцов, знаний, представлений), позволяющих индивидам функционировать как членам сообществ. С другой стороны - процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личности"[4]; "процесс превращения человека в члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в разнообразных социальных взаимодействиях"[5].
Процесс социализации - важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности подростка его жизненную позицию оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (сюда относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, систему Интернет), без которых современный мир немыслим. Поэтому особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации.
Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей, возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.
К примеру, французские учебные заведения попытались не только интегрировать технические медиасредства в виде аудиовизуальной помощи, но и "выдвинули проблему научить школьников критически воспринимать информацию, полученную из СМИ, научиться с помощью СМИ заниматься самообразованием, расширять свой кругозор". Национальный французский эксперимент под названием "Активный юный телезритель" призвал все воспитательное сообщество (семью, педагогов, социальных работников) к тому, чтобы в своей воспитательной работе они учли роль, которую играет телевидение в повседневной жизни подростка (так как среди средств массовой информации по масштабу воздействия на школьников лидирует именно телевидение), и стремились так организовать свою педагогическую работу, чтобы научить юного телезрителя извлекать пользу из данного средства коммуникации. Иначе говоря, основная задача эксперимента заключалась в том, чтобы научить подростка быть "активным", т. е. разборчивым критичным и любознательным и одновременно открытым для новой информации; развить самостоятельность и независимость, которые повлияют на школьника и будут корректировать его отношения с социальной средой. "Дети учатся самостоятельно строить свою систему доводов и мнений, - утверждает Э. Пьерр., Мы видим, каков бы ни был возраст ребенка, телевидение и взгляды, которые оно порождает, очень сильно способствуют его социализации"[6].
На СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:
1) информационная (является источником разнообразной информации);
2) рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);
3) релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении[7].
Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".
В связи с тем, что самоизменение человека в процессе социализации под воздействием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".
Помимо отрицательго воздействия СМИ на, подростка возникает опасность оторванности его от реальной жизни: у ребенка, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того, именно он главный участник событий. В данной ситуации он осуществляется как Homo probabilis - человек Возможный или Вероятный, т. е. он все время удерживается в напряжении несовпадения с самим собой[8] его сознание проживает опыт, не имеющий ничего общего с фактическим телесным опытом. СМИ создало совершенно новую ситуацию в процессе формирования потребностей. Кино и телевидение практически безгранично раздвигают перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные стандарты жизни. В результате могут сформироваться потребности, которые совершенно не соотносятся с реальными возможностями. Однако мониторинг социологических исследований, проведенный Центром социологии образования Российской Академии образования, показал, что учащиеся, регулярно пользующиеся компьютером, имеют более высокие оценки не только по информатике, математике и предметам естественнонаучного цикла, но и по гуманитарным предметам (академическая успешность), а также значительно чаще посещают выставки, музеи, театры, концерты.
Таким образом, влияние средств массовой информации на социализацию подростка неоднозначно, в связи с чем перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса; при правильном стиле общения взрослого с ребенком с помощью СМИ, с одной стороны, можно уберечь подрастающее поколение от вредных влияний медиа, а с другой - сформировать у него критическое мышление и способность к исследовательскому анализу получаемой информации.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1]Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова., 6-е изд. перераб. и доп., М., 1991. С. 421.
[2]Смелзер Н. Дж. Социология / Пер. с англ., М., 1994. С. 316.
[3]Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лагина., М., 1988. С. 318.
[4]Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / Под ред. Н. Б. Крылова., М., 1995. С. 25.
[5]Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова., Л., 1987. С. 99.
[6]Pierre E. France: formation du jeune telespectateur // L'education aux medias / Responsable de la publication Zaghloul Morsy. - Paris: UNESCO, 1984. //http:www.quarterly.uz.ua. P. 299- 313.
[7]Мудрик В. А. Социальная педагогика., М., 2000.
[8]Балла О. Человек Возможный // Первое сентября. 2002. 20 (23 марта)., С. 5.
©СМУ, 2002 г.
2
Информация о работе СМИ как фактор социализации и десоциализации