СМИ, Интернет и культура в жизни современной российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:47, доклад

Описание работы

Нужно сказать о роли телевидения в формировании ценностей и жизненных ориентиров молодежи. По данным Левада-Центра молодые россияне меньше смотрят телевизор, чем их сверстники в начале 1990-х годов. 75% опрошенных молодых людей в возрасте до 25 лет сказали, что смотрят его ежедневно или почти каждый день (в 1990-м году так ответили 88%).

Работа содержит 1 файл

10 Молодежь России.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

УДК 008.001.ББК 71.4    

      СМИ, Интернет и культура в жизни современной российской молодежи

                                                                                                 Назарова Л.А. 

             Нужно сказать о роли телевидения в формировании ценностей и жизненных ориентиров молодежи. По данным Левада-Центра молодые россияне меньше смотрят телевизор, чем их сверстники в начале 1990-х годов. 75% опрошенных молодых людей в возрасте до 25 лет сказали, что смотрят его ежедневно или почти каждый день (в 1990-м году так ответили 88%).1 Снижение связано с активным использованием Интернета – каждый или почти каждый день в него выходят 50% студентов и учащихся. Тем не менее, нельзя говорить о серьезном снижении влияния телевидения на молодежь. Если вернуться к списку известных людей, являющихся для молодежи идеалом, то почти все они популярны и знамениты ,благодаря ТВ.

Данные  Института социологии РАН показывают, что телевизионные пристрастия  молодежи выглядят иначе, нежели у старших поколений. Так, 43% опрошенных назвали в числе своих любимых телеканалов СТС, 21% – Муз-ТВ, 18% – «Спорт» (с 2010 года «Россия-2»), 16% – MTV. ВЦИОМ дает аналогичную картину для молодежи до 21 года, уточняя, что к числу любимых «кнопок» добавляется ТНТ. При этом самая популярная среди молодежной аудитории программа – «Дом-2». Молодежь считает «Дом-2» важной образовательной программой на российском телевидении, при этом четверть взрослых россиян, опрошенных ВЦИОМ, также считают проект полезным.2 Согласно данным TNS Россия, канал ТНТ в 2010 году

занимал первую строчку в рейтингах предпочтений молодежи.3

       Сегодняшнее телевидение практически перестало выполнять развивающие и информирующие функции по отношению к молодежи.

Уход  телевидения от социальной ответственности выглядит особенно странным с учетом того, что 6 крупнейших телеканалов принадлежат напрямую или опосредованно государству. Однако государство использует их ресурсы почти исключительно для пропаганды в интересах власти, в остальном давая свободу телеканалам зарабатывать на рекламе, опускаясь при этом до уровня массовой аудитории, а не приподнимая его. Исключением является телеканал «Культура», однако его основную аудиторию составляют зрители старшего возраста, молодежи же он не интересен и непонятен. Молодежь, по данным самого телеканала, составляет всего лишь 15% аудитории.4 Все эти цифры дают четкое представление о том, чего ждет молодежь от телевидения, какие программы и информацию она предпочитает или игнорирует.

       Подобную информационную политику государства трудно считать случайностью. Налицо, все большая унификация и огосударствление телеканалов «сверху», основу программ которых составляют сериалы, старое кино, эстрадные концерты, юмор. Недостаточное информирование граждан и их пристрастие к «тележвачке» и «телемылу» – хорошие помощники для «промывания мозгов» и внушения любых идеологем, отучающие граждан от действий в защиту своих интересов и, напротив, приучающие верить в любую «демагогию» с экрана. Этому также способствует восприятие публичной политики как «шоу», мало на что влияющего «цирка». Четким индикатором этого можно считать результаты ЛДПР и В.Жириновского на выборах, упавшие с 23% в 1993 году до 2,7% к 2000году, но резко возросшие с началом новой информационной политики на ТВ в 2000-е годы. Как отмечает социолог Б. Дубин, нынешняя Россия представляет собой «социум телезрителей, объединенных в их собственном воображении именно тем, что они – только зрители. Телевидение формирует картину мира, отношение к себе и другим людям, к опеке государства и собственной инициативе».5

       Показательно, как в такой информационной среде меняется представление россиян о патриотизме. За последние несколько лет наши сограждане реже, чем раньше, считают, что быть патриотом – значит стремиться к улучшению положения дел в стране (этот показатель упал с 36% до 26%) и работать на ее благо (с 34% до 26%). Причем, именно молодые граждане чаще других склонны считать, что быть патриотом – значит считать, что твоя страна лучше других(23%).6 Усиление «квасного» патриотизма, распространение теорий заговора о внутренних и внешних «врагах России, мечтающих ее разрушить», мифов об «особом пути России» и «особом типе демократии», которые призваны оправдать свертывание гражданских свобод и ущемление социальных прав – напрямую влияют на рост ксенофобских настроений и количество преступлений, совершаемых на почве национальной или религиозной вражды. Параллельное увеличение социального и культурного разрыва между центром и периферией, между относительно успешными группами и всем остальным населением, между молодежью и пожилыми россиянами, между властью и населением, недоверие к политическим институтам, также способствуют растущей неприязни к любым «чужакам».7

       Проявление расовой нетерпимости становится элементом молодежной субкультуры. Именно молодежь наиболее часто высказывается в поддержку лозунга «Россия для русских».13 35% молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, а 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.8 По данным исследовательского центра «Сова», около 15% разделяют националистические взгляды «в наиболее жестких нацистских формах», а численность «бритоголовых» доходит до 50 тысяч человек, из которых 25-30 тысяч практикуют насилие.9

       Слабое знание истории, а также культуры других народов России и мира, разделение с недавнего времени школьников на группы для изучения разных религий – создают благоприятную почву для роста экстремизма и национализма в молодежной среде. При этом так называемое «патриотическое воспитание» отнюдь не способствует знанию истории. В 2007 году ВЦИОМ обнародовал данные о том, насколько хорошо наши соотечественники знают историю России и могут ли они правильно ответить на вопросы ЕГЭ по этому предмету.10 Как оказалось, более половины россиян (54%) не проявляют особого интереса к истории, а самостоятельно изучают ее (читают тематические книги, смотрят исторические фильмы, посещают музеи) лишь 7% из них. 18% молодежи и вовсе никогда не проявляли интереса к прошлому страны.

       Точную дату начала Великой Отечественной войны не знает каждый девятый россиянин, при этом наименьшее число ответивших правильно – в возрастной группе от 18 до 24 лет. Молодежь плохо знает и сталинскую эпоху. Наибольшие затруднения у молодежи вызывает вопрос о жертвах сталинских репрессий, в частности, 88%молодых респондентов не могут назвать ни одной фамилии репрессированных.11 При этом среди граждан моложе 35 лет – 39% относятся к Сталину позитивно и лишь 30% – негативно.12 Положительно воспринимают идею установить новые памятники вождю около 13% молодых людей, 34% – выражают безразличие к этому вопросу.13 40% затрудняются дать какую-либо оценку эпохе застоя. Отношение к перестройке и Михаилу Горбачеву также во многом неопределенное – положительно этот период воспринимают 9% молодежи, отрицательно – 23%, а затрудняются ответить или относятся нейтрально – порядка 68%.14

       Телевидение – главный создатель кумиров и тех, кто является в глазах молодежи элитой. ТВ создает образ мечты для современной молодежи и демонстрирует, как ее осуществить. Важно отметить несколько уроков, которые получает зритель в этой школе: 1) урок работы локтями: на телевидении идет немало программ, где основная суть действия – жесткая конкурентная борьба и вышибание из игры конкурентов; 2) урок дилетантизма: за несколько месяцев можно с легкостью стать танцором или научиться кататься на коньках; создается образ элиты, входя в которую, можно с легкостью менять профессии и в любом случае оставаться «звездой», независимо от того, что ты сделал в жизни действительно стоящего; 3) урос семейственности и кумовства: телевидение демонстрирует важность для продвижения в жизни родства и дружеских связей, создают привлекательный образ детей, жен и родственников «звезд» и высокопоставленных чиновников, достигающих успеха в бизнесе, эстраде, политике или на госслужбе; возникает представление о новой потомственной «аристократии» в России в разных сферах общества; 4) урок неразборчивости в средствах: молодежи наглядно демонстрируют, что за деньги можно сделать почти все.        Телевидение создает у молодежи представление об идеальном образе жизни: тусовках, богатстве, развлечениях. В этом мире нет места гражданской позиции, высокому искусству, интеллектуальным книгам. Здесь господствуют узкокорыстные интересы, мелодрама, суеверие, мистика и культ силы.

       Все те же тенденции мы наблюдаем и в других случаях. Молодежь предпочитает слушать музыкально-развлекательные радиостанции без новостей, читать «глянцевые журналы». В 1991 году 60% молодежи ежедневно читали газеты и журналы, в 2009 году эта цифра составляет менее 20%.15Социологи отмечают, что даже среди образованных групп в чтении преобладают «ориентация на пассивно адаптивный тип культурного поведения и потребления, отказ от анализа современности, склонность к развлечению и эскапизму, усреднение вкусов, ностальгия по «прошлому».16       Существенно снизились цифры, связанные с невизуальным досугом, прежде всего процент молодежи, читающей книги. 26% молодежи от 18 до 24 лет говорят, что не читают художественную литературу вообще.17 В этой же возрастной группе большую часть составляют студенты гуманитарных вузов, вынужденные читать книги, чтобы сдать экзамены, но после окончания университета процент не читающих еще более возрастает.

        При этом всего 1% молодежи читает книги через Интернет, так что надежды на новейшие технологии, как средство приобщения молодежи к чтению классики – пока не слишком основательны. По данным социологов, Интернет используется, прежде всего, для развлечения, реже – для учебы.          Одно из излюбленных занятий молодежи – посещение социальных сетей. Три четверти молодых сограждан в возрасте до 25 лет и 57% среди тех, кому 25-34 имеют странички в таких сетях. Причем общение в «Одноклассниках» или «В Контакте» используется молодыми людьми, по их собственному признанию, и как способ снять напряжение (23%). Такой вариант борьбы со стрессом входит в пятерку наиболее популярных – наряду с «живым» общением с родными и друзьями (51%), музыкой (35%), фильмами (26%), компьютерными играми и бесцельным валянием на диване (по 19%).18

       Стремлением к развлекательности определяется и выбор молодежи в сфере досуга: по данным компании «Башкирова и партнеры» сегодня со значительным отрывом лидирует кино, далее – концерты и дискотеки, только затем – театр, выставки и музеи.

       Статистика кассовых сборов демонстрирует, что наибольшей популярностью у молодого зрителя пользуются блокбастеры, а также отечественные попытки подражать им. Почти весь прочий кинематограф остается уделом узкой аудитории.

       Как подобное информационно-культурное пространство сказывается на обществе? Социологи ФОМ получили любопытные данные, связанные с понятием «духовность». Те, кто понимает под этим словом «религиозность» (25%), в большинстве своем полагают, что по сравнению с советским обществом духовности сегодня больше.19

       Все прочие (определившие духовность как «нравственность», «положительные качества человека», «ум, образованность») отмечают, что ее значительно меньше. Это еще один тренд современного российского общества: заметный и зримый рост религиозности сопровождается моральным упадком.

В целом, сегодняшнее информационное пространство, окружающее молодежь, не дает необходимых знаний о мире, не раскрывает перед молодыми людьми сложность жизни и происходящих в ней процессов, а подменяет их развлечением и примитивными схемами, зачастую внедряемыми в интересах людей у власти. Это пространство не способствует постижению молодежью культурных кодов страны, самопознанию и саморазвитию.

       С уверенностью можно сказать: информационная среда, свитая в 2000-е годы, противостоит самой идее развития личности, создания ею инноваций и приращения смыслов. Задача этой среды – уплощение смыслов (с неизбежным их искажением) и манипулирование людьми с их помощью. 

Список  литературы:

1.Российское  телевидение и молодежь //Исследование  Левада-Центр, 2009 //

http://www.levada.ru/press/2009090802.html 

2.«Дом-2»  смотрят люди образованные и  неженатые //Пресс-релиз ВЦИОМ, 2006

//http://wciom.ru/novosti/publikacii-v-smi/publikacija/single/2590.html 

3.Сайт TNS Россия //http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/tv/

4.Сайт  Телеканала «Культура», 22.07.2004 //http://www.tvkultura.ru/ news.htmlid=7928

5.Дубин  Б., Зоркая Н. Чтение в России  – 2008. Тенденции и проблемы. М. 2008. С.71.

6.Патриотизм: настоящий и «квасной» //ВЦИОМ,  Пресс-выпуск №1513, 2010 //http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/13576.html

7.Дубин  Б., Зоркая Н. Там же. С.70.

8.Россия  для русских или для всех  россиян? //Исследование Левада-центр, 2009 //http://www.levada.ru/press/2009120702.html

9.Стратегия  государственной молодежной политики  РФ на период до 2016 года.

10.В  России растет экстремизм в  среде молодежи //NEWSru.com, 17.07.2007 //http://www.newsru.com/russia/17jul2007/extremaly.html. Лишь 2% россиян сдали бы ЕГЭ по истории на «отлично» //ВЦИОМ, Пресс-выпуск № 783, 2007 // http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/814.html 

Информация о работе СМИ, Интернет и культура в жизни современной российской молодежи