Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:47, доклад
Нужно сказать о роли телевидения в формировании ценностей и жизненных ориентиров молодежи. По данным Левада-Центра молодые россияне меньше смотрят телевизор, чем их сверстники в начале 1990-х годов. 75% опрошенных молодых людей в возрасте до 25 лет сказали, что смотрят его ежедневно или почти каждый день (в 1990-м году так ответили 88%).
УДК 008.001.ББК 71.4
СМИ, Интернет и культура в жизни современной российской молодежи
Нужно сказать о роли телевидения в формировании ценностей и жизненных ориентиров молодежи. По данным Левада-Центра молодые россияне меньше смотрят телевизор, чем их сверстники в начале 1990-х годов. 75% опрошенных молодых людей в возрасте до 25 лет сказали, что смотрят его ежедневно или почти каждый день (в 1990-м году так ответили 88%).1 Снижение связано с активным использованием Интернета – каждый или почти каждый день в него выходят 50% студентов и учащихся. Тем не менее, нельзя говорить о серьезном снижении влияния телевидения на молодежь. Если вернуться к списку известных людей, являющихся для молодежи идеалом, то почти все они популярны и знамениты ,благодаря ТВ.
Данные Института социологии РАН показывают, что телевизионные пристрастия молодежи выглядят иначе, нежели у старших поколений. Так, 43% опрошенных назвали в числе своих любимых телеканалов СТС, 21% – Муз-ТВ, 18% – «Спорт» (с 2010 года «Россия-2»), 16% – MTV. ВЦИОМ дает аналогичную картину для молодежи до 21 года, уточняя, что к числу любимых «кнопок» добавляется ТНТ. При этом самая популярная среди молодежной аудитории программа – «Дом-2». Молодежь считает «Дом-2» важной образовательной программой на российском телевидении, при этом четверть взрослых россиян, опрошенных ВЦИОМ, также считают проект полезным.2 Согласно данным TNS Россия, канал ТНТ в 2010 году
занимал
первую строчку в рейтингах
Сегодняшнее телевидение практически перестало выполнять развивающие и информирующие функции по отношению к молодежи.
Уход телевидения от социальной ответственности выглядит особенно странным с учетом того, что 6 крупнейших телеканалов принадлежат напрямую или опосредованно государству. Однако государство использует их ресурсы почти исключительно для пропаганды в интересах власти, в остальном давая свободу телеканалам зарабатывать на рекламе, опускаясь при этом до уровня массовой аудитории, а не приподнимая его. Исключением является телеканал «Культура», однако его основную аудиторию составляют зрители старшего возраста, молодежи же он не интересен и непонятен. Молодежь, по данным самого телеканала, составляет всего лишь 15% аудитории.4 Все эти цифры дают четкое представление о том, чего ждет молодежь от телевидения, какие программы и информацию она предпочитает или игнорирует.
Подобную информационную политику государства трудно считать случайностью. Налицо, все большая унификация и огосударствление телеканалов «сверху», основу программ которых составляют сериалы, старое кино, эстрадные концерты, юмор. Недостаточное информирование граждан и их пристрастие к «тележвачке» и «телемылу» – хорошие помощники для «промывания мозгов» и внушения любых идеологем, отучающие граждан от действий в защиту своих интересов и, напротив, приучающие верить в любую «демагогию» с экрана. Этому также способствует восприятие публичной политики как «шоу», мало на что влияющего «цирка». Четким индикатором этого можно считать результаты ЛДПР и В.Жириновского на выборах, упавшие с 23% в 1993 году до 2,7% к 2000году, но резко возросшие с началом новой информационной политики на ТВ в 2000-е годы. Как отмечает социолог Б. Дубин, нынешняя Россия представляет собой «социум телезрителей, объединенных в их собственном воображении именно тем, что они – только зрители. Телевидение формирует картину мира, отношение к себе и другим людям, к опеке государства и собственной инициативе».5
Показательно, как в такой информационной среде меняется представление россиян о патриотизме. За последние несколько лет наши сограждане реже, чем раньше, считают, что быть патриотом – значит стремиться к улучшению положения дел в стране (этот показатель упал с 36% до 26%) и работать на ее благо (с 34% до 26%). Причем, именно молодые граждане чаще других склонны считать, что быть патриотом – значит считать, что твоя страна лучше других(23%).6 Усиление «квасного» патриотизма, распространение теорий заговора о внутренних и внешних «врагах России, мечтающих ее разрушить», мифов об «особом пути России» и «особом типе демократии», которые призваны оправдать свертывание гражданских свобод и ущемление социальных прав – напрямую влияют на рост ксенофобских настроений и количество преступлений, совершаемых на почве национальной или религиозной вражды. Параллельное увеличение социального и культурного разрыва между центром и периферией, между относительно успешными группами и всем остальным населением, между молодежью и пожилыми россиянами, между властью и населением, недоверие к политическим институтам, также способствуют растущей неприязни к любым «чужакам».7
Проявление расовой нетерпимости становится элементом молодежной субкультуры. Именно молодежь наиболее часто высказывается в поддержку лозунга «Россия для русских».13 35% молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, а 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.8 По данным исследовательского центра «Сова», около 15% разделяют националистические взгляды «в наиболее жестких нацистских формах», а численность «бритоголовых» доходит до 50 тысяч человек, из которых 25-30 тысяч практикуют насилие.9
Слабое знание истории, а также культуры других народов России и мира, разделение с недавнего времени школьников на группы для изучения разных религий – создают благоприятную почву для роста экстремизма и национализма в молодежной среде. При этом так называемое «патриотическое воспитание» отнюдь не способствует знанию истории. В 2007 году ВЦИОМ обнародовал данные о том, насколько хорошо наши соотечественники знают историю России и могут ли они правильно ответить на вопросы ЕГЭ по этому предмету.10 Как оказалось, более половины россиян (54%) не проявляют особого интереса к истории, а самостоятельно изучают ее (читают тематические книги, смотрят исторические фильмы, посещают музеи) лишь 7% из них. 18% молодежи и вовсе никогда не проявляли интереса к прошлому страны.
Точную дату начала Великой Отечественной войны не знает каждый девятый россиянин, при этом наименьшее число ответивших правильно – в возрастной группе от 18 до 24 лет. Молодежь плохо знает и сталинскую эпоху. Наибольшие затруднения у молодежи вызывает вопрос о жертвах сталинских репрессий, в частности, 88%молодых респондентов не могут назвать ни одной фамилии репрессированных.11 При этом среди граждан моложе 35 лет – 39% относятся к Сталину позитивно и лишь 30% – негативно.12 Положительно воспринимают идею установить новые памятники вождю около 13% молодых людей, 34% – выражают безразличие к этому вопросу.13 40% затрудняются дать какую-либо оценку эпохе застоя. Отношение к перестройке и Михаилу Горбачеву также во многом неопределенное – положительно этот период воспринимают 9% молодежи, отрицательно – 23%, а затрудняются ответить или относятся нейтрально – порядка 68%.14
Телевидение – главный создатель кумиров и тех, кто является в глазах молодежи элитой. ТВ создает образ мечты для современной молодежи и демонстрирует, как ее осуществить. Важно отметить несколько уроков, которые получает зритель в этой школе: 1) урок работы локтями: на телевидении идет немало программ, где основная суть действия – жесткая конкурентная борьба и вышибание из игры конкурентов; 2) урок дилетантизма: за несколько месяцев можно с легкостью стать танцором или научиться кататься на коньках; создается образ элиты, входя в которую, можно с легкостью менять профессии и в любом случае оставаться «звездой», независимо от того, что ты сделал в жизни действительно стоящего; 3) урос семейственности и кумовства: телевидение демонстрирует важность для продвижения в жизни родства и дружеских связей, создают привлекательный образ детей, жен и родственников «звезд» и высокопоставленных чиновников, достигающих успеха в бизнесе, эстраде, политике или на госслужбе; возникает представление о новой потомственной «аристократии» в России в разных сферах общества; 4) урок неразборчивости в средствах: молодежи наглядно демонстрируют, что за деньги можно сделать почти все. Телевидение создает у молодежи представление об идеальном образе жизни: тусовках, богатстве, развлечениях. В этом мире нет места гражданской позиции, высокому искусству, интеллектуальным книгам. Здесь господствуют узкокорыстные интересы, мелодрама, суеверие, мистика и культ силы.
Все те же тенденции мы наблюдаем и в других случаях. Молодежь предпочитает слушать музыкально-развлекательные радиостанции без новостей, читать «глянцевые журналы». В 1991 году 60% молодежи ежедневно читали газеты и журналы, в 2009 году эта цифра составляет менее 20%.15Социологи отмечают, что даже среди образованных групп в чтении преобладают «ориентация на пассивно адаптивный тип культурного поведения и потребления, отказ от анализа современности, склонность к развлечению и эскапизму, усреднение вкусов, ностальгия по «прошлому».16 Существенно снизились цифры, связанные с невизуальным досугом, прежде всего процент молодежи, читающей книги. 26% молодежи от 18 до 24 лет говорят, что не читают художественную литературу вообще.17 В этой же возрастной группе большую часть составляют студенты гуманитарных вузов, вынужденные читать книги, чтобы сдать экзамены, но после окончания университета процент не читающих еще более возрастает.
При этом всего 1% молодежи читает книги через Интернет, так что надежды на новейшие технологии, как средство приобщения молодежи к чтению классики – пока не слишком основательны. По данным социологов, Интернет используется, прежде всего, для развлечения, реже – для учебы. Одно из излюбленных занятий молодежи – посещение социальных сетей. Три четверти молодых сограждан в возрасте до 25 лет и 57% среди тех, кому 25-34 имеют странички в таких сетях. Причем общение в «Одноклассниках» или «В Контакте» используется молодыми людьми, по их собственному признанию, и как способ снять напряжение (23%). Такой вариант борьбы со стрессом входит в пятерку наиболее популярных – наряду с «живым» общением с родными и друзьями (51%), музыкой (35%), фильмами (26%), компьютерными играми и бесцельным валянием на диване (по 19%).18
Стремлением к развлекательности определяется и выбор молодежи в сфере досуга: по данным компании «Башкирова и партнеры» сегодня со значительным отрывом лидирует кино, далее – концерты и дискотеки, только затем – театр, выставки и музеи.
Статистика кассовых сборов демонстрирует, что наибольшей популярностью у молодого зрителя пользуются блокбастеры, а также отечественные попытки подражать им. Почти весь прочий кинематограф остается уделом узкой аудитории.
Как подобное информационно-культурное пространство сказывается на обществе? Социологи ФОМ получили любопытные данные, связанные с понятием «духовность». Те, кто понимает под этим словом «религиозность» (25%), в большинстве своем полагают, что по сравнению с советским обществом духовности сегодня больше.19
Все прочие (определившие духовность как «нравственность», «положительные качества человека», «ум, образованность») отмечают, что ее значительно меньше. Это еще один тренд современного российского общества: заметный и зримый рост религиозности сопровождается моральным упадком.
В целом, сегодняшнее информационное пространство, окружающее молодежь, не дает необходимых знаний о мире, не раскрывает перед молодыми людьми сложность жизни и происходящих в ней процессов, а подменяет их развлечением и примитивными схемами, зачастую внедряемыми в интересах людей у власти. Это пространство не способствует постижению молодежью культурных кодов страны, самопознанию и саморазвитию.
С уверенностью можно сказать: информационная
среда, свитая в 2000-е годы, противостоит
самой идее развития личности, создания
ею инноваций и приращения смыслов. Задача
этой среды – уплощение смыслов (с неизбежным
их искажением) и манипулирование людьми
с их помощью.
Список литературы:
1.Российское телевидение и молодежь //Исследование Левада-Центр, 2009 //
http://www.levada.ru/press/
2.«Дом-2» смотрят люди образованные и неженатые //Пресс-релиз ВЦИОМ, 2006
//http://wciom.ru/novosti/
3.Сайт
TNS Россия //http://www.tns-global.ru/
4.Сайт Телеканала «Культура», 22.07.2004 //http://www.tvkultura.ru/ news.htmlid=7928
5.Дубин Б., Зоркая Н. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы. М. 2008. С.71.
6.Патриотизм:
настоящий и «квасной» //ВЦИОМ,
7.Дубин Б., Зоркая Н. Там же. С.70.
8.Россия
для русских или для всех
россиян? //Исследование Левада-центр,
2009 //http://www.levada.ru/press/
9.Стратегия
государственной молодежной
10.В
России растет экстремизм в
среде молодежи //NEWSru.com, 17.07.2007 //http://www.newsru.com/
Информация о работе СМИ, Интернет и культура в жизни современной российской молодежи