Сказкотерапия как коррекционный инструмент в различных возрастных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.
Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Содержание

1.Введение……………………….………………………..................................3
2.Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми..……..……….….……………..……………….….……………….4
3.Глава 2. Сказкотерапевтические методы…………………………………13
4.Заключение…………………………………………………...…………...18
5.Список литературы………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

к.р. сказкотерапия как коррекционный инструмент в разных возрастных группах.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство  по образованию 

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 «Самарский  государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: «Сказкотерапия как коррекционный инструмент

 в разных  возрастных группах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Черникова А. Ю.

Проверила: Глухова Т.Г.

 

 

 

 

 

 

2012 г.

Содержание 

1.Введение……………………….………………………..................................3

2.Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми..……..……….….……………..……………….….……………….4

3.Глава 2. Сказкотерапевтические методы…………………………………13

4.Заключение…………………………………………………...…………...18

5.Список литературы………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

Это связано  с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

    Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

    Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

    В кратчайшие сроки возможно проработать с клиентом стрессовые или конфликтные ситуации. С детьми проработать всевозможные страхи. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической  работы с детьми и взрослыми

 

    Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [6].

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В. [1], сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

    Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [10].

    В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [7].

    Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

Ткач Р.М. [9] в  своей книге «Сказкотерапия детских  проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для  детей, которые испытывают страхи  темноты, страх пред медицинским  кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных  детей.

3. Сказки для агрессивных  детей.

4.Сказки для детей,  страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д;

5. Сказки для детей,  которые столкнулись с проблемами  семейных отношений. В случае  развода родителей. В случае  появления нового члена семьи.  Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей  в случае потерь значимых людей  или любимых животных. 
 

Жанры, используемые в сказкотерапии

    По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

    Как пишет Вачков И.В. [1], главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

    Остановимся на нескольких приемах, которые очень хорошо зарекомендовали в психологическом консультировании. Это работа с   притчей  и   работа со   сказкой.   Для   нас важно   выявить функции притч и сказок. 
 

Функция притч

    Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так и с подростками.

    При семейном и индивидуальном консультировании также  достаточно часто используются истории, притчи, афоризмы, метафоры,сказки и анекдоты.

    По мнению Н. Пезешкиана [11]: «Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное  и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.

Если истории  и притчи при психологическом  консультировании  подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты.

    Истории предлагают различные варианты действий.

После знакомства с семьей и выявлением ее актуальных проблем психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы.

Одна  из важных функций истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта».

 

Функции сказок

    Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [6].   

1.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.  

2.  Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: 

  • о жизненно важных явлениях; 
  • о жизненных ценностях; 
  • о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

 

  3.  В сказке в символической форме содержится информация о том:   

  • как устроен этот мир, кто его создал;   
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;   
  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;   
  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;   
  • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;   
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;   
  • какими ценностями руководствоваться в жизни;   
  • как строить отношения с родителями и детьми;   
  • как прощать.

 

 

 Типологии  сказок

    Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет  шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

Художественные  сказки

    К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

Народные сказки

    Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь  несколько слов надо отдельно сказать  о сюжетах сказок.

    Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.     

 Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.    

    Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"  

     Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.    

Для повышения  стрессоустойчивости и «отыгрывания»  напряжения полезно использовать рассказывание  страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.     

    Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [5].

    Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

Авторские художественные сказки

    Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!). 
Дидактические сказки

    В форме дидактических сказок подаются учебные задания.  
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Психокоррекционные  сказки

    Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:     

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют  делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные  сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.     

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей  с проблемой ребенка.     

Из-за этого…

Показано в  чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.     

Кульминация.

Герои сказки справляются  с трудностями.     

Развязка.

Развязка терапевтической  сказки должна быть позитивной.     

Информация о работе Сказкотерапия как коррекционный инструмент в различных возрастных группах