Система социального обеспечения Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:25, реферат

Описание работы

Базовыми характеристиками системы социального обеспечения Германии являются:
определяющая роль принадлежит институту обязательного социального страхования , на долю которого приходится более 70% всех финансовых ресурсов, а в круге застрахованных находятся все наемные работники и большинство самозанятых;
размер обязательных страховых взносов, пособий и пенсий (в системе обязательного страхования ) ориентирован на замещение заработной платы в высоких к ней соотношениях (60-75%);

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 21.00 Кб (Скачать)


Система социального обеспечения Германии

 

Базовыми характеристиками системы социального обеспечения Германии являются:

определяющая роль принадлежит институту обязательного социального страхования , на долю которого приходится более 70% всех финансовых ресурсов, а в круге застрахованных находятся все наемные работники и большинство самозанятых;

размер обязательных страховых взносов, пособий и пенсий (в системе обязательного страхования ) ориентирован на замещение заработной платы в высоких к ней соотношениях (60-75%);

институты дополнительного добровольного страхования (на уровне предприятия и индивидуального страхования ) играют вспомогательную роль, их значение наиболее весомо для высокодоходных групп населения;

страховая защита с помощью обязательного пенсионного страхования включает в свой круг не только выплаты пенсий по старости, по инвалидности и по потере кормильца, но также и услуги по реабилитации.

Применяемая модель социального страхования характеризуется демократичностью управления, прозрачностью финансовых потоков, некоммерческим характером страховых организаций, находящихся под государственным правовым и финансовым контролем.

В системе обязательного социального страхования (пенсионного и страхования от несчастных случаев на производстве) функционируют высокоразвитые медицинские и реабилитационные центры, услуги которых предоставляются всем нуждающимся в них застрахованным.

В 1957 году в ФРГ была осуществлена масштабная пенсионная реформа, в результате которой размер законодательно установленной пенсии составил не менее 60% средней заработной платы (очищенной от налогов). Пенсия стала выполнять в полной мере функцию замещения заработной платы.

Пенсионная реформа 1972 года ввела законодательно оформленное пенсионное страхование для всех граждан (включая самозанятых) и установила гибкую границу пенсионного возраста, позволяющую работнику досрочно выйти на пенсию по состоянию здоровья. Было также признано право на минимальную пенсию6 и сформулированы правила назначения работодателями дополнительных пенсий. В итоге сформировалась современная система социальной защиты, состоящая из четырех частей.

1.Обязательное пенсионное страхование рабочих и служащих, ряда категорий самозанятых лиц (ремесленники, надомники и др.), лиц свободных профессий, фермеров, членов их семей и др. Обязательное пенсионное страхование охватывает 78 процентов населения в возрасте от 15 до 65 лет. Выплаты в этой системе составляют примерно 63 процента всех услуг, предоставляемых системой социального обеспечения пожилым людям.

В 1992 году обязательное пенсионное страхование приспособили к сформировавшимся к началу XXI века устойчивым тенденциям, связанным с изменением демографических и экономических условий. Учтено было и предстоявшее увеличение расходов на развитие восточных земель. Принцип эквивалентности (при котором размер социальных выплат зависел от суммы взносов) был сохранен, а повышение пенсии происходило на основе "динамизированной формулы пенсии": ежегодно в первом квартале правительство своим специальным постановлением (после одобрения Бундесратом) устанавливает "актуализированный размер пенсии".

2.Помимо пенсий, выплачиваемых в системе обязательного пенсионного страхования , многие работодатели добровольно выплачивают еще и пенсии по старости от предприятий – в соответствии с Законом об улучшении производственного обеспечения по старости (1975г.), трудовым и налоговым правом и уставами предприятий. Договорами о таких пенсиях охвачена почти половина всех работников Германии.

3.Частное пенсионное обеспечение на добровольной основе включает в себя покупку недвижимости, ценных бумаг, долгосрочные сберегательные вклады, страхование жизни или заключение индивидуальных договоров о пенсионном страховании .

Состояние обязательного пенсионного страхования зависит прежде всего от поступления доходов. По прогнозам ОЭСР, германское общество будет стареть быстрее, чем в других странах Европы: к 2030 году доля населения в возрасте старше 65 лет повысится в Германии примерно на 13,5 процентных пункта (в среднем по Европе – на 9,6). Доля же молодых граждан сокращается: если в начале 70-х моложе 20 лет было примерно 30 процентов населения, то сейчас – только 20 процентов; к 2030 году она может упасть до 15 процентов, а к 2050-му сократится и общая численность населения. Это грозит затяжным кризисом всей системы обязательного пенсионного страхования , единственный выход из которого – структурная реформа.

4.Четвертым столпом пенсионной системы страны является институт социальных пенсий и ежемесячных пособий, предоставляемых на основе проверки нуждаемости.

Таким образом, определяющее значение в пенсионной системе Германии играет установленное законом обязательное пенсионное страхование . Застрахованный работник, получавший заработную плату, равную средней заработной плате по стране, при наличии 45 лет страхового стажа будет получать пенсию в размере 2000 евро. Это равняется примерно 70% «чистой» средней зарплаты работников (после вычетов). Средний же размер дополнительной пенсии, предоставляемой предприятием, составляет 500-600 евро (т.е. четвертую часть от страховой).

Страховой тариф по обязательному пенсионному страхованию равняется 19,2% от установленного размера заработной платы, облагаемой страховыми взносами. При этом, работники и работодатели уплачивают половину этого взноса (паритетная раскладка финансового бремени).

При определенных условиях для повышения размера пенсии могут быть также засчитаны и некоторые периоды времени, в течение которых застрахованные лица не уплачивали страховые взносы (например, периоды воспитания детей до возраста трех лет, периоды обучения в университете, периоды безработицы и ряд других). Эти и другие так называемые "мероприятия по социальному выравниванию" дополняют принцип зависимости размера пенсии от размера зарплаты и факта уплаты страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования .

В добровольном корпоративном и индивидуальном пенсионном страховании подобные механизмы не предусмотрены.

В обязательном пенсионном страховании Германии примерно треть общего объема пенсионных выплат обеспечивается за счет «мероприятий по социальному выравниванию», которые покрываются за счет дотаций государства. Финансирование обязательного пенсионного страхования основано на текущих страховых взносах и предусматривает наличие страховых резервов.

В 2004 году приняты законы, предусматривающие частичную трансформацию пенсионной системы и повышение в ней роли капитализированной части пенсионных накоплений с помощью следующих мер:

достижение долгосрочной стабилизации общих ставок страховых пенсионных взносов путем снижения размеров первого уровня (распределительного) путем разумного уменьшения пенсии

(в период 2011-2030 годов) - общее снижение на 6%;

развитие системы частного пенсионного страхования на добровольной основе;

укрепление финансовой базы для размещения капитализированной части пенсионных накоплений (2-го и 3-го уровней) путем внедрения новых проверенных систем сбережений и страховых продуктов и введение общей индивидуальной информации о застрахованных лицах;

внедрение системы базового социального обеспечения, основанной на проверке госорганами нуждаемости граждан в материальном обеспечении, в дополнение к другим видам дохода в старости (вслучае возраста 65+ лет или постоянной инвалидности);

преобразование пенсионного обеспечения по случаю утраты кормильца.

Планируется, что новая система станет формироваться постепенно с тем, чтобы чрезмерно не обременять работников (в 2001 году взнос в частное обеспечение в старости составит около 0,5 проц. номинальной зарплаты, а к 2008-му – уже 4процента). Государство вводит также программу стимулирования сбережений. Рабочие и служащие со средними доходами или ниже средних, а также получатели социальных выплат получат специальную надбавку на дополнительное обеспечение в старости (одинокие – 300 марок в год, супруги – 600 и по 360 марок на каждого ребенка; при этом сохраняются действующие стимулы к приобретению собственности наемными работниками, а также к накоплению сбережений на строительство жилья). У лиц с высокими доходами из налоговой базы будут исключаться суммы, идущие на дополнительное самообеспечение в старости7.

Реформаторы рассчитывают, что из чувства солидарности со своими детьми и внуками нынешние пенсионеры согласятся с временным замедлением роста их пенсий, а молодежь поймет, что выплаты, предусмотренные законом об обязательном страховании , не гарантируют ей сохранения жизненного стандарта при выходе на пенсию, и ответственно отнесется к дополнительному самообеспечению в старости по предложенной реформаторами схеме.

Цель реформы, по мнению ее автора Ристера, заключается в том, чтобы не допустить обеднения граждан в старости и в случае утраты трудоспособности. При начислении пенсий по утрате профессиональной способности или трудоспособности, а также в случае вынужденных перерывов в уплате взносов на обязательное страхование , возникающих до первого поступления на работу, в случае болезни или безработицы, федеральное правительство будет стремиться учитывать положение на рынке труда. Реформа направлена и на улучшение пенсионного страхования женщин, зарплата которых часто бывает ниже среднего уровня из-за прерывания трудового стажа в связи с воспитанием детей. В зависимости от того, сколько времени они на это затратили, предусмотрено повышение шкалы оценок.

Считается, что реформа позволит найти оптимальное сочетание долевого отчисления с дополнительным самообеспечением в старости, при котором в выигрыше окажутся все: и пенсионеры, которые "смогут в будущем получать различные услуги, позволяющие хорошо жить на склоне жизни", и наемные работники, которым не придется нести более тяжкое бремя, нежели хорошо обеспеченным людям, чье частное пенсионное обеспечение поддерживает государство. Речь, таким образом, идет не о постепенной замене существующей системы обязательного пенсионного страхования , а о повышении доли самообеспечения в общей сумме доходов пенсионеров.

В 2001 году Правительством Германии был одобрен план государственного стимулирования (на что предусмотрено выделить несколько миллиардов евро за счет федерального бюджета) дополнительной частной пенсии и принят Закон о признании собственности на жилье условием обеспечения в старости. В это же время были улучшены условия выплаты пенсий по случаю утраты кормильца вдовам (вдовцам), имеющим детей.

По оценкам экспертов8, ставка страхового пенсионного взноса в 2030году повысится на 1,5-2,0 процентных пункта и составит 21,8% заработной платы. Во многом столь невысокий ее рост объясняется принятием государственных мер по сокращению безработицы (с 9 до 2%) и использованию иммигрантов – для заполнения вакансий на рынке труда



Информация о работе Система социального обеспечения Германии