Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 10:45, реферат
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
«Опора
на образованность общества, на качество
человеческого капитала позволит России
сохранить свое место в ряду государств,
способных оказывать влияние
на мировые процессы. Образование
должно помочь России ответить на вызовы,
стоящие перед ней в социальной
и экономической сферах, в обеспечении
национальной безопасности и укреплении
институтов государства. Именно "социальный
заказ" общества и государства
будет определять направления развития
и изменения системы
Конкретное
же видение состояния и перспектив
развития всей системы образования
РФ и ее отдельных уровней отражено
в документе «Федеральная программа
развития образования», во введении которой
подчеркивается: «Федеральная программа
развития образования … в соответствии
с Законом Российской Федерации
"Об образовании" является организационной
основой государственной
О
проблемах и направлениях
развития Российской
системы образования
Основные проблемы системы образования
Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим трем:
1. недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);
2. плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);
3. низкая заработная плата педагогов.
4. доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы — и от места проживания.
Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:
— общее среднее — устаревшая структура, перегруженность школьных программ;
—
начальное и среднее
— высшее — особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.
Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:
Основные меры и направления в системе образования РФ
В дошкольном образовании:
«-
разработка и внедрение федерально-
-
введение раздельного
-
разработка нормативно-
В общем среднем образовании:
«-
перевод общеобразовательных
-
осуществление комплекса мер,
направленных на изменение
-
получение
-
создание при
-
разработка стандартов
-
разработка федерально-
-
акцент в деятельности школы
на воспитание детей, особенно
- на формирование навыков
-
широкое внедрение в общее
образование современных
В
начальном и среднем
«- пересмотр номенклатуры специальностей и профессий начального и среднего профессионального образования в сторону их укрупнения, с учетом современных и перспективных потребностей общества;
-
повышение роли субъектов
-
разработка нового поколения
стандартов начального и
-
разработка нормативов
-
принятие нормативно-правовых
В высшем профессиональном образовании:
«- введение конкурсного распределения государственного заказа на подготовку специалистов;
-
разработка механизмов
-
разработка нового поколения
государственных стандартов
-
повышение роли субъектов
- развитие практики соучреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;
-
разработка новых, более
-
введение государственных
- создание более справедливого доступа к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов».
По существу, речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования, для чего необходимо решить следующие задачи:
«—
обеспечение государственных
— достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
— формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
— повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
—
развитие образования как открытой
государственно-общественной системы
на основе распределения ответственности
между субъектами образовательной
политики и повышения роли всех участников
образовательного процесса — обучающегося,
педагога, родителя, образовательного
учреждения».
Библиография используемой литературы
1.
Закон Российской Федерации «
2.
Матвиенко В. Образовательная
политика России на
3. Россия и страны мира / Статистический сборник..— М., Госкомстат России. — 2002.
4.
Высшее и среднее
5. Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность
6.
Основные направления
7.
Федеральная программа
8.
Концепция модернизации