Система образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 10:45, реферат

Описание работы

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.41 Кб (Скачать)

     «Опора  на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние  на мировые процессы. Образование  должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении  национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства  будет определять направления развития и изменения системы образования  России в первом десятилетии 21 века».

     Конкретное  же видение состояния и перспектив развития всей системы образования  РФ и ее отдельных уровней отражено в документе «Федеральная программа  развития образования», во введении которой  подчеркивается: «Федеральная программа  развития образования … в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной  основой государственной политики Российской Федерации в области  образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые  учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона  и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования  к ведению субъектов Российской Федерации».  
 
 
 
 

О проблемах и направлениях развития Российской системы образования 

       Основные проблемы  системы образования 

     Если  говорить о проблемах образования  в связи с общим экономическим  положением в стране, то в целом  они сводятся к следующим трем:

     1. недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

     2. плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

     3. низкая заработная плата педагогов.

     4. доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы — и от места проживания.

     Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования  по основным уровням:

     — общее среднее — устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

     — начальное и среднее профессиональное — разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

     — высшее — особенности создания негосударственных  вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных  вузов не всегда качественно функционирующих.

     Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких  факторов, как:

    • большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;
    • отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;
    • большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

Основные  меры и направления  в системе образования  РФ

     В дошкольном образовании:

     «- разработка и внедрение федерально-региональных стандартов и нормативов финансирования дошкольного образования;

     - введение раздельного финансирования  дошкольного обучения (за счет  бюджетов соответствующих уровней  в пределах государственных стандартов) и содержания детей (в зависимости  от доходов на каждого члена  семьи);

     - разработка нормативно-правовых  актов по стимулированию финансирования (или софинансирования) учреждений дошкольного образования предприятиями различных форм собственности».

     В общем среднем образовании:

     «- перевод общеобразовательных учреждений на уровень субъектов Федерации, с возможностью делегирования местным  властям части полномочий по содержанию общеобразовательных школ;

     - осуществление комплекса мер,  направленных на изменение социального  статуса учителя; 

     - получение общеобразовательными  школами статуса юридических  лиц; 

     - создание при общеобразовательных  школах попечительских советов; 

     - разработка стандартов содержания  общего образования; 

     - разработка федерально-региональных  нормативов финансирования общеобразовательных  учреждений;

     - акцент в деятельности школы  на воспитание детей, особенно - на формирование навыков здорового  образа жизни; 

     - широкое внедрение в общее  образование современных информационных  технологий обучения, в том числе  дистанционного» [2, с. 18-19].

     В начальном и среднем профессиональном образовании:

     «- пересмотр номенклатуры специальностей и профессий начального и среднего профессионального образования  в сторону их укрупнения, с учетом современных и перспективных  потребностей общества;

     - повышение роли субъектов Федерации  в определении структуры и  объемов подготовки рабочих и  специалистов среднего звена; 

     - разработка нового поколения  стандартов начального и среднего  профессионального образования; 

     - разработка нормативов финансирования  учреждений начального и среднего  профессионального образования; 

     - принятие нормативно-правовых актов,  стимулирующих софинансирование предприятиями различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов среднего звена на базе учреждений начального и среднего профессионального образования» [2, с. 19].

     В высшем профессиональном образовании:

     «- введение конкурсного распределения  государственного заказа на подготовку специалистов;

     - разработка механизмов софинансирования высшего образования непосредственно гражданами - на основе государственных именных финансовых обязательств;

     - разработка нового поколения  государственных стандартов высшего  образования с учетом современных  и перспективных потребностей  государства, общества, личности;

     - повышение роли субъектов Российской  Федерации как в определении  структуры и объемов подготовки  специалистов, так и в о оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);

     - развитие практики соучреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;

     - разработка новых, более жестких,  требований к аттестации и  аккредитации вузов, в первую  очередь - филиалов и негосударственных; 

     - введение государственных возвратных  субсидий или образовательных  кредитов для получения высшего  образования (частично или полностью  погашаемых государством при  работе выпускника по государственному  распределению);

     - создание более справедливого  доступа к высшему образованию  на основе экспериментальной  отработки системы единых государственных экзаменов».

     По  существу, речь идет о создании надежного  механизма устойчивого развития системы образования, для чего необходимо решить следующие задачи:

     «—  обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

     — достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального  образования;

     — формирование в системе образования  нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

     — повышение социального статуса  и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

     — развитие образования как открытой государственно-общественной системы  на основе распределения ответственности  между субъектами образовательной  политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения». 
 
 
 
 
 

     Библиография  используемой литературы

     1. Закон Российской Федерации «Об  образовании» / Собрание Законодательства  Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 — ФЗ.

     2. Матвиенко В. Образовательная  политика России на современном  этапе (тезисы доклада) // “Alma Mater (“Вестник высшей школы). – 2001. — № 9. — С. 17-21.

     3. Россия и страны мира / Статистический  сборник..— М., Госкомстат России. — 2002.

     4. Высшее и среднее профессиональное  образование в Российской Федерации.  — М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики  высшего образования. 

     5. Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность

     6. Основные направления социально-экономической  политики Правительства Российской  Федерации на долгосрочную перспективу 

     7. Федеральная программа развития  образования. Приложение к Федеральному  закону "Об утверждении Федеральной  программы развития образования"  от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ 

     8. Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования  России от 11.02.2002 N 393

Информация о работе Система образования в РФ