Сиротство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:45, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в анализе основных направлений государственной политики в сфере регулирования и профилактики социального сиротства в Российской Федерации и Приморского края.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-сделать анализ основных показателей социального сиротства в Российской Федерации и Приморском крае;
-определить основные направления правового регулирования отношений социального сиротства на федеральном и региональном уровнях;
-рассмотреть систему органов, регулирующих и осуществляющих профилактику в сфере социального сиротства;
-оценить отношение населения к проблемам социального сиротства;
-определить перспективы работы по профилактике социального сиротства в Приморском крае.

Работа содержит 1 файл

Речь.docx

— 20.47 Кб (Скачать)

Проблема  социального сиротства является сегодня проблемой, характерной  для многих стран. Распространение  явления социального сиротства  в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в  обществе, террором 20-х – 30-х годов, а также последствиями перестройки  конца 80-х – начала 90-х годов.

По  данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после Гражданской  и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

В настоящее время проблема детей-сирот  приобретает еще большую остроту  и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты.

Наиболее  существенным признаком последних  лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление  его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так  называемое скрытое социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падения нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Тенденция распада института семьи в  современной России, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности и беспризорности, преступности, приводит к тому, что кризисные явления  в социальной сфере продолжают углубляться  и достигают опасной черты. 

В связи с изложенным, проблема регулирования и профилактики социального сиротства остается по-прежнему острой и требует наиболее пристального внимания и изучения.

Объектом исследования является социальное сиротство. Предметом – государственная политика в сфере регулирования и профилактики социального сиротства в Российской Федерации и в Приморском крае.

Цель дипломного исследования состоит в анализе основных направлений  государственной политики в сфере  регулирования и профилактики социального  сиротства в Российской Федерации  и Приморского края.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

-сделать анализ основных  показателей социального сиротства  в Российской Федерации и Приморском  крае;

-определить основные  направления правового регулирования  отношений социального сиротства  на федеральном и региональном  уровнях;

-рассмотреть систему  органов, регулирующих и осуществляющих  профилактику в сфере социального  сиротства;

-оценить отношение населения  к проблемам социального сиротства; 

-определить перспективы  работы по профилактике социального  сиротства в Приморском крае.

В результате проведенного анализа  общее количество детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, в России насчитывается 713,5 тыс. человек, что составляет 3,7% от общего количества детского населения. Около 95 % всех несовершеннолетних растущих, вне семьи, в России это «социальные сироты». Из них 576,9 тыс. детей находятся на воспитании в семьях. Необходимо отметить, что среди всех форм семейного устройства большой популярностью пользуется опека и попечительство. Такая форма устройства как усыновление в Российской Федерации составляет всего 2,4%. Причинами столь невысокого уровня усыновлений детей российскими гражданами являются - боязнь не справиться с трудностями в будущем, высокая мера социальной ответственности усыновителя, неизвестная наследственность ребенка, не высокий уровень дохода, большинство из усыновителей хотели бы взять ребенка до трех-пяти лет, а также отсутствие психологического сопровождения в период адаптации ребенка в семье. Однако стоит отметь, что в общем по России за 2007 и 2008 гг. снизился уровень иностранного усыновления.

Около 20% детей в 2008 г. воспитывалось в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в негосударственных учреждениях. Несмотря на увеличение числа детей, переданных на воспитание в семейные условия, количество детей, помещенных в интернаты, не уменьшилось. При этом около 30 тыс. детей, переданных в замещающие семьи, ежегодно вновь пополняют детские учреждения.

В Приморском крае на 1 января 2009 г. детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, насчитывалось 13,8 тыс. человек. Несмотря на снижение уровня сиротства  в крае  данная цифра является неутешительной, в связи с тем, что уровень рождаемости детей  падает, а уровень смертности продолжает оставаться высоким. Процент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количества детского населения составил в 2005 г. - 2,6 %, в 2006 – 2,8 %, в 2008 – 3,2 %.

Из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было устроено в семью 77,5%, в детские государственные  учреждения 22,5%. 59,1% из детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, проживает в детском  доме.

В крае ежегодно выявляется свыше 2,5 тыс. детей, нуждающихся в их дальнейшем устройстве. Важно отметить, что  в отличие от общероссийского  показателя усыновление в приморском крае как приоритетная форма устройства стоит на втором месте и составляет 22%.

В связи с активным развитием  социальных форм устройства детей в  замещающие семьи сокращается контингент воспитанников детских учреждений.

Однако как сложное социальное явление социальное сиротство характеризуется  скрытостью, для преодоления которого необходимо вести учет детей и  семей, находящихся в сложном  социальном положении и которые, в случае отсутствия поддержки со стороны государственных органов  власти, могут стать его источниками.

Так, на территории Приморского края насчитывается 2469 семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП), в них 4915 детей, в том числе 637 многодетных семей или 25 % от общего числа семей в СОП.

Из них меры социальной поддержки  получают 54 % семей и 57 % детей.

На территории края действует 15 государственных  учреждений со статусом социально-реабилитационный центр. Главной целью данных учреждений является профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание социальной помощи детям и подросткам в возрасте от 3 до 18 лет. В таких центрах несовершеннолетним предоставляется квалифицированная социальная, медицинская, психолого-педагогическая, правовая помощь; услуги реабилитации на основе индивидуальных и групповых программ; проводятся занятия с логопедом и дефектологом; осуществляется развитие способностей детей; возвращение в кровную семью, после работы с родителями.

Системе подобных государственных  учреждений, осуществляет активное взаимодействие с различными общественными и  религиозными организациями, благотворительными фондами и т.д.

В системе государственных органов  и должностных лиц, осуществляющих регулирование и профилактику в  сфере социального сиротства  можно выделить органы, которые осуществляют нормативно-правовое регулирование, контроль над соблюдением и защитой  прав ребенка, оказывают социальную поддержку, представляют информацию о  формах устройства детей в замещающую семью, реализуют программы по оздоровлению воспитанников детских учреждений.

Таким образом, на сегодняшний день деятельность большинства государственных  органов в большей степени  направлена на решение уже сложившейся  ситуации, а среди органов осуществляющих ее профилактику можно назвать лишь органы социальной защиты, комиссию по делам несовершеннолетних и их территориальные  органы.

Правовое регулирование социального  сиротства и его профилактики осуществляется на федеральном и  региональном уровнях. Но и в данном случае из всего комплекса нормативно правовых актов большая их часть  направлена на регулирование социального  сиротства.

Для определения основных направлений  регулирования и профилактики социального  сиротства необходимо установить основные причины его роста и мнение населения к данной проблеме.

Исходя из результатов социологических  опросов проводимых в субъектах  Федерации и в Приморском крае в том числе, была выявлена следующая  ситуация.

Основным источником пополнения числа  социальных сирот является неблагополучная  семья.

Среди причин роста уровня социального  сиротства в Приморском крае в  ходе социологического опроса проводимого  в 2006 г. 69,8% населения отмечали распространение  пьянства и наркомании, 59% трудную  экономическую ситуацию, 49,1% падение нравственности в семье и обществе.

Эксперты в отличие от населения  на первое место среди причин социального  сиротства поставили обеднение  населения в связи со сложной  экономической ситуацией в стране.

96,8% населения и 72,3% экспертов  Приморского края обеспокоены  уровнем социального сиротства  в регионе. Высоким является  и показатель готовности населения  взять в семью приемного ребенка  – 66,9% с учетом всех вариантов согласия, но доминирующей является позиция «Да, в том случае, если это мой родственник» (32,8%). Из числа опрошенных жителей Приморского края, безусловно, согласных взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту оказалось 14,9%. Среди экспертов, кто, безусловно, мог бы взять ребенка в свою семью, их составило всего 3,2%.

Для эффективного регулирования и  профилактики социального сиротства  необходимо осуществлять:

  • возрождение духовной культуры государства, где семья, ее ценности станут занимать главенствующее место;
  • экономическую, законодательную, социальную поддержку семьи, материнства и детства;
  • работу по профилактике ранних отказов от новорожденных и социальному патронату несовершеннолетних матерей, через медицинские учреждения;
  • возрождение, развитие и пропаганду лучших воспитательных традиций и положительных примеров проживания детей в замещающих семьях, через образовательные, медицинские учреждения и средства массовой информации;
  • работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, через образовательные, медицинские, учреждения, учреждения социальной защиты населения и средства массовой информации;
  • реабилитацию неблагополучной семьи, в форме социального патроната, а также организовывать для детей из неблагополучных семей психолого-социальное сопровождение в образовательном и социальном пространстве, путем организации реабилитационного досуга, возврата детей в школу, тьюторского сопровождения, учреждения социальных гостиных;
  • разработку программ социальной адаптации выпускников детских учреждений, позволяющих им освоить независимое проживание, через развитие способностей детей;
  • разработку программ независимого проживания и учреждения социальных гостиниц;
  • работу по психологическому сопровождению сирот в средних специальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях;
  • квотирование рабочих мест для детей-сирот, предоставление налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу детей-сирот.

Деятельность по реабилитации семьи  и ребенка требует постоянной образовательной и супервизорской поддержки. Поэтому необходимо создавать краевую систему поддержки специалистов «помогающих семье», проводить их постоянное обучение и создавать возможность для обсуждения трудных случаев и задач в работе с семьями и детьми, а также обмена опытом.


Информация о работе Сиротство