Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:45, реферат
Цель работы состоит в анализе основных направлений государственной политики в сфере регулирования и профилактики социального сиротства в Российской Федерации и Приморского края.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-сделать анализ основных показателей социального сиротства в Российской Федерации и Приморском крае;
-определить основные направления правового регулирования отношений социального сиротства на федеральном и региональном уровнях;
-рассмотреть систему органов, регулирующих и осуществляющих профилактику в сфере социального сиротства;
-оценить отношение населения к проблемам социального сиротства;
-определить перспективы работы по профилактике социального сиротства в Приморском крае.
Проблема
социального сиротства является
сегодня проблемой, характерной
для многих стран. Распространение
явления социального сиротства
в нашей стране обусловлено комплексом
особых условий и процессов в
обществе, террором 20-х – 30-х годов,
а также последствиями
По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после Гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства.
В
настоящее время проблема детей-сирот
приобретает еще большую
Наиболее
существенным признаком последних
лет стало значительное увеличение
размеров социального сиротства, появление
его новых характеристик. Обнаружилось
качественно новое явление - так
называемое скрытое социальное сиротство,
которое распространяется под влиянием
ухудшения условий жизни
Тенденция распада института семьи в современной России, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности и беспризорности, преступности, приводит к тому, что кризисные явления в социальной сфере продолжают углубляться и достигают опасной черты.
В связи с изложенным, проблема регулирования и профилактики социального сиротства остается по-прежнему острой и требует наиболее пристального внимания и изучения.
Объектом исследования является социальное сиротство. Предметом – государственная политика в сфере регулирования и профилактики социального сиротства в Российской Федерации и в Приморском крае.
Цель дипломного исследования состоит в анализе основных направлений государственной политики в сфере регулирования и профилактики социального сиротства в Российской Федерации и Приморского края.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-сделать анализ основных
показателей социального
-определить основные
направления правового
-рассмотреть систему
органов, регулирующих и
-оценить отношение населения
к проблемам социального
-определить перспективы
работы по профилактике
В результате проведенного анализа общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России насчитывается 713,5 тыс. человек, что составляет 3,7% от общего количества детского населения. Около 95 % всех несовершеннолетних растущих, вне семьи, в России это «социальные сироты». Из них 576,9 тыс. детей находятся на воспитании в семьях. Необходимо отметить, что среди всех форм семейного устройства большой популярностью пользуется опека и попечительство. Такая форма устройства как усыновление в Российской Федерации составляет всего 2,4%. Причинами столь невысокого уровня усыновлений детей российскими гражданами являются - боязнь не справиться с трудностями в будущем, высокая мера социальной ответственности усыновителя, неизвестная наследственность ребенка, не высокий уровень дохода, большинство из усыновителей хотели бы взять ребенка до трех-пяти лет, а также отсутствие психологического сопровождения в период адаптации ребенка в семье. Однако стоит отметь, что в общем по России за 2007 и 2008 гг. снизился уровень иностранного усыновления.
Около 20% детей в 2008 г. воспитывалось в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в негосударственных учреждениях. Несмотря на увеличение числа детей, переданных на воспитание в семейные условия, количество детей, помещенных в интернаты, не уменьшилось. При этом около 30 тыс. детей, переданных в замещающие семьи, ежегодно вновь пополняют детские учреждения.
В Приморском крае на 1 января 2009 г. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывалось 13,8 тыс. человек. Несмотря на снижение уровня сиротства в крае данная цифра является неутешительной, в связи с тем, что уровень рождаемости детей падает, а уровень смертности продолжает оставаться высоким. Процент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количества детского населения составил в 2005 г. - 2,6 %, в 2006 – 2,8 %, в 2008 – 3,2 %.
Из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было устроено в семью 77,5%, в детские государственные учреждения 22,5%. 59,1% из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в детском доме.
В крае ежегодно выявляется свыше 2,5 тыс. детей, нуждающихся в их дальнейшем устройстве. Важно отметить, что в отличие от общероссийского показателя усыновление в приморском крае как приоритетная форма устройства стоит на втором месте и составляет 22%.
В связи с активным развитием
социальных форм устройства детей в
замещающие семьи сокращается контингент
воспитанников детских
Однако как сложное социальное
явление социальное сиротство характеризуется
скрытостью, для преодоления которого
необходимо вести учет детей и
семей, находящихся в сложном
социальном положении и которые,
в случае отсутствия поддержки со
стороны государственных
Так, на территории Приморского края насчитывается 2469 семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП), в них 4915 детей, в том числе 637 многодетных семей или 25 % от общего числа семей в СОП.
Из них меры социальной поддержки получают 54 % семей и 57 % детей.
На территории края действует 15 государственных учреждений со статусом социально-реабилитационный центр. Главной целью данных учреждений является профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание социальной помощи детям и подросткам в возрасте от 3 до 18 лет. В таких центрах несовершеннолетним предоставляется квалифицированная социальная, медицинская, психолого-педагогическая, правовая помощь; услуги реабилитации на основе индивидуальных и групповых программ; проводятся занятия с логопедом и дефектологом; осуществляется развитие способностей детей; возвращение в кровную семью, после работы с родителями.
Системе подобных государственных учреждений, осуществляет активное взаимодействие с различными общественными и религиозными организациями, благотворительными фондами и т.д.
В системе государственных
Таким образом, на сегодняшний день деятельность большинства государственных органов в большей степени направлена на решение уже сложившейся ситуации, а среди органов осуществляющих ее профилактику можно назвать лишь органы социальной защиты, комиссию по делам несовершеннолетних и их территориальные органы.
Правовое регулирование
Для определения основных направлений регулирования и профилактики социального сиротства необходимо установить основные причины его роста и мнение населения к данной проблеме.
Исходя из результатов социологических опросов проводимых в субъектах Федерации и в Приморском крае в том числе, была выявлена следующая ситуация.
Основным источником пополнения числа социальных сирот является неблагополучная семья.
Среди причин роста уровня социального сиротства в Приморском крае в ходе социологического опроса проводимого в 2006 г. 69,8% населения отмечали распространение пьянства и наркомании, 59% трудную экономическую ситуацию, 49,1% падение нравственности в семье и обществе.
Эксперты в отличие от населения
на первое место среди причин социального
сиротства поставили обеднение
населения в связи со сложной
экономической ситуацией в
96,8% населения и 72,3% экспертов
Приморского края обеспокоены
уровнем социального сиротства
в регионе. Высоким является
и показатель готовности
Для эффективного регулирования и профилактики социального сиротства необходимо осуществлять:
Деятельность по реабилитации семьи
и ребенка требует постоянной
образовательной и