Шпаргалки по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:54, аттестационная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Социология"

Работа содержит 1 файл

ответы по социологии.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

 

9. Психологическое направление в социологии (Л.Ф. Уорд, Г. Лебон, Г. Тард).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в  социологии образовалось в конце 19 — начале 20 в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории, литературоведения и т. п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей П. н. в с. Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего П. н.,— стремление искать ключ к объяснению всех обществ. явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или об-ва. Разновидности П. н. в с. выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий или принципов. Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс). Развитие об-ва рассматривалось как часть космической эволюции, к-рая носит направленный характер, т. е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными фактами объявлялись либо желания индивида (голод, жажда, половые потребности и т. п.), либо “сознание рода”, “коллективный телезис”, делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) искал основу обществ. жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями. Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X. Штейнталь) осн. исторической силой объявляли “народный дух”, выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках П. н. разрабатывались также проблемы групповой психологии (Лебон) — анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и “иррациональной толпы” и др. Сторонники теории подражания (Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный обществ. факт в подражании одного индивида др. Сторонники раннего интеракционизма (Кули) в кач-ве первичных фактов об-ва рассматривали представления, к-рые люди составляют друг о друге. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках “первичных групп”, Кули отождествил обществ, отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием. Заслугой представителей П. н. явл. то, что они привлекли внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

 

10. Социологическая теория  марксизма.

Основоположники марксистской  парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом процессе.

Основные труды:

-- «Капитал»,

-- «Немецкая идеология»,

-- «Манифест Коммунистической партии».

Маркс и Энгельс внесли важный  вклад в обогащение и развитие социологической мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах:

1)Полное и глубокое понимание  и изучение общества как социальной  системы. Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Именно способ производства является системообразующим компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими.

2)Выдвинули фундаментальное положение  социологической науки о том, что соц. знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.

3)Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как  естественно-исторического процесса, основанного на последовательной  и закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической мысли.

4)Являются одними из основателей  конфликтологического направления  в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.

5)Одна из первых попыток создания  теории стратификации – сделали  вывод об историческом характере  классов, которых не было в  древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.

6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества.

Ограниченность социологии марксизма:

1)Материалистическое понимание  истории позволило марксизму  четко выделить экономическую  жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но это сопровождалось  недооценкой и игнорированием других, нематериалистических факторов социального развития.

2)Марксистское учение о классах  и социальной борьбе позволило  лучше понять одну из важных  сторон функционирования и развития  общества, но одновременно оно  привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других классов.

3)Акцент на выявление всюду  конфликтов и противоречий позволил  лучше понять этот мощный источник  общественного развития и важную роль свершившихся социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и насилия.

4)Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной победы социализма в обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация марксизма, его извращения в теории и на практике.

 

11. Русская социология  XIX – начала XX: основные течения.

Несмотря на серьезное экономическое  и соц.-политическое отставание  тогдашней России от Запада, а  также на то, что социология пришла к нам из Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу 19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории.

Российская социолог. мысль того  времени имела возможность опираться  на достижения западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского освободительного движения.

Уже на том этапе выявилось, как и в зарубежной социологии, многообразие различных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже противоположные позиции. Основными из них были:

-- географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский);

-- органическое (Стронин, Лилиенфельд);

-- субъективистское (Лавров, Михайловский);

-- психологическое (Петражицкий, Кареев);

-- многофакторное (Ковалевский);

-- марксистское (Плеханов, Ленин).

Субъективистское направление: Лавров  и Михайловский наибольшее внимание  уделяли проблемам соотношения социального и исторического; предмета и метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории.

Марксистское направление: Плеханов  развивал идеи марксизма в  свете материалистического понимания  истории, разрабатывал вопрос о  соотношении роли личности  и народных масс в истории. Ленин больше внимания уделял роли классов, народных масс.

Психологическое направление: Петражицкий  определял социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Кареев критиковал О.Конта, подчеркивая роль коллективной психологии как переходной ступени между биологией и социологией, как подлинной основы последней.

Многофакторная концепция М.М.Ковалевского: плюралистический подход к изучению общества. Главные труды Ковалевского:

-- "Современная социология";

-- "Очерк развития социологических учений";

-- "Социология" (2 тома).

Ковалевского как социолога  интересовали следующие проблемы: связь социологии с историческими  науками; сравнительно-исторический метод исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные закономерности и общественный прогресс.

 

12. Сорокин П. А. –  выдающийся русский и американский  социолог. Теория социальной стратификации  и социальной мобильности.

Крупнейший социолог мирового уровня 20в. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи. Разработал теорию соц. стратификации и соц. мобильности в своей теории он объяснил, что любое общество не однородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт обществ, все общества в 20в в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).

Термин стратификация происходит от слова страты — означающего  слой. Под термином стратификация понимается следующее: в обществе имеют место социальное неравенство людей, т.е. неравенство в их общественном положении относительно друг друга. Проще говоря в обществе одни люди занимают более высокое положение, чем другие и это безошибочно определяется и ощущается всеми. Оснований для такого неравенства несколько. Один из первых к этой проблеме обратился П.А. Сорокин. Он считал, что таким основанием неравенства могут быть богатства, размеры богатства, образование, род занятий, партийная принадлежность и др.

В сорокинской социологии более  типичным (до последнего десятилетия) характерным была традиционная, уходившая  в 19в принцип стратификации. В  его основе лежит теория классов, больших групп людей, главным  основанием в различиях соц. положения  которых являются доходы и род занятий и еще 2-3, имеющих дополняющий характер. Выделяли страты: владельцев капиталов, рабочие, чиновники, крестьяне, люди свободных профессий (актеры, художники).

Западная концепция социальной стратификации 20в основывается на принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих:

  • естественную (биологическую, физическую и психическую) особенность людей;
  • социальную (разделение труда, доход, власть, собственность, уклад жизни, статусно-ролевые позиции) природу.

А социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:

  1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);
  2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;
  3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

В советской социология вместо термина  стратификация использовался термин классовая структура общества, где  применительно к советскому обществу выделялись класс рабочих, крестьян и слой интеллигенции. Считалось, что  интеллигенция не имеет своего особенного отличного от других отношения к собственности. Она работает либо на госпредприятиях как рабочие, либо в колхозах как крестьяне. Третьего класса не было.

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение  статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес.  Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:

Информация о работе Шпаргалки по социологии